БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА-ПАРК
Концепция Милослава Балабана
Первый раз концепция Милослава Балабана
была опубликована в нашей газете ровно десять
лет назад – в 1992 году (№ 24 от 26 ноября). И рядом –
колонка редактора, Симона Соловейчика, полная
надежд и сомнений.
Вот испытание – и личное, и общественное, и
газетное, и педагогическое.
Вопрос: как оценить идеи ученого? Что это –
просто рассуждения или выдающаяся работа,
которая навсегда оставит след в педагогике?
Хорошо бы, конечно, посоветоваться.
Увы, не с кем. В стране сейчас нет ни одного
ученого-педагога, чье слово могло быть
достаточно авторитетным. Заранее можно
предвидеть: скажут, что это утопия; что это уже
было. Пожмут плечами: зачем это? И еще тысяча
отговорок найдется...
Мы все страдаем: нет педагогической науки, нет
науки... А может быть, вот она? Может быть, это и
есть педагогическая наука?
Здесь все признаки науки, и первый – смелость
мысли. Она, можно сказать, безоглядна. Критике
подвергаются самые, казалось бы, незыблемые
основы школьного дела и учения. Мы ведь все
больше по верхам, мы все ищем способы залатать
прорехи, но надо же когда-нибудь попытаться
понять, откуда идут те недостатки, с которыми все
борются десятилетиями и столетиями.
Понять. Попытаться понять. Представить себе.
М.Балабан не зовет закрывать школы и начинать
новую педагогическую революцию. И мы после
публикаций не начнем пылкую борьбу за парк-школу
против класс-школы. Работа педагога сама сделает
свое дело – позволит многое понять.
Дадим человеку возможность сказать его слово, а
там пусть будет, что будет. Вреда, во всяком
случае, не предвидится. Разве что только для
газеты, которая может показаться некоторым
читателям скучной.
Признаться, я не первый раз в жизни испытываю
такие сомнения. В ночь, когда была написана
статья о Василии Александровиче Сухомлинском (1969
г.), в которой было сказано, что его имя будут
знать все культурные люди, – в ту ночь я не спал
ни минуты. Прав ли я? Не осмеют ли? Не слишком ли
решительно пишу и поступаю?
Увы! Правота в одном случае не обещает такой же
правоты и со всеми другими именами.
Но какое замечательное приключение духа –
самому выносить оценку в ту пору, когда еще не к
кому присоединиться!
Публикуя работу М.Балабана, мы предоставляем
читателю эту уникальную возможность. Никто не
знает, что перед вами. Никчемное? Гениальное? Надо
решиться оценить самому...
Однако не торопитесь. Первые страницы могут
вызвать и раздражение. Мы все не любим слишком
храбрых реформаторов – научены. Слово
«стабильность» сегодня встречается так же часто,
как прежде звучало слово «перемена».
Да, конечно, сегодня не время ломать – наломали,
наломались.
Но мысль не должна стоять. Но в мыслях не должно
быть застоя.
Вчитаемся в предлагаемую работу, сдержим
предубеждение, попытаемся отдаться на волю
автора, чтобы понять его.
Кто знает, читатель, кто знает... А вдруг мы с вами
– первочитатели и через много лет будем
вспоминать этот номер газеты?
Всегда надеюсь на чудо.
С.СОЛОВЕЙЧИК
1992 г.
Милослав Балабан предлагал отменить
святая святых современной педагогики – всю
систему уроков и программ, вернуть детям их право
свободно выбирать себе занятия. По его мнению,
этот простой шаг – открытие дверей классов –
приведет к саморазвитию новой школы, дающей
возможность развиваться каждому ребенку, каждой
индивидуальности. Прошло четыре года. В 1996 году
были открыты два эксперимента по этой концепции:
в Москве и Екатеринбурге. Тогда же публикация
была повторена, и... наступило затишье. Новые
школы с таким названием не открывались,
переворота в педагогической науке не наступило.
Более того, многие ученые, занимающиеся
проблемами образования, даже слыхом не слыхивали
об идеях Балабана: ведь ни одной книги на русском
языке научный мир так и не увидел вплоть до конца
2001 года. Однако за это время в педагогической
науке как-то совершенно незаметно укоренились
понятия – классно-урочное и неклассно-урочное
образование.
Совсем недавно ситуация вдруг стала изменяться.
Вышла книга “Школа-парк. Как построить школу без
классов и уроков” (Москва, “Первое сентября”, 2001
г.). Некоторые школы и образовательные учреждения
не только заинтересовались идеей Милослава
Балабана, но и начинают делать первые шаги в этом
направлении: открыт “парк” в
общеобразовательной школе № 2 в г. Великие Луки
(директор школы и лидер эксперимента Станислав
Сергеевич Стулов, мы писали о его работе); в
Бурятии, в общеобразовательной школе на станции
Горхон Заиграевского района (автор проекта
Тамара Семеновна Пакулова).
Многие школы открывают похожие структуры:
открытые учебные занятия во вторую смену;
заменяют уроки проектной работой, открывают
занятия на базе школьных музеев, научных обществ.
Правда, называют свою работу по-разному, но,
пожалуй, не так уж и важно, как назвать! Главное,
чтобы все получилось, не сорвалось! Думается, эти
десять лет были своеобразным инкубационным
периодом в развитии парк-школ: люди думали,
осмысливали, наблюдали за теми, кто уже
осмелился, попробовал построить в своих школах
парковые образовательные модели, пусть даже с
небольшими группами ребят.
Итак, к чему пришли на сегодняшний момент те, кто
уже несколько лет работал в рамках этой
концепции?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|