Эстафета вопросов
Главное, что я научилась делать лучше за
20 лет работы в 91-й школе, – видеть детей. Система
развивающего обучения нацеливает педагога на то,
чтобы он умел видеть и понимать ребенка. Как?
Когда педагог готовится к уроку в традиционной
школе, он про учеников думает примерно так: “Петя
давно не отвечал, Ваню надо подтянуть”. Мы же,
проектируя урок, должны думать не просто о том,
кого я спрошу – Васю, Петю или Колю, а что Вася,
Петя или Коля мне ответит. То есть мы вынуждены
вставать на точку зрения ребенка, причем
вставать еще до начала урока, проектируя
возможные ответы детей.
И чего я никак не могла предположить, с младшими
школьниками оказалось невероятно интересно
работать. Прежде, как и многие, думала: маленький
– значит еще не очень умный.
Оказалось, что семилетние дети имеют свои
суждения, умные и нетривиальные.
Иногда даешь ученикам задачу, решение которой
сама еще не додумала до конца, а человек пять уже
его знают и могут объяснить. Я всегда радуюсь,
когда в классе есть дети, которые точно умнее
меня.
Путь к неправильному ответу
Развивающее обучение устроено так, что
учителям приходится учиться вместе с детьми.
Например, окончив математический факультет, я
никогда не думала о сути умножения. Почему,
умножая в столбик 123 на 45, мы соблюдаем эту, а не
другую последовательность действий?
В традиционной школе это не обсуждается. Там в
начальных классах обучение во многом строится на
авторитете учителя: “Если Елена Александровна
сказала, что так правильно, значит, надо делать
так”. И педагог просто показывает способ
действия и говорит: “Ты должен делать так и так.
Все поняли? Нет еще? Давайте решим еще пример”.
Но если не разбираться в сути математических
действий, возникает непонимание, которое потом
будет тяжело преодолеть.
Готовя задания к уроку, помимо правильных мы
планируем неверный ответ. Если у детей не
возникает ошибочной версии, учитель предлагает
ее сам. Зачем?
Во-первых, это провоцирует детей на обсуждение,
спор, разоблачение неверного ответа. Но есть и
другая сторона дела. Если считать, что учитель –
это человек, который не ошибается и всегда знает,
как надо, то ошибаться самому страшно. А если
учитель ошибается, то и я имею право на ошибку.
При этом важно, чтобы учитель был естествен в
своем “заблуждении”: это должна быть ошибочная,
но не бессмысленная гипотеза. Задача учителя:
искренне встать на возможную точку зрения
ребенка.
Я видела уроки, где после слов учителя: “А мне
кажется, что здесь надо поставить число 6” –
ребята сразу показывали педагогу минус: “Вы
шутите, Ольга Ивановна”. В этом случае обучение
сводилось к игре, несерьезному
времяпрепровождению.
Совсем другая история произошла у меня с одним из
учеников четвертого класса, который вместе с
тремя одноклассниками должен был проводить урок.
Каждый из них готовил какую-то часть работы: один
сочинял задачи, другой писал конспект... И вот
Володя пришел со своими придумками: “Вот какую
задачу я дам ребятам”. Спрашиваю: “А ты подумал,
как они тебе ответят?” “Да, – говорит, – они
решат ее вот так”. – И показывает мне правильное
решение. “Наверное, – соглашаюсь я, – но, когда
они это сделают, ты скажи: а я предлагаю 6 умножить
на 8, потому что...” Володя смотрит на меня
удивленно: “Но это же неверно!” – “Неверно, но
ты попробуй им так сказать”. Тут надо было видеть
Володю, как он сначала покраснел, потом
побледнел, затем говорит: “Боже мой, я все
понял!”
Все эти годы он верил, что, если я предлагаю
что-либо, значит, я сама думаю, что так нужно
делать. Затем у нас состоялся еще один разговор
на эту тему, где Володя раскрыл причину ловушек:
“Конечно, если я им так скажу, они сразу начнут со
мной спорить, и тогда все поймут, как решать, даже
Вася”.
Учитель бросает мячик...
Как-то мне позвонил Виталий Рубцов: надо
поехать в другой город рассказать учителям про
развивающее обучение. Первая реакция –
удивление: “Какие лекции?! Я же не психолог, не
ученый...” В ответ слышу: “Кто может, если не вы,
которая уже больше 15 лет работает в 91-й школе?”
Так для меня начался новый этап работы. Как
оказалось, учителю развивающего обучения можно
многое перенять у опытных учителей традиционной
школы, особенно в том, что касается проблемы
навыков. С другой стороны, когда готовишься к
встрече с учителями, происходит более глубокое
осмысление собственного опыта, находятся новые
ответы на вопрос: что и зачем ты делала на уроке?
К примеру, почему мы так радуемся, когда на уроке
получается дискуссия? Казалось бы, что
особенного, и в обычных классах учителя
устраивают обсуждение различных заданий.
Все дело в том, как мы понимаем дискуссию на
уроке. Представьте: учитель бросает мячик
ребенку: “Петя, а ты как думаешь?” Петя отвечает,
и мяч возвращается к учителю, потом учитель
задает вопрос другому ребенку, и мяч опять
возвращается ко взрослому. Это типичная картина.
Мы же хотим, чтобы возникла иная ситуация:
учитель бросил мячик ребенку, ребенок другому
ученику, а другой третьему... И так далее, чтобы
мяч хотя бы три-четыре раза переходил от ребенка
к ребенку, прежде чем он вернется к учителю.
Мне запомнился вот какой случай. Во время урока
второклассникам надо было что-то проделать на
числовой прямой. Один ученик вышел к доске и
обозначил положение числа там, где он посчитал
нужным. Другой мальчик, видя, что одноклассник
ошибся, не вытерпел, встал, сам вышел к доске и
стал что-то объяснять первому. Тут же подошел
третий и тоже включился в разговор, предлагая
свой путь поиска решения. Все остальные, в том
числе я, наблюдали, как они сообща пытаются
пробиться к решению. В конце концов дети пришли к
общему мнению, развернулись к нам и сказали: “Мы
считаем так-то”. Не помню точно, сколько это
продолжалось, может быть, минут семь, может,
десять, но это было здорово!
Обычно в школе ученики выполняют то, что просит
или требует учитель. И это задание мало
затрагивает их чувства. Задевать может тройка,
двойка, а чтобы сама математическая проблема
трогала детей, чтобы ребята этим жили некоторое
время – такого, как правило, не происходит.
А у нас это не на каждом уроке, но, к счастью,
иногда бывает.
В этом году я впервые взяла 7 класс. Для РО это
сейчас самый “экспериментальный” отрезок
курса. Учебников нет, разработки заданий и темы
получаешь свежие, неапробированные. Возникает
радостное ощущение начала: словно вернулась во
времена 70-х, когда разрабатывалась математика
для начальной школы. Сергей Федорович Горбов,
автор всей математической части развивающего
обучения, как всегда, поражает меня своим
видением математики. Именно он открыл для меня
новый взгляд на известные в математике понятия и
законы.
Впереди много нового, наверное, будут и приятные
моменты, и неудачи, но я считаю: когда у меня
что-либо не ладится, значит, я где-то
недоработала. А если все получается, конечно, я
молодец, но, главное – у меня дети замечательные!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"