Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Система Эльконина-Давыдова

С января 1993 года газета начала большой разговор о системе Эльконина–Давыдова, оказавшейся в cредоточии и споров, и проблем, и перемен в российском образовании. Мы вслушивались в выступления Владимира Репкина и Василия Давыдова и рассказывали о многих школах с классами развивающего обучения. Школы РО не копировали одна другую, хотя они и были узнаваемы по особому духу, в них можно было увидеть собственные находки, оригинальные и интересные формы работы с детьми.
За десятилетие, прошедшее со времени наших первых публикаций, в системе РО появилось много новшеств, начат интересный эксперимент по построению средней школы. Можно обсуждать, какие перемены отнести к достижениям сторонников развивающего обучения, а что стало их актуальной задачей или, пользуясь их терминологией, “зоной ближайшего развития”.

Холмы – это боль и гордость.
Холмы – это край земли.
Чем выше на них восходишь,
Тем больше их видишь вдали –

в этих строках Бродского словно отразилась судьба системы развивающего обучения Эльконина–Давыдова.
Чем более выстроенной становилась эта система, чем очевиднее были ее преимущества и недостатки, тем больше возникало направлений экспериментальной работы.
Когда думаешь о развивающем обучении, представляется метафора пути, который уходит вдаль, за край обжитой территории, в неизведанные земли, где встречаются неожиданности, опасности и радость видеть красоты, о существовании которых даже не догадывался. Как говорят сами учителя развивающего обучения, в их работе «постоянно присутствует чувство продвижения в глубь предмета, открывается иной взгляд на знакомые вещи, и между, казалась бы, далекими разделами вдруг выстраивается такая красивая логическая цепочка, что захватывает дух…» .
Давыдов мечтал о школе, которая будет развивать в человеке способность быть творцом, «стратегом и генералом» собственной жизни.
Необычная миссия для учебного заведения, не так ли? Мы привыкли, что школа – это место, где учат, как грамотно писать слова, как правильно решать примеры... Практически на каждую из учебных задач здесь находится свое «как». Но жизнь часто подкидывает задачи, которых не было в школьных прописях, и тогда многочисленные «как» оказываются бесполезными. Гораздо более важным становится умение разобраться, почему в одних случаях надо действовать одним образом, а в других совершенно иначе, важно понять основания своих действий. И это понимание, считают авторы РО, не может родиться из движения по накатанной колее готовых понятий и алгоритмов. Оно возникнет, если дети сами отыщут ключ к целому ряду задач, то есть выстроят общий способ действия.
Причем общие способы действия не могут быть прописаны раз и навсегда, так как в любой сфере человеческой деятельности возможно прийти к более глубокому пониманию ее сущностных свойств и закономерностей ее познания.
Поэтому суть развивающего обучения не в овладении теорией, как иногда заявляют его критики. Теория здесь не является чем-то неприкосновенным, как догмы в священных текстах. Скорее теоретические постулаты играют роль, схожую с назначением метафор в притчах. Теория подводит к искомому способу решения, иносказательно указывает на него. Она, как оптический прибор, особым образом фокусирует наше внимание, приближая нас к тому существенному в задачах, из чего должно сложиться решение.
То есть теория задает только примерное направление и последовательность шагов, а затем в процессе их конкретизации (при создании учебного курса, непосредственно на занятии, в ходе рефлексии и анализа прошедших занятий) сама становится частью материала, из которого выстраивается так называемый общий способ действия. Больше того, этот процесс может оказать обратное воздействие на теорию, дополнить и даже изменить ее. Как именно повернется дело, во многом будет зависеть от личности учителя и ситуации в классе.
Самое важное в развивающем обучении не предопределено заранее. Оно свершается на уроках. Это живой процесс, который проявляется прежде всего в поведении детей: принимают ли они учебную задачу как что-то естественное и интересное? Продвигаются ли ребята к пониманию сути конкретного предмета? Позволяет ли учебный курс перенести освоенный способ действия на другую, незнакомую область? Если известные методы не сработают, сможет ли ребенок самостоятельно делать новые теоретические обобщения и применять их?
В развивающем обучении всегда есть напряжение, зазор между теоретическим содержанием и конкретной формой его воплощения на уроке. Собственно, благодаря этому и происходит непрерывное обновление курсов и учебников РО.
Всякая целостная образовательная система не только обучает, но и воспитывает. Очевидно, что в отличие от советской школы, которая прививала дисциплинированность, исполнительность, доверие к авторитетам, развивающее обучение воспитывает самостоятельность мысли, критичность суждений, интерес и способность к саморазвитию. Однако ясно также, что исследование эффектов воспитания в школах РО еще впереди.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru