БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР
В одном из мартовских номеров 1993 года в
нашей газете появился необычный рассказ о школе:
большую часть его занимали фрагменты детских
тетрадей. Нас поразило, как из детских рисунков,
переводов, комментариев, небольших эссе, из
множества разных и непохожих взглядов на одно и
то же складывалось впечатление яркой
незабываемой встречи с античной культурой. Каким
секретом владел учитель, который смог раскрыть в
учениках тонкий и оригинальный взгляд на вещи? И
что происходит сейчас в этой педагогике, которая
для многих учителей становится «прорывом в
будущее»?
Интересы, рожденные в споре
В истории экспериментальных классов
Школы диалога культур есть повторяющаяся деталь.
Где бы ни начинался эксперимент, в Харькове,
Новосибирске или Красноярске, всякий раз «каша
заваривалась» после прочтения книги Владимира
Библера «Мышление как творчество». Какая же
чудесная, вдохновляющая сила сокрыта в этой
книге?
Если пойти за ответом в библиотеку им. Ушинского,
вам выдадут небольшую книжку с характерной
библиотечной одежкой из серого картона. Внутри
истрепанные страницы мелкого текста,
многочисленные следы работы с карандашом. Текст
непрост для понимания, но если внимательно
вчитываться, возникает предчувствие открытия.
Это и естественно, ведь Библер показывает, как
обретается смелость мысли!
Как часто новая мысль, едва появившись на свет,
слабеет, уступая натиску сомнений: а что в этом
особенного? Вдруг это глупость? Может это наивно?
Неубедительно. Неинтересно. Странно. Или
чересчур претенциозно... В этом сонме сомнений
слышится голос устоявшегося стереотипного
мнения. Оно выковывалось и оттачивалось веками, и
у него достаточно аргументов, чтобы парализовать
самостоятельное движение мысли. А Владимир
Соломонович говорит: не бойтесь этого голоса, он
не враг вам. Более того, берите его в союзники, ибо
мышление только тогда и возможно, когда внутри
тебя осознается Собеседник, с которым ты
вступаешь в диалог, чью мысль ты оспариваешь.
Выходит, не надо тратить энергию, чтобы разнести
в пух и прах все сомнения. Получается, сомнения и
есть дорога для продвижения мысли.
Запечатленное настоящее
Библер говорит: наступило время, когда
культура оказалась в средоточии всей нашей
жизни.
Колониальные революции, межнациональные
конфликты, массовые миграции, развитие
информационных технологий, значительное
упрощение перехода из одной социальной группы в
другую, быстрые и жесткие перемены в самых разных
областях жизни привели к тому, что в конце ХХ века
в сознании фактически каждого человека
проявилось столкновение ценностей разных
культур.
И вот, продолжает Библер, к нам уже стучится идеал
Востока, который якобы предполагает отказ от
эгоистичного индивидуального Я и единение со
всем миром. О своей значимости заявляют
африканские ценности: особое отношение к труду,
магическое, колдовское отношение к природе.
Ценности античности, которые, казалось бы,
навсегда ушли в историю, тоже претендуют на свою
актуальность. Красота, гармония, эстетизм – вот
новые ориентиры для тех, кто желает прожить
счастливую жизнь. Мы думали, что эпохи
Возрождения и Просвещения существенно снизили
роль христианства. Но сегодня христианское
понимание человека как воплощение бессмертного
Высшего начала претендует на основное место в
нашей жизни, ее суть.
Истина на устах ребенка
Самое интересное, что в современном
образовании, науке, философии, искусстве
наблюдается схожая тенденция. Возьмем физику ХХ
века: принцип неопределенности, принцип
дополнительности, нелинейные теории поля
говорят нам, что на ньютоновскую физику нельзя
смотреть как на низшую или менее совершенную в
сравнении с квантовой механикой. Оказывается, в
каких-то предельных точках они переходят одна в
другую.
Крупные математики, будь то Кантор или Гилберт,
думают над тем, что есть число, что есть
множество. В их рассуждениях или, скажем, в
рассуждениях Гейзенберга появляются ссылки на
пифагорейское и средневековое понимание числа.
Везде: в политике, в социальной жизни, в науке –
возникает удивительный спор представлений
Нового времени и давно минувших веков. Причем
культура не просто спорит с другой культурой,
идет разговор о началах человеческого мышления и
существования: что есть «я», чем живое отличается
от неживого, что есть число.
Что это нам напоминает? Ну конечно же любопытство
ребенка 6 – 7 лет, у которого постоянно возникают
те же «что?», «почему?» и «как?». Учителя уверены,
что надо скорее пройти «незнайкины» трудности и
бежать дальше за учебной программой. Но если на
вершинах человеческой мысли «детские» вопросы
сегодня имеют ключевое значение, не логичнее ли
поставить в центр образования их?
Образы-монстры и точки удивления
На загадочной границе детской
вопросительности и начинается Школа диалога
культур.
Учебные диалоги на уроках всегда начинаются с
вопроса ребенка или учителя, делающего обычный
объект – слово, число, форму Земли –
удивительным, требующим понимания, построения
собственных гипотез.
Ребенок видит, что версии товарищей отличаются
от его собственной и при этом некоторые из них
звучат довольно убедительно.
Учитель не спешит объяснить загадочное явление с
“правильной” точки зрения, он помогает
развивать детям их видение, подмечая в нем
различные способы понимания вещей, характерные
для античной, средневековой, нововременной и
современной культуры. Порой детские «теории»
обретают яркую, запоминающуюся, иногда даже
фантасмагоричную форму, превращаясь в
«монстров». Под «образами-монстрами» в ШДК
понимаются мыслительные построения ребенка, в
которых удерживается его неповторимое
индивидуальное видение учебной проблемы.
Да, учитель Школы диалога культур не подводит
ребят к единственному правильному ответу. Каждую
детскую идею, даже самую странную, учитель
бережно перенимает, как будто голубя из рук в
руки, – перенимает, холит и лелеет,
проговаривает, выписывает на доске так, чтобы
детские идеи столкнулись, чтобы родились новые
мысли.
Ученое незнание
Что же можно вынести из такой школы?
Скорее всего, ребенок выйдет из нее с ощущением
незавершенности, незаконченности образования, с
ощущением... незнания.
Даже после знакомства с научными
представлениями о явлениях жизни их суть
раскрывается не до конца, что-то остается
непознанным, тайной. Это ощущение «вечных
вопросов бытия» обогатит отношения детей с
миром.
Уроки-диалоги помогают ребенку тоньше
прочувствовать и развить собственную позицию,
строить свое оригинальное мировоззрение. И эта
чуткость к раскрывающемуся внутри себя миру,
может быть, самое главное приобретение учеников.
Недаром после открытого урока учителя ШДК Сергея
Курганова в знаменитой школе Тубельского дети,
по словам классного руководителя, весь день
обсуждали это занятие, а некоторые говорили: «Я
впервые почувствовал себя человеком».
...В начале книги Библер приводит слова
выдающихся мыслителей разных времен, коротко и
ярко раскрывающие значение диалога в культуре.
По замыслу автора, эти жемчужины «должны
передать читателю определенный эмоциональный
настрой».
Позиция учителя ШДК также предполагает
соответствующую настроенность. Учитель не может
сделать учебный материал удивительным и
парадоксальным для ребенка, не проделав то же
самое для себя.
Настрой обладает удивительным свойством. Я много
раз замечал это: если, даже не важно по каким
причинам, появляется чувство значимости, богатой
содержательности чего бы то ни было, через
некоторое время это содержание начинает
приоткрываться, и часто с неожиданной стороны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|