БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ЧЕТВЕРГОВЫЕ ШКОЛЫ
Псковская область, Печоры.
Школа-интернат для сирот и детей без попечения
родителей
“...А ведь дети сюда приходят разные, с
трудными судьбами, порой с нервными
потрясениями. Но проходит время, они начинают
верить воспитателям, забывают зло, которое
причинила им жизнь. И начинают верить в себя”.
Г.СЛОБОДЧИКОВА.
Дом, где не разбиваются сердца.
“Первое сентября” № 19,1993 год
Через три года после статьи в “ПС”
печорские детский дом и школа-интернат стали
одним учебным заведением. Взмахнул облоно
волшебной палочкой и назвал новое заведение
школой-интернатом для сирот и детей без
попечения родителей. Соединение – это всегда
ломка и новостройка.
Поначалу они были очень разные – детдомовские и
интернатские. Но шло время, и разница стиралась.
Сейчас в школе-интернате 291 ребенок. Это дети от
трех до девятнадцати лет.
Чтобы у ребят одной семьи был свой домашний очаг,
педагоги придумали разновозрастные учебные
группы братьев и сестер. Трое Ивановых, четверо
Сидоровых, ну и остальные по одному.
Раз семья, то должны и жить по-семейному: поселили
в квартирах. Хозяин одного частного магазинчика
помог ребятам – отдал бесплатно 100 рулонов
разных обоев: ими так оклеили комнаты –
залюбуешься.
Теперь задумали и “малышей вернуть в семью”, а
то они оказываются в ней, только когда идут в
школу.
Сейчас в интернате не представляют, как жили без
семей. Каждый воспитатель старается внести в
“свою семью” изюминку. В одной дети охотно ходят
в воскресную школу. В другой – с увлечением
изучают народные промыслы, есть семья
театральная – у каждой свое лицо.
Еще семьи чем хороши. Если класс – это
интернатская группа, то лидеры получаются одни и
те же. А остальные – “серенькие личности”. В
семье это меняется. Статус у “сереньких”
появляется другой. В классе он троечник, а в семье
младшим помогает, гулять с ними ходит, что
сломалось – отремонтирует.
А как-то летом часть ребят разъехались на отдых, и
две семьи пришлось объединить. Воспитатель
смотрит: те, кто переселился из своей квартиры в
новую, ходят по комнате в кроссовках, не
разуваются. Гостеприимные хозяева замечаний не
делают, а воспитателю обидно. Дождалась она,
когда все ребята ушли, скатала ковровые дорожки и
расстелила другие – из квартиры пришедших.
Смотрит, что будет, и видит: ребята пришли,
увидели свое и тут же без слов разулись. И она
ничего не сказала.
История жизни каждого интернатского ребенка
глубоко драматична. Ни у кого нет положительного
опыта общения со взрослыми мамами и папами в
настоящей, не интернатской семье. И вот в 96-м году
педагоги задумались о патронатном воспитании.
Сели на автобус и поехали в Карелию. А там
Питкеранта – дом детства, где педагоги интерната
увидели действующую, живую модель патронатного
воспитания. Это ведь не просто – передать
ребенка в семью. Это передать ребенка-сироту с
определенным статусом в семью патронатных
родителей, которые согласны принять ребенка при
обязательном разграничении прав и обязанностей
патронатного родителя и интерната как
государственного учреждения. При патронатном
воспитании педагоги продолжают медицинское,
психологическое сопровождение ребенка.
Составляют вместе с патронатными родителями
индивидуальный план его развития.
Есть и такое, когда настоящие родственники –
дяди, тети живут в деревне, ведут натуральное
хозяйство и хотят взять ребенка, а приехать не
могут – денег на дорогу нет. Интернат стал
помогать им материально и в такие семьи сейчас
тоже отдает детей.
Теперь хотят развивать третье направление:
патронат с людьми, живущими там, где у ребенка
есть закрепленное за ним жилье, хоть
домик-развалюха, но свой.
Проект патронатного воспитания в 98-м году
педагоги отправили в фонд Сороса и... заняли
первое место. Тогда впервые купили компьютер,
факс, видеокамеру, помогли патронатным семьям.
