Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР 

В одном из мартовских номеров 1993 года в нашей газете появился необычный рассказ о школе: большую часть его занимали фрагменты детских тетрадей. Нас поразило, как из детских рисунков, переводов, комментариев, небольших эссе, из множества разных и непохожих взглядов на одно и то же складывалось впечатление яркой незабываемой встречи с античной культурой. Каким секретом владел учитель, который смог раскрыть в учениках тонкий и оригинальный взгляд на вещи? И что происходит сейчас в этой педагогике, которая для многих учителей становится «прорывом в будущее»?

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Интересы, рожденные в споре

В истории экспериментальных классов Школы диалога культур есть повторяющаяся деталь. Где бы ни начинался эксперимент, в Харькове, Новосибирске или Красноярске, всякий раз «каша заваривалась» после прочтения книги Владимира Библера «Мышление как творчество». Какая же чудесная, вдохновляющая сила сокрыта в этой книге?
Если пойти за ответом в библиотеку им. Ушинского, вам выдадут небольшую книжку с характерной библиотечной одежкой из серого картона. Внутри истрепанные страницы мелкого текста, многочисленные следы работы с карандашом. Текст непрост для понимания, но если внимательно вчитываться, возникает предчувствие открытия. Это и естественно, ведь Библер показывает, как обретается смелость мысли!
Как часто новая мысль, едва появившись на свет, слабеет, уступая натиску сомнений: а что в этом особенного? Вдруг это глупость? Может это наивно? Неубедительно. Неинтересно. Странно. Или чересчур претенциозно... В этом сонме сомнений слышится голос устоявшегося стереотипного мнения. Оно выковывалось и оттачивалось веками, и у него достаточно аргументов, чтобы парализовать самостоятельное движение мысли. А Владимир Соломонович говорит: не бойтесь этого голоса, он не враг вам. Более того, берите его в союзники, ибо мышление только тогда и возможно, когда внутри тебя осознается Собеседник, с которым ты вступаешь в диалог, чью мысль ты оспариваешь.
Выходит, не надо тратить энергию, чтобы разнести в пух и прах все сомнения. Получается, сомнения и есть дорога для продвижения мысли.

Запечатленное настоящее

Библер говорит: наступило время, когда культура оказалась в средоточии всей нашей жизни.
Колониальные революции, межнациональные конфликты, массовые миграции, развитие информационных технологий, значительное упрощение перехода из одной социальной группы в другую, быстрые и жесткие перемены в самых разных областях жизни привели к тому, что в конце ХХ века в сознании фактически каждого человека проявилось столкновение ценностей разных культур.
И вот, продолжает Библер, к нам уже стучится идеал Востока, который якобы предполагает отказ от эгоистичного индивидуального Я и единение со всем миром. О своей значимости заявляют африканские ценности: особое отношение к труду, магическое, колдовское отношение к природе. Ценности античности, которые, казалось бы, навсегда ушли в историю, тоже претендуют на свою актуальность. Красота, гармония, эстетизм – вот новые ориентиры для тех, кто желает прожить счастливую жизнь. Мы думали, что эпохи Возрождения и Просвещения существенно снизили роль христианства. Но сегодня христианское понимание человека как воплощение бессмертного Высшего начала претендует на основное место в нашей жизни, ее суть.

Истина на устах ребенка

Самое интересное, что в современном образовании, науке, философии, искусстве наблюдается схожая тенденция. Возьмем физику ХХ века: принцип неопределенности, принцип дополнительности, нелинейные теории поля говорят нам, что на ньютоновскую физику нельзя смотреть как на низшую или менее совершенную в сравнении с квантовой механикой. Оказывается, в каких-то предельных точках они переходят одна в другую.
Крупные математики, будь то Кантор или Гилберт, думают над тем, что есть число, что есть множество. В их рассуждениях или, скажем, в рассуждениях Гейзенберга появляются ссылки на пифагорейское и средневековое понимание числа.
Везде: в политике, в социальной жизни, в науке – возникает удивительный спор представлений Нового времени и давно минувших веков. Причем культура не просто спорит с другой культурой, идет разговор о началах человеческого мышления и существования: что есть «я», чем живое отличается от неживого, что есть число.
Что это нам напоминает? Ну конечно же любопытство ребенка 6 – 7 лет, у которого постоянно возникают те же «что?», «почему?» и «как?». Учителя уверены, что надо скорее пройти «незнайкины» трудности и бежать дальше за учебной программой. Но если на вершинах человеческой мысли «детские» вопросы сегодня имеют ключевое значение, не логичнее ли поставить в центр образования их?

Образы-монстры и точки удивления

На загадочной границе детской вопросительности и начинается Школа диалога культур.
Учебные диалоги на уроках всегда начинаются с вопроса ребенка или учителя, делающего обычный объект – слово, число, форму Земли – удивительным, требующим понимания, построения собственных гипотез.
Ребенок видит, что версии товарищей отличаются от его собственной и при этом некоторые из них звучат довольно убедительно.
Учитель не спешит объяснить загадочное явление с “правильной” точки зрения, он помогает развивать детям их видение, подмечая в нем различные способы понимания вещей, характерные для античной, средневековой, нововременной и современной культуры. Порой детские «теории» обретают яркую, запоминающуюся, иногда даже фантасмагоричную форму, превращаясь в «монстров». Под «образами-монстрами» в ШДК понимаются мыслительные построения ребенка, в которых удерживается его неповторимое индивидуальное видение учебной проблемы.
Да, учитель Школы диалога культур не подводит ребят к единственному правильному ответу. Каждую детскую идею, даже самую странную, учитель бережно перенимает, как будто голубя из рук в руки, – перенимает, холит и лелеет, проговаривает, выписывает на доске так, чтобы детские идеи столкнулись, чтобы родились новые мысли.

Ученое незнание

Что же можно вынести из такой школы? Скорее всего, ребенок выйдет из нее с ощущением незавершенности, незаконченности образования, с ощущением... незнания.
Даже после знакомства с научными представлениями о явлениях жизни их суть раскрывается не до конца, что-то остается непознанным, тайной. Это ощущение «вечных вопросов бытия» обогатит отношения детей с миром.
Уроки-диалоги помогают ребенку тоньше прочувствовать и развить собственную позицию, строить свое оригинальное мировоззрение. И эта чуткость к раскрывающемуся внутри себя миру, может быть, самое главное приобретение учеников. Недаром после открытого урока учителя ШДК Сергея Курганова в знаменитой школе Тубельского дети, по словам классного руководителя, весь день обсуждали это занятие, а некоторые говорили: «Я впервые почувствовал себя человеком».
...В начале книги Библер приводит слова выдающихся мыслителей разных времен, коротко и ярко раскрывающие значение диалога в культуре. По замыслу автора, эти жемчужины «должны передать читателю определенный эмоциональный настрой».
Позиция учителя ШДК также предполагает соответствующую настроенность. Учитель не может сделать учебный материал удивительным и парадоксальным для ребенка, не проделав то же самое для себя.
Настрой обладает удивительным свойством. Я много раз замечал это: если, даже не важно по каким причинам, появляется чувство значимости, богатой содержательности чего бы то ни было, через некоторое время это содержание начинает приоткрываться, и часто с неожиданной стороны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru