БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР
В одном из мартовских номеров 1993 года в
нашей газете появился необычный рассказ о школе:
большую часть его занимали фрагменты детских
тетрадей. Нас поразило, как из детских рисунков,
переводов, комментариев, небольших эссе, из
множества разных и непохожих взглядов на одно и
то же складывалось впечатление яркой
незабываемой встречи с античной культурой. Каким
секретом владел учитель, который смог раскрыть в
учениках тонкий и оригинальный взгляд на вещи? И
что происходит сейчас в этой педагогике, которая
для многих учителей становится «прорывом в
будущее»?
Нина КУЗНЕЦОВА
г. Новосибирск
О бесконечном множестве точек
удивления
13 лет назад, в марте 1989 года, я, тогда еще
молодой и неопытный преподаватель педагогики
Новосибирского пединститута, вместе со
студенткой первого курса Валентиной Касаткиной
попала на оргдеятельностную игру, которая
проводилась в Раубичах под Минском. Там мы
познакомились с молодыми педагогами из Риги. Они
привезли с собой экземпляр «Основ программы
Школы диалога культур», изданных Министерством
угольной промышленности, и дали нам ее почитать.
Поскольку на следующий день мы должны были
уехать, то читали и конспектировали программу
всю ночь, удивляясь, насколько неожиданно
близкими оказались идеи концепции нашим
представлениям о желаемом образовании:
во-первых, каждый ученик может и должен иметь
собственное мнение по поводу предмета
обсуждения. Во-вторых, разные мнения детей
обсуждаются в классе, и в процессе обсуждения
каждый вынужден предъявлять основания
собственной версии. И наконец, меня поразила
возможность встречи с различными культурами в
рамках школьного обучения.
В Новосибирске мы раздобыли книгу В.С.Библера
«Мышление как творчество» и читали ее чуть ли не
три месяца, так как на второй или даже на третий
раз уловить библеровскую мысль удавалось крайне
редко.
А первого сентября одна из четверокурсниц
экспериментальной группы вышла на практику в
класс шестилеток и пригласила нас с Валентиной
помогать ей вести естествознание в
диалогическом режиме – «по-библеровски».
Главное, что мы тогда понимали: чтобы урок был
диалогом, необходимо уделять внимание каждой
реплике ребенка, помогать ребенку в развитии
смысла, который заложен в его суждении, и
пытаться сделать так, чтобы дети слышали друг
друга и понимали различие своих версий. Сразу же
пришло осознание: уроки надо конспектировать
дословно. Тогда же было сделано второе не менее
важное наблюдение: подавляющее большинство
детей не удерживают вопрос в целом и отвечают на
него не по существу, а на что могут ответить.
Например, учитель (после показа опыта в классе)
спрашивает: «Почему некоторые предметы тонут в
воде?”
А. Гайка тяжелая, она тонет, а пробка
пластмассовая, поэтому плавает.
Б. Пластмасса легкая, а железо тяжелое.
В. Они тонут, потому что не умеют
плавать.
А. А я умею плавать по-разному.
В. А я только недавно научился.
Б. Я люблю лето, я всегда плаваю в речке,
а еще люблю рыбачить. Мы с папой один раз столько
рыбы поймали!
А. А корабли тоже плавают, только они
руками не машут.
Учитель. Интересно, железная гайка тонет, а
корабль железный плавает. Но гайка маленькая, а
корабль большой.
Б. Ему воздух помогает. В пластмассе
тоже воздух есть.
Г. (Долго держит руку.) А я знаю, где
хорошо карасей ловить, – в пруду…
Было видно также, что пока ребятам важнее не
поиск ответа (они уверены, что знают его), но
предъявление себя говорящего учителю.
Необходимы некоторое время и терпение учителя,
удерживающего суть разговора: «Какой вопрос был
задан?», «На тот ли вопрос ты отвечаешь?». С
помощью этих “корректировок” ребята научаются
сначала видеть разрыв между вопросом и ответами
своих одноклассников, а затем самостоятельно
удерживать существо обсуждаемой проблемы...
*
Пару лет спустя Валентина, уже студентка
четвертого курса, вышла на преддипломную
практику в первый класс одной из школ, где
классным руководителем была моя бывшая
студентка, которая разрешила любые вольности и
эксперименты на уроках математики. Тогда впервые
мы разработали и провели серию уроков,
провоцирующих у первоклассников сомнение в
дискретном видении мира, которое обычно
складывается в начальных классах. Оно
воплощается, скажем, в понимании числа, как
результата счета отдельных предметов. А мы
поставили вопрос: «Может ли так быть, что 1+1=1?»
Результат нашего примера сначала был с
негодованием отвергнут первоклассниками. Однако
проведенный на их глазах опыт капания из пипетки
в одно и то же место (капелька + капелька =
капелька) подвиг детей на размышления об
основаниях известной им математики. Ребята
задумались над тем: «Что есть число само по
себе?», «Откуда и как оно взялось – только ли из
пересчета предметов?», «Что такое единица и чем
она отличается от предмета?»...
Чтобы найти выход из ситуации, которая
выстраивалась на подобных уроках, детям было
нужно:
а) понять объективные основания имевшихся у них
знаний, а не «придумок» (к примеру, осознать свое
представление о мире как о совокупности
отдельностей – дискретов, следовательно, число
есть результат пересчета);
б) понять, что есть иные объективные основания, из
которых следуют иные знания;
в) увидеть противоречивость одновременного
существования двух разных логик и, как выход,
возможность построить собственное понятие
числа.
Иными словами, впервые нам удалось создать в
классе то, что в концепции ШДК называется точкой
удивления, в которой происходит переход от
осознания очевидности противоречия к попытке
его разрешения. Так наш урок «капелька+капелька»
вошел в анналы ШДК.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|