Живет-поживает интернат и все больше понимает,
что жизнь вокруг товарно-денежная, а дети ее не
чувствуют. У них-то все бесплатно. Ручка
сломалась – вот тебе новая, ботинки сносились –
бери за так. Иждивенчество. И опять велосипед
изобретать не пришлось. Адаптировали к своим
условиям то, что кто-то раньше придумал.
Евгения Алексеевна Румянцева, математик и
заслуженный учитель, в одночасье сделала всех
детей владельцами чековых книжек, куда каждому
занесла первые 30 “денежек” за месяц учебы. А
дальше пошла система доходов и расходов, доплат и
вычетов. Так каждый “член семьи” стал
ежемесячно приносить домой по 30 “денежек”, а
если отучился без троек, то еще плюс 20. Получил
двойку в четверти – минус 50 “денег”. Выкурил
сигарету, сквернословил – тоже вычет. А если
нянечка мыла окна и ты ей помог, то это твой доход.
За обычные дежурства решили не платить. Все
доходы и вычеты обсуждали вместе с ребятами.
Спорили до хрипоты. Например, если ты связал
носки для малыша, то платить за каждый носок
отдельно или за пару? Каждую неделю семья с
воспитателем составляет чековую ведомость, и все
сведения из нее попадают на “чековые книжки”.
Как же ребята распоряжаются семейным бюджетом? А
вот как. В кабинете завучей взрослые завели
магазин детских товаров. У каждого товара своя
цена. Товары всякие – от тетрадки и ластика,
которые бывают нужны мгновенно, сейчас, до
шампуня “Семейный”. А чековые книжки у ребят
такие красивые, с отрывными чеками. Если забыл ее
дома, продавец запишет в свою тетрадочку, а потом
напомнит.
Но самая главная реализация “денежек”, которым
ребята никак не могут придумать подходящее
название, самое интересное происходит на
ярмарках.
У ребят к ярмарке накапливается до тысячи
“денег” на одной книжке. И поэтому на ярмарке
есть все: товары канцелярские, комиссионные,
хозяйственные, обувь, одежда.
На первой такой ярмарке Вовка Малинин в каждом
отделе отложил себе того-сего, пришел в кассу, а
ему говорят: у тебя чеков только на 19 “рублей”!
Потом он признался учителям, что только тогда
понял: чтобы что-то купить, надо что-то
заработать.
Сейчас в интернате ссуду в таких случаях дают,
аванс. Или ребята скидываются и помогают. А если
не хотят скидываться – что ж, на сердитых воду
возят, всем ярмарка – праздник, а тебе – нет.
Когда наказывают рублем, очень становится
понятно.
Но самое интересное, что у малышей-детсадовцев
денег-то нет. Им старшие братья, сестры покупают
на ярмарке малышовую одежду и тащат в детский сад
вместе с пряниками и конфетами.
Потом взрослые и ребята поняли, что с каждой
следующей ярмаркой нужно что-то новенькое
придумывать. Так появился город мастеров,
масленичные скоморохи.
Может сложиться впечатление, что в интернате все
так хорошо, что лучше не бывает. Это не так. Дети
здесь с очень трудными судьбами, настолько
трудными, что взять взрослых вместе – они такого
горя за свои годы не видали. Но педагоги в
интернате их всех, таких колючих, всяких, очень
любят, принимают такими, какие они есть. И знают,
что другими они не будут. Может, поэтому в
интернате почти нет побегов, нет ситуаций, когда
ребенок готов ненавидеть всех и вся.
Да вот и соседи, школа-гимназия, все предлагают
ребятам-звездочкам, одаренным, которые на фоне
ровного троечного состава, конечно, выделяются,
перейти учиться к ним. Так ребята говорят: нет, и
не зовите, мы у себя останемся.
Уже сейчас часть педагогического коллектива
интерната – бывшие воспитанники. Это молодые
специалисты, которые знают интернатскую жизнь не
просто как учителя. Свой детский психиатр, свой
логопед.
Как складываются судьбы выпускников, педагоги
знают еще три-четыре года. А зачастую эта ниточка
вьется дальше: и свадьбы вместе справляют, и
детей воспитывают.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|