Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ВЕРОЯТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Десять лет назад в Екатеринбурге в отдельно взятом первом классе началась такая жизнь, как будто те, кто здесь работает, никогда и не слыхали про то, что такое классно-урочная система, план урока, необходимый минимум знаний. Саша Лобок, на взгляд честного обывателя и крепкого учителя, чрезвычайно странная и ненадежная личность, набрал первоклашек и стал творить с ними такое, что нормальному учителю их стало бы жалко. Правда, этих не жалели: окрестные школы с радостью отдали в экспериментальный класс тех ребятишек, с которыми совсем уж не могли справиться. Рассуждали, видимо, примерно так: “Все равно с ними уже все ясно, так что пусть ставит свои эксперименты”.
Читатели “ПС” чуть ли не первыми в стране узнали про экспериментальный класс Лобка, в котором дети сначала учились писать, да еще и писать стихи, а вовсе не читать. Они и писали – сначала страшно коряво и далеко не всегда понятно, на ватманах, развешанных вдоль стен. Потом – в тетрадях, но все еще страшно коряво, без знаков препинания и без “жи” и “ши” – пиши через “и”. Вместо урока – какие-то посиделки и чтение вслух произведений малолетних поэтов. Вместо программы – непонятное дрейфование от одной темы к другой, от автора к автору, от вопроса к вопросу.
Пытались добиться от Лобка, в чем его тайный план. Подозревали, что он гнет свою линию и примерно представляет себе, что получится. Он легкомысленно признавался в отсутствии генерального плана и утверждал, что хочет только одного: сделать детей субъектами культуры, погрузить их в культуру в качестве творцов, а не только в качестве потребителей и посмотреть, что из этого получится. “А вдруг ничего не получится?” – спрашивали коллеги, философы, педагоги, а также мы, журналисты. Саша высокомерно улыбался: как это не получится? Культура она на то и культура, что только внутри нее-то все и получается.

Вита МАЛЫГИНА

Post scriptum,
или Слово о вычислении сонетов
и гармонизации алгебры

А еще я хотела описать то, что увидела на уроках в школе Саши Лобка. Например, случай, когда дети (пятиклашки) писали по заданию сонет. Как Саша им объяснял, чем сонет отличается от других стихотворных форм. Как получилось, что, объясняя про сонет, он умудрился рассказать про Шекспира и про одного итальянского композитора, речь о котором шла недавно на уроке истории. Оказалось, что он жил в одно время с Шекспиром. Как дети получили задания найти дома или в школьной библиотеке томик Шекспира и выучить какой-нибудь сильно понравившийся сонет наизусть.
Или другой пример, когда в этом же пятом классе двое ребят выразили желание дополнительно заняться алгеброй, а еще пара детей сказали, что и они бы тоже позанимались, но боятся, потому что алгебра – очень сложный предмет. И Саша предложил детям придумать какие-нибудь способы справиться со страхом. Дети с готовностью набросали несколько вариантов. Например, такой: нарисовать алгебру на бумажке, а потом потоптать и порвать. Получилось штук восемь разных способов. А потом он предложил каждому испробовать те способы, которые ему больше всего понравились, и посмотреть, что будет со страхом перед алгеброй. Кончилось все это дело тем, что класс, высунув от усердия языки, решал примеры.
Или про то, как взрослые дети, девятиклассники (теперешние одиннадцатиклассники), задавали вопросы на уроке русского языка и как они на них отвечали, не стараясь сказать то, что надо, а выразить то, что они по этому поводу подумали. И как учитель умудрялся подхватить ребячьи идеи и дать каждому задание, которое помогло бы эту идею развить.
В общем, хотела показать, как у Лобка это работает. Но вспомнила, как однажды в десятом, наверное, классе к нам пришла заменять нашу преподавательницу физики чужая учительница. И как она честно собиралась “проходить” с нами положенную тему. И как у нее это не получалось, потому что, пока она говорила, по дороге ей попадалось много интересного. И мы слушали раскрыв рты. И даже что-то говорили сами, удивляясь, что и в пространстве физики, оказывается, можно размышлять с интересом. А потом в конце урока учительница извинялась за то, что мы опять не успели по программе. После тех нескольких уроков я почему-то навсегда полюбила постулаты Бора. И самого Бора, между прочим. И вот сейчас я, навсегда распростившаяся с физикой на выпускных экзаменах в десятом классе, хочу сказать ей, этой залетевшей к нам по случайности учительнице: “Дорогая Александра Николаевна (так, кажется)! Спасибо вам за Бора. И зря вы, оказывается, тогда извинялись, что не успели по программе. Все вы, оказывается, делали правильно”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru