Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА-ПАРК 

Киров: плодотворные сомнения

В Вятской гуманитарной гимназии (ВГГ),
как и во многих других школах, лишь задумываются над созданием парковой системы в стенах своего образовательного учреждения. Страхи, надежды и опасения учителей вполне типичны.

Я знакома со школой-парком заочно: по книге Милослава Балабана, статьям в “Первом сентября” и другой педагогической прессе. Я не знаю этой системы изнутри, потому мои мнения и сомнения скорее всего не будут носить глубокого аналитического характера.
Безусловно, великолепно, если каждый ребенок может выбирать для себя ту студию, которая ему по душе, и заниматься в ней хоть два, хоть шесть часов подряд. Однако не получится ли так, что его развитие будет односторонним (например, он не будет посещать уроки физики или физкультуры вообще)? Или такое в принципе в системе школы-парка невозможно?
Свободный выбор студий детьми способствует развитию их природных возможностей, их способностей. Они занимаются своим любимым делом, да еще в содружестве не только со своими ровесниками, но и со старшими и младшими ребятами. Такие разновозрастные группы, несомненно, способствуют формированию особой системы отношений в школе между учащимися разных классов, которые получают возможность учиться друг у друга.
Насколько я поняла, в такой системе свободного образования до предела возрастает роль учителя. Каждое занятие для него непредсказуемо: сколько человек придет, каких возрастов, как организовать совместную деятельность всех, чтобы и пятикласснику, и девятикласснику было интересно? Кроме того, учитель подсознательно испытывает страх: вдруг он однажды станет неинтересен ребятам и они перестанут к нему ходить?
Безотметочное обучение снимает погоню многих детей за пятеркой, слезы из-за тройки, по причине которой мама не отпустит в поход… Однако как родителям по одной словесной характеристике, рецензиям понять, насколько значительны успехи их сына или дочери? Стирается и дисциплинирующий момент отметки для самого ребенка, мне кажется, он более легко начинает относиться к своим неудачам, особенно в старших классах.
Для меня остается неясным, как строится программа по предметам, есть ли обязательные студии для посещения, кто формирует содержание образования школы-парка, как оно согласуется с государственным стандартом? Не получится ли так, что кто-то не сможет поступить в вуз из-за того, что обучался в “принципиально новой модели школы”?

Лариса Владимировна ЗАНЬКО,
классный воспитатель и учитель русского языка и литературы
Вятской гуманитарной гимназии

* * *

Ни для кого не секрет, что общество, родители, учителя, да и сами дети давно уже говорят о необходимости перемен в системе образования. Новое время требует новых подходов к проблемам обучения. Гуманитаризация образования предполагает развитие у детей коммуникативных способностей, умение адаптировать свои знания в конкретной ситуации и умение находить новую информацию самостоятельно, а не нести тяжелый багаж репродуктивных знаний. И всем этим требованиям в данный момент соответствуют принципиально новые подходы к обучению-сотрудничеству системы “школа-парк”, которая предполагает сотворчество, сотрудничество, сопереживание учителей и ученика в достижении нового уровня индивидуального развития. Здесь классно-урочная система будет тормозом. Учительству, как и всему обществу, наверное, нужно смелее ломать стереотипы, смелее экспериментировать, менять привычки, сиречь “натуру”.

Валерия Владимировна ВОЛОГЖАНИНА,
классный воспитатель, учитель русского языка и литературы
Вятской гуманитарной гимназии

Сегодня у тех, кто развивает парковую образовательную систему, больше вопросов, чем ответов. Хорошо это или плохо? Нам кажется, такая ситуация – показатель потенциального роста системы. Ведь сформулированный вопрос не дает шанса успокоиться, перестать искать новое, развиваться. А живые системы, переставшие расти, неизбежно умирают.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru