БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА-ПАРК
Киров: плодотворные сомнения
В Вятской гуманитарной гимназии (ВГГ),
как и во многих других школах, лишь задумываются
над созданием парковой системы в стенах своего
образовательного учреждения. Страхи, надежды и
опасения учителей вполне типичны.
Я знакома со школой-парком заочно: по
книге Милослава Балабана, статьям в “Первом
сентября” и другой педагогической прессе. Я не
знаю этой системы изнутри, потому мои мнения и
сомнения скорее всего не будут носить глубокого
аналитического характера.
Безусловно, великолепно, если каждый ребенок
может выбирать для себя ту студию, которая ему по
душе, и заниматься в ней хоть два, хоть шесть
часов подряд. Однако не получится ли так, что его
развитие будет односторонним (например, он не
будет посещать уроки физики или физкультуры
вообще)? Или такое в принципе в системе
школы-парка невозможно?
Свободный выбор студий детьми способствует
развитию их природных возможностей, их
способностей. Они занимаются своим любимым
делом, да еще в содружестве не только со своими
ровесниками, но и со старшими и младшими
ребятами. Такие разновозрастные группы,
несомненно, способствуют формированию особой
системы отношений в школе между учащимися разных
классов, которые получают возможность учиться
друг у друга.
Насколько я поняла, в такой системе свободного
образования до предела возрастает роль учителя.
Каждое занятие для него непредсказуемо: сколько
человек придет, каких возрастов, как
организовать совместную деятельность всех,
чтобы и пятикласснику, и девятикласснику было
интересно? Кроме того, учитель подсознательно
испытывает страх: вдруг он однажды станет
неинтересен ребятам и они перестанут к нему
ходить?
Безотметочное обучение снимает погоню многих
детей за пятеркой, слезы из-за тройки, по причине
которой мама не отпустит в поход… Однако как
родителям по одной словесной характеристике,
рецензиям понять, насколько значительны успехи
их сына или дочери? Стирается и дисциплинирующий
момент отметки для самого ребенка, мне кажется,
он более легко начинает относиться к своим
неудачам, особенно в старших классах.
Для меня остается неясным, как строится
программа по предметам, есть ли обязательные
студии для посещения, кто формирует содержание
образования школы-парка, как оно согласуется с
государственным стандартом? Не получится ли так,
что кто-то не сможет поступить в вуз из-за того,
что обучался в “принципиально новой модели
школы”?
Лариса Владимировна ЗАНЬКО,
классный воспитатель и учитель русского языка
и литературы
Вятской гуманитарной гимназии
* * *
Ни для кого не секрет, что общество,
родители, учителя, да и сами дети давно уже
говорят о необходимости перемен в системе
образования. Новое время требует новых подходов
к проблемам обучения. Гуманитаризация
образования предполагает развитие у детей
коммуникативных способностей, умение
адаптировать свои знания в конкретной ситуации и
умение находить новую информацию
самостоятельно, а не нести тяжелый багаж
репродуктивных знаний. И всем этим требованиям в
данный момент соответствуют принципиально новые
подходы к обучению-сотрудничеству системы
“школа-парк”, которая предполагает
сотворчество, сотрудничество, сопереживание
учителей и ученика в достижении нового уровня
индивидуального развития. Здесь классно-урочная
система будет тормозом. Учительству, как и всему
обществу, наверное, нужно смелее ломать
стереотипы, смелее экспериментировать, менять
привычки, сиречь “натуру”.
Валерия Владимировна ВОЛОГЖАНИНА,
классный воспитатель, учитель русского языка и
литературы
Вятской гуманитарной гимназии
Сегодня у тех, кто развивает парковую
образовательную систему, больше вопросов, чем
ответов. Хорошо это или плохо? Нам кажется, такая
ситуация – показатель потенциального роста
системы. Ведь сформулированный вопрос не дает
шанса успокоиться, перестать искать новое,
развиваться. А живые системы, переставшие расти,
неизбежно умирают.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|