БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Система Эльконина-Давыдова
С января 1993 года газета начала большой
разговор о системе Эльконина–Давыдова,
оказавшейся в cредоточии и споров, и проблем, и
перемен в российском образовании. Мы
вслушивались в выступления Владимира Репкина и
Василия Давыдова и рассказывали о многих школах
с классами развивающего обучения. Школы РО не
копировали одна другую, хотя они и были узнаваемы
по особому духу, в них можно было увидеть
собственные находки, оригинальные и интересные
формы работы с детьми.
За десятилетие, прошедшее со времени наших
первых публикаций, в системе РО появилось много
новшеств, начат интересный эксперимент по
построению средней школы. Можно обсуждать, какие
перемены отнести к достижениям сторонников
развивающего обучения, а что стало их актуальной
задачей или, пользуясь их терминологией, “зоной
ближайшего развития”.
Холмы – это боль и гордость.
Холмы – это край земли.
Чем выше на них восходишь,
Тем больше их видишь вдали –
в этих строках Бродского словно
отразилась судьба системы развивающего обучения
Эльконина–Давыдова.
Чем более выстроенной становилась эта система,
чем очевиднее были ее преимущества и недостатки,
тем больше возникало направлений
экспериментальной работы.
Когда думаешь о развивающем обучении,
представляется метафора пути, который уходит
вдаль, за край обжитой территории, в неизведанные
земли, где встречаются неожиданности, опасности
и радость видеть красоты, о существовании
которых даже не догадывался. Как говорят сами
учителя развивающего обучения, в их работе
«постоянно присутствует чувство продвижения в
глубь предмета, открывается иной взгляд на
знакомые вещи, и между, казалась бы, далекими
разделами вдруг выстраивается такая красивая
логическая цепочка, что захватывает дух…» .
Давыдов мечтал о школе, которая будет развивать в
человеке способность быть творцом, «стратегом и
генералом» собственной жизни.
Необычная миссия для учебного заведения, не так
ли? Мы привыкли, что школа – это место, где учат,
как грамотно писать слова, как правильно решать
примеры... Практически на каждую из учебных задач
здесь находится свое «как». Но жизнь часто
подкидывает задачи, которых не было в школьных
прописях, и тогда многочисленные «как»
оказываются бесполезными. Гораздо более важным
становится умение разобраться, почему в одних
случаях надо действовать одним образом, а в
других совершенно иначе, важно понять основания
своих действий. И это понимание, считают авторы
РО, не может родиться из движения по накатанной
колее готовых понятий и алгоритмов. Оно
возникнет, если дети сами отыщут ключ к целому
ряду задач, то есть выстроят общий способ
действия.
Причем общие способы действия не могут быть
прописаны раз и навсегда, так как в любой сфере
человеческой деятельности возможно прийти к
более глубокому пониманию ее сущностных свойств
и закономерностей ее познания.
Поэтому суть развивающего обучения не в
овладении теорией, как иногда заявляют его
критики. Теория здесь не является чем-то
неприкосновенным, как догмы в священных текстах.
Скорее теоретические постулаты играют роль,
схожую с назначением метафор в притчах. Теория
подводит к искомому способу решения,
иносказательно указывает на него. Она, как
оптический прибор, особым образом фокусирует
наше внимание, приближая нас к тому
существенному в задачах, из чего должно
сложиться решение.
То есть теория задает только примерное
направление и последовательность шагов, а затем
в процессе их конкретизации (при создании
учебного курса, непосредственно на занятии, в
ходе рефлексии и анализа прошедших занятий) сама
становится частью материала, из которого
выстраивается так называемый общий способ
действия. Больше того, этот процесс может оказать
обратное воздействие на теорию, дополнить и даже
изменить ее. Как именно повернется дело, во
многом будет зависеть от личности учителя и
ситуации в классе.
Самое важное в развивающем обучении не
предопределено заранее. Оно свершается на
уроках. Это живой процесс, который проявляется
прежде всего в поведении детей: принимают ли они
учебную задачу как что-то естественное и
интересное? Продвигаются ли ребята к пониманию
сути конкретного предмета? Позволяет ли учебный
курс перенести освоенный способ действия на
другую, незнакомую область? Если известные
методы не сработают, сможет ли ребенок
самостоятельно делать новые теоретические
обобщения и применять их?
В развивающем обучении всегда есть напряжение,
зазор между теоретическим содержанием и
конкретной формой его воплощения на уроке.
Собственно, благодаря этому и происходит
непрерывное обновление курсов и учебников РО.
Всякая целостная образовательная система не
только обучает, но и воспитывает. Очевидно, что в
отличие от советской школы, которая прививала
дисциплинированность, исполнительность, доверие
к авторитетам, развивающее обучение воспитывает
самостоятельность мысли, критичность суждений,
интерес и способность к саморазвитию. Однако
ясно также, что исследование эффектов воспитания
в школах РО еще впереди.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|