БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ВЕРОЯТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Десять лет назад в Екатеринбурге в
отдельно взятом первом классе началась такая
жизнь, как будто те, кто здесь работает, никогда и
не слыхали про то, что такое классно-урочная
система, план урока, необходимый минимум знаний.
Саша Лобок, на взгляд честного обывателя и
крепкого учителя, чрезвычайно странная и
ненадежная личность, набрал первоклашек и стал
творить с ними такое, что нормальному учителю их
стало бы жалко. Правда, этих не жалели: окрестные
школы с радостью отдали в экспериментальный
класс тех ребятишек, с которыми совсем уж не
могли справиться. Рассуждали, видимо, примерно
так: “Все равно с ними уже все ясно, так что пусть
ставит свои эксперименты”.
Читатели “ПС” чуть ли не первыми в стране узнали
про экспериментальный класс Лобка, в котором
дети сначала учились писать, да еще и писать
стихи, а вовсе не читать. Они и писали – сначала
страшно коряво и далеко не всегда понятно, на
ватманах, развешанных вдоль стен. Потом – в
тетрадях, но все еще страшно коряво, без знаков
препинания и без “жи” и “ши” – пиши через “и”.
Вместо урока – какие-то посиделки и чтение вслух
произведений малолетних поэтов. Вместо
программы – непонятное дрейфование от одной
темы к другой, от автора к автору, от вопроса к
вопросу.
Пытались добиться от Лобка, в чем его тайный план.
Подозревали, что он гнет свою линию и примерно
представляет себе, что получится. Он
легкомысленно признавался в отсутствии
генерального плана и утверждал, что хочет только
одного: сделать детей субъектами культуры,
погрузить их в культуру в качестве творцов, а не
только в качестве потребителей и посмотреть, что
из этого получится. “А вдруг ничего не
получится?” – спрашивали коллеги, философы,
педагоги, а также мы, журналисты. Саша
высокомерно улыбался: как это не получится?
Культура она на то и культура, что только внутри
нее-то все и получается.
Когда 3 февраля 1994 года в нашей газете
появился целый разворот с очерком Марии Барабаш
об Александре Лобке, его ученики были в первом
классе. Сейчас они – выпускники. Для них
заканчивается школьное детство. Очерк Марии
Барабаш предваряла заметка Симона Львовича.
“ПЯТЕРКА И 45 ПЛЮСОВ
Когда человек летит в самолете, он не
может не подумать о том, что будет, если вдруг
авария. Как рассказывал в редакции «Первого
сентября» учитель Александр Михайлович Лобок, он
тоже думал в полете из Екатеринбурга в Москву.
Думал он так: «Что же я наделал? Если что, то я –
ладно. Но ведь детские тетради, которые со мной,
пропадут. Надо было сделать ксерокопии!»
Благополучно довез Александр Михайлович
действительно редкость, раритет. Мы листали и
рассматривали их всем школьным отделом и
удивлялись человеку, который может поставить
пятерку с сорока пятью плюсами (сам считал). И
есть за что: видно, как на глазах из страницы в
страницу раскрывается маленький человек. Не
научился писать (хотя и это произошло), а
раскрылся – ну точно как невиданный нежный
цветок: любуйтесь!
Опыт Александра Михайловича, о котором на этих
страницах рассказывает наша газета, уникален.
Такого не было. Сумейте оценить его, постарайтесь
понять страсть и талант учителя.
До сих пор думали, что маленькие дети могут
открыться лучше в рисунке. Оказалось – в слове
тоже. Только учитель должен вести себя
по-другому. Он остается учителем, без него ничего
бы не случилось, но у него принципиально иное
поведение. Он не учит, он будит (не будоражит –
будит) души, он дает возможность высказаться без
правил, он словно помогает оформиться неясным
детским стремлениям и вылиться в быстром,
захлебывающемся письменном слове, он и вымогает
самовыражение, как пишет М.Барабаш, как будто
немые заговорили – вот чудо, совершаемое на
уроке учителя Лобка.
Глазам своим не поверишь, когда читаешь строчки,
написанные детьми, когда они слушали Четвертую
симфонию А.Шнитке. Драматизм музыки ХХ века остро
совпадает с драматизмом детской души. Один
слышит гром, у другой возникает образ розы, не
похожей на всех, потому что она необычного цвета.
Нет, не могу не привести детские строчки, над
которыми можно было бы поставить заглавие
«Слушая музыку Шнитке»:
Переливается музыка в гром,
Гром умирает в ответ,
А музыка воскресает.
И зажили они счастливо.
Эксперимент екатеринбургского учителя
открывает перед нами совершенно новое понимание
школы и учения. Значит, так – можно? Значит, это –
реальность? И мы снова наполняемся верой в детей,
которая дается нам так трудно.
Идет новое поколение учителей-новаторов. Они не
перечеркивают труды прежних прославленных
учителей. Просто это другие, по-новому свободные
люди. Хорошо.
Наконец, надо похвалить и нашего корреспондента
Марию Барабаш. Недавняя выпускница факультета
журналистики МГУ, она практически впервые пишет
о школе. Но оцените – как просто, ясно, серьезно.
Об Александре Лобке уже писал наш Андрей Русаков.
Маша продолжает его работу.
Будут новые учителя, будут новые школьные
журналисты, будет другая школа – будет и лучшая
жизнь у детей. И заживем мы счастливо.
Один шестилетний мальчик из класса А.Лобка
признался учителю: «Мне сегодня впервые в жизни
приснился хороший сон», – и он записал его, свой
сон:
Мне приснилось, что я лечу
На большой белой чайке
Над цветочным лугом,
Над речкой и над лесом.
Маша Барабаш тоже написала свой очерк
так, словно ей впервые приснился хороший сон о
школе.
Самолет долетел, тетради не пропали, очерк
написан, газета выходит, труды человеческие
продолжаются.
Симон СОЛОВЕЙЧИК”
И все же. Что сегодня с тем
образованием, которое придумал для своих
учеников Александр Лобок?
Воздух неопределенности
Систематический, привычный и приятный в
своем постоянстве мир, в котором все поезда,
вышедшие из пункта А, всегда попадали в пункт Б,
мир, где ответы считались главнее вопросов,
постепенно, не очень суетясь просочился сквозь
пласты культуры и вдруг весь вышел.
Неопределенность завладела всеми человеческими
институтами, от семьи до политики. И надо учиться
жить в мире, который перестал быть определенным.
Но школа, по крайней мере наша российская школа,
хватается за принцип определенности изо всех
сил. Отсюда – истерика последних
двадцати–пятнадцати лет, давших школе
относительную свободу, по поводу “падения
уровня образования детей и ухудшения качества
образования”. Отсюда –
родительско-репетиторская вакханалия и зверские
приемные экзамены для первоклашек в так
называемые хорошие школы (то есть как раз те, где
принцип определенности соблюдается порой ценой
здоровья подопечных). Отсюда же стремление
навязать школе стандарты.
Эксперимент Александра Лобка – попытка
построить новую школу, которая ценит свободу
больше, чем знания, изменчивость мира – больше,
чем его сомнительное постоянство.
С тех пор как появился в Екатеринбурге первый
класс Лобка, много воды утекло. Самого Александра
Михайловича перестали считать маргиналом и
эксцентриком, а стали приглашать на разные
серьезные педагогические тусовки в качестве
эксперта. Он теперь ходит в костюме и галстуке, и
даже прическа его приняла некое подобие
благообразия. Школа за Уралом перестала быть
заповедником: в Нижнем Новгороде уже восьмой год
идет работа в еще одном классе вероятностного
образования. Существование этого класса,
практически автономное, опровергло
предположение о том, что система Лобка
нетранслируема, потому что-де проистекает из
особенностей его личности. Хотя она, безусловно,
именно из них и проистекает.
За эти десять лет, по-моему, случилось еще вот что:
вероятностное образование перестало быть одной
из возможных образовательных систем, а
превратилось скорее в педагогическое
мировоззрение. Что, возможно, гораздо важнее. Я бы
даже сказала так: вероятностное образование –
это нечто вроде вируса, который уж коли
синтезировался где-то в недрах культурного и
педагогического процесса, то избежать его
невозможно практически никому. А главное, с ним
уже невозможно существовать так, как будто вовсе
ничего и не изменилось. Так же как после
появления стихов Пушкина уже невозможно было
считаться современным поэтом, если ты слагаешь
оды в духе Сумарокова.
Пожалуй, самое большое потрясение по этому
поводу я испытала, когда в один из своих приездов
в Москву года два назад Лобок вдруг сказал, что
его пригласили проводить семинар в хорошо
знакомом мне Волгограде. Я была потрясена, потому
что Волгоград – это вам не богатые Тюмень и
Якутия, не просвещенный Нижний. Это город, где
педагогические вольнодумства решительно не
приживаются. А тут – такая новость, такая
смелость! Или не новость, не смелость, а уже и
органическая невозможность существовать в
условиях школы, пичкающей детей знаниями и не
дающей инструментов добывания этих знаний?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|