БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ЧЕТВЕРГОВЫЕ ШКОЛЫ
Москва, Абрамцевская ул. Лицей
“Троице-Лыково”
“Считается, что взрослые учат, а дети
учатся.
Но в этой необычной школе все учатся друг у
друга.”
Е.РЕЙХТМАН.
Сказки в декорациях
маленького дома.
“Первое сентября”
№ 30, 1995 год
Начать с жалостливой нотки? А потом
перейти к бравурному маршу. Нет, не к маршу
конечно же. Итак...
Все жалеют о деревянном домике. Все – и ребята, и
взрослые. Когда лицей жил в одноэтажном флигеле
усадьбы Троице-Лыково, то и деревянные стены, и
старинный парк еще издали, как камертоны,
настраивали подходящего на задумчивый,
философический лад. Хотя какой может быть
философический лад у пятидесяти ребятишек,
которым три, пять, десять лет? Педагоги уверяли,
что очень даже может. Они и занятия с детьми
выстраивали серьезными вдумчивыми погружениями,
да не простыми, а с архиидеями: “Дом”, “Сад”,
“Человек”, “Стихии”.
Все жалеют о тех временах, когда были “смелыми,
гордыми и глупыми”. Потому что когда дело
начиналось, можно было назваться частной школой
и люди шли на новое, необычное. И помещение давали
с радостью, и помогали. Первые лицейские учителя
далеко не все были профессионалами.
– Наш лицей задумывался как семейная школа, –
говорит заместитель директора Дмитрий
Константинович Тютерин. – Поэтому среди наших
педагогов было очень много родителей. Но чтобы
выжить, мы стали профессионалами, заслуженными
учителями, отличниками народного образования.
Три года назад лицей переехал в помещение
бывшего детского садика. Говорят, что два раза
переехать – все равно что один раз сгореть, а вот
со школой этого не случилось. Почти все ребята и
учителя потянулись из Митино и Строгино в
Лианозово. Каждое утро привозит их сюда школьный
автобус и каждый вечер развозит назад по домам.
Мы сидим в уютной маленькой учительской, лето,
сегодня нет экзаменов, и молодой заместитель
директора, с утра вместе с ребятами сломавший по
велению санэпидемстанции перегородку какой-то
там ненесущей конструкции, рассуждает о школе и
песочнице. О том, что маленьких детей родители
приводят в школу по “песочной” рекомендации:
играют малыши вместе, мамы болтают, и одна
начинает хвастаться школой, в которую пошел ее
ребенок. Слово за слово, и вот уже другая мама
ведет своего ребенка в лицей.
Получается конкурс. Частным школам он на руку,
потому что легко отобрать уже готовых детей и
“поднатаскать” их в вуз. Потом выпускник легко
поступает в институт, а со второго курса уходит –
не туда попал.
Лицейские же педагоги стараются, чтобы ребенок
осознал, зачем ему надо учиться. Очень терпимо
относятся к тем, кто нерадив в учебе. Берут и
ребеночка-дизлексика, и дисграфика. Берут того,
кого в обычной школе могут просто затюкать.
Когда такие ребята заканчивают одиннадцатый
класс на настоящее “отлично” – радуются все. А
ведь сколько было тревог, сомнений,
недопонимания.
В лицее считают, что их внутренний оценочный
уровень значительно выше, чем в традиционной
школе. И этим гордятся. Проверено: если ребенок из
лицея перешел в обычную школу с тройками в
дневнике, то через две недели обязательно
приедет похвастаться оценками “отлично” на
страничках ученического “кондуита”. И в
институте такая же картина. Как говорят сами
ребята, в лицее учиться интересно, но трудно.
Может быть, это и есть искомый баланс?
Классы в лицее небольшие, по 12–15 человек. В
каждом свой воспитатель. Он заботится о
микроклимате, работает с каждым учеником
индивидуально, помогает ребятам выстраивать
личные отношения. Здесь, может быть, рождается
золотая середина между воспитанием и обучением
– цель лицейских поисков.
Входишь в школу и сразу замечаешь – какие
молодые лица в учительской. Молодая школа. Это
сейчас так редко! Заместитель директора сам
заканчивал лицей еще тогда, когда тот был в
деревянном флигеле сказочного усадебного парка.
Но что же думают те, кого молодежь называет «отцы
и матери – основатели»? В той, 95-го года, статье
Елена Юрьевна Проценко, директор лицея, говорила
о магнитном поле любви, которое создается в школе
и притягивает к себе детей и взрослых.
Да, доверие, доброжелательность, видение
уникальности каждого ребенка и взрослого отсюда
никогда не исчезали. Но школа выросла, вместо 50
ребят и 16 учителей она стала домом для 150 учеников
и 70 педагогов, психологов. Объединить такую
большую команду вокруг одной идеи года, четверти
стало нереально. Сейчас каждый класс придумывает
свою “идею года” и живет в ней, у каждого класса
появилось свое лицо.
Изменились и творческие недели, которыми были в
середине девяностых увлечены «отцы-основатели».
Тогда учитель мог предложить ребятам целую
неделю не ходить на уроки (!), а исследовать,
например, творчество Толкиена. Или составлять
энциклопедию моды. Или даже собаку дрессировать.
А в конце недели защитить свою работу перед
ребятами, учителями и воспитателями. Это было так
не по-школьному, так увлекало и ребят, и взрослых.
Ростки творческих недель со временем стали
проектным пространством школы, в котором
ученикам уже никак не хватало недели в году,
чтобы сделать качественную работу. Так появились
проекты личные и коллективные сроком четверть,
полгода, год.
– Тогда, в 90-е годы, мы были такие уставшие от
школьного стандарта: урок, урок и еще раз урок. И
вдруг можно все: долой уроки, да здравствуют
погружения! – говорит директор лицея Елена
Юрьевна Проценко. – Захотелось работать
по-другому. Не важно как, важно, что по-другому.
Но со временем лицейские педагоги увидели, что
это «по-другому» много дает, но многое и отнимает.
Началась тоска по качеству образования. И пошел
как бы встречный процесс. Дети, которые
попробовали учиться «по-другому», стали
тосковать по урокам, говорить: «Мы творчеством
уже наелись, теперь давайте спокойно поучимся».
Когда заместитель директора, воспитатель
седьмого класса Дмитрий Константинович думает о
школе вообще, у него рождается ассоциация: школа
– это как человек бегущий. Когда он рисует образ
своей школы, получается – человек бежит да еще
подпрыгивает на ходу. Изо всех сил старается
подпрыгнуть повыше. Знаете, как дети – а вдруг
взлечу! Выше, чем в том далеком, девяносто пятом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|