БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ФРЕНЕ
На волне педагогической революции
начала девяностых годов в Россию была принесена
педагогика активного действия Селестена Френе,
педагогика практической жизни, самостоятельного
мышления, сотрудничества и творчества,
появившаяся в начале двадцатого века во Франции.
Идеи сочинения детьми свободных текстов,
“комплексы интересов”, детские типографии,
школьное самоуправление казались заманчивыми и
прекрасными, абсолютно необходимыми русским
детям. Возникшая тогда общественная организация
“Современная школа” сплотила
русско-французскую группу последователей идей
Френе для распространения их в России. За это
время многое изменилось в российской школе, во
многом стали иными дети, педагоги, родители.
Изменились сама педагогика Френе и наше
отношение к ней. Так сложилось, что в современных
обстоятельствах массовой школы эта педагогика
как целостная система оказалась
невостребованной. Ее растащили по кусочкам,
выбрав самые “вкусные” и наиболее применимые в
ситуации обычных уроков. Во многих школах дети
издают газеты (как правило, во второй половине
дня, после основных занятий, а у Френе создание
детских текстов было ведущей частью учебного
процесса ), пишут доклады, ездят на экскурсии. И
выходит, что Френе-педагогика в чистом виде
сохраняется сейчас (и то с огромным трудом,
встречая сопротивление образовательных
управленцев и родителей-консерваторов) лишь в
некоторых небольших частных школах. О том, что
произошло с педагогикой Френе в России за
прошедшие десять лет, размышляют Алла Шейнина и
Владислав Редюхин, бывшие сотрудники
общественной организации “Современная школа”
(Алла Шейнина живет сейчас в Париже, но приезжает
проводить семинары по педагогике Френе для
российских учителей). О трудностях, с которыми
сталкиваются учителя, защищая право на детский
интерес и собственную активность ребенка,
рассказывают Рустам Курбатов, директор лицея
“Ковчег-XXI” (г. Красногорск, Московская область)
и Татьяна Архипова, учитель из Набережных Челнов.
У каждого из них свой опыт активной педагогики,
свои представления о ребенке , учителе и учебном
процессе. Они предлагают свой взгляд на развитие
педагогики Френе в России за последние десять
лет.
Елена КЛЕПНЕВА,
президент Российской ассоциации педагогики
Френе
“Весна” без уроков. Саратовский
вариант
Я работаю учителем французского языка в
школе с углубленным изучением иностранного
языка с 1981 года. В 1992-м мы получили статус “Школа
с углубленным изучением иностранных языков”. С
этого времени стали активно развиваться наши
отношения с педагогами из других стран (до этого
Саратов был закрытым городом). В 1996 году к нам
приехал работать учитель из ФРГ Михаэль Блюмер.
Одним из первых его шагов был семинар для
учителей о педагогике Селестена Френе. В апреле
1997 года у нас прошла первая проектная неделя
“Весна”. Уроков не было, учителя в соответствии
с избранной темой объединились в команды и
руководили детскими проектами. Это был настоящий
триумф! С тех пор проектная работа вышла далеко
за рамки одной недели в учебном году, идет и на
уроках, и во внеурочное время. В 1998 году по
приглашению Жаклин Плесси я и областной методист
по французскому языку участвовали во
Всероссийском семинаре по педагогике Френе в
Самаре, организованном при поддержке посольства
Франции в России. Подобный семинар проходил в
следующем 1999 году в Саратове (80 участников из 10
городов России и французские френетисты). В 2000-м
местом проведения встречи была Казань,
инициатором – директор гимназии № 9 И.С.Закиров.
Четыре дня свободных мастерских (френетисты
называют их ателье) и творческих проектов,
открытые уроки с детьми гимназии, два выпуска
детских “Свободных текстов”. Делегация
саратовцев состояла из 10 человек, учителей и
преподавателей вузов. Почти все они были
ведущими, а не слушателями.
2001 год. Центром российского движения Френе стал
Саратов, средняя школа № 56. Натали
Перкен-Ясногородски вела ателье
“Гражданственность” в комиксах, Алла Шейнина –
ателье “Работа с песней”, Кристиан Лего –
«Праздники и традиции». Семинар и проектная
неделя сопровождались выпуском компьютерной
газеты “Вавилония”, над которой работали
ученики школы № 56 и лицея № 37. На этом семинаре
был переизбран президент Российской ассоциации
педагогики Френе. Им стала я, Елена Клепнева.
Надо сказать, что интерес к педагогике Френе в
Саратове стабилен, и деятельность стала
традиционной. Создана библиотека документов по
педагогике Френе, часть хранится в РЦФЯ, часть –
у меня дома. В марте 2002-го к нам приезжал член
Французской ассоциации педагогов Френе,
преподаватель профессионального лицея Мишель
Мюля для работы в семинаре для учителей
французского языка старших классов школ и лицеев
Саратова и области, он также провел несколько
занятий со студентами III курса педагогического
института. 27 апреля в СарИПКиПРО проходила
областная научно-методическая конференция
“Гуманитарное образование в школе: состояние,
проблемы обновления”, где в секции “Иностранные
языки” выступали четыре учителя-френетиста из
Саратова и Петровска с рассказом о своем опыте. В
конце июня в Саратов снова приехал Мишель Мюля
для проведения ателье «Рабочая библиотека в
педагогике Френе» в рамках регионального
семинара по библиотечному делу, организованному
по инициативе РЦФЯ.
И по-прежнему мы поддерживаем отношения с
Кристианом Лего, с Набережными Челнами, Казанью.
Жаль, молчит Кисловодск, Нягань, Самара... Но
движение продолжается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|