БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ЧЕТВЕРГОВЫЕ ШКОЛЫ
Москва, Волоколамское шоссе. Школа
«Муми-тролль»
«Универсальность предмета позволяет
самым гибким образом приспособить его к
конкретным условиям класса. Задача не в том,
чтобы внушить всем стандартный набор знаний –
пусть каждый выберет свое, перед каждым
откроется множество тропинок, между которыми
человек будет учиться выбирать наиболее
подходящую».
А.РУСАКОВ.
В логове муми-троллей.
«Первое сентября»
№ 6, 1993 год
«Муми-тролль» – одна из старейших
негосударственных школ Москвы. До этого в ней был
частный детский сад. Дети подросли, а сад
преобразовали в школу. Возможно, стороннему
наблюдателю школьная обстановка покажется
слегка экстравагантной. «Пришла я в
«Муми-тролль» на собеседование, – рассказывает
Алена Торшина.
– Думаю: что за странная школа? Находится в
обычном подъезде, внутри, как в подвале, все
обшарпано (эти сведения уже устарели. – Авт.), на
стенах Муми-тролли да Снусмумрики». Смотрю, идет
девочка и говорит: «Ребята, я пойду с вами мячик
погоняю». Вдруг эта девочка оказалась
преподавателем математики.
По муми-тролльскому мнению, лучше такая
экстравагантность, чем иная обыкновенность.
Здесь практически не бывает драк и ругани, редко
увидишь злое или недовольное лицо, услышишь
взвинченные интонации. С другой стороны, и дело
делается: школьники берут призы на олимпиадах по
английскому языку, успешно сдают экзамены в
экстернате, выпускники поступают в избранные
вузы – МГУ, РГГУ, Медицинскую академию, МГИМО.
Одна из главных забот нашей школы – сохранение
домашней, уютной, дружественной атмосферы,
говорят учителя, чтобы дети с различными
характерами и способностями ладили, чувствовали
себя уверенно и уютно. Как в большой хорошей
семье.
Школа маленькая – одиннадцать классов по 10 –15
человек в каждом, плата за обучение невысокая, а
посему много вкладывать в «материальную базу» не
удается. Конечно же стены уже не обшарпанные, но
ни бассейна, ни компьютерного класса, ни
спортивных тренажеров, ни ковров на полах, ни
даже обоев в полосочку.
Школа выросла, и домашнюю атмосферу сохранять
все труднее. Что возможно для двадцати человек,
невозможно для двухсот. Хорошо известная
дилемма: дать очень много воли – дети «на голову
сядут», «гайки закручивать» – поскучнеют, а те,
кто почувствительнее, – испугаются или
взбунтуются, возникнет «полоса отчуждения», да и
учителю не хочется играть роль цербера. На узкой
полосе между непродуктивной вольницей и
суровостью и действует школьный коллектив.
“Благодаря «Муми-троллю» я поняла, что в школе
может быть хорошо, комфортно, интересно, о чем
раньше даже и не подозревала”, – говорит теперь
уже выпускница Алена.
Особое место в жизни школы занимает ежегодная
игра, также придуманная нашими психологами. На
время игры (2–3 дня) сокращается учебная нагрузка
и создается своеобразное игровое пространство –
«Страна Мумитроллия». Каждый играющий выбирает
себе одну из предусмотренных организаторами
ролей, а ведущими задаются игровые ситуации,
разрабатывается сценарий и определяются
основные события. Сюжеты игры меняются каждый
раз и зависят от того, какая ситуация в школе в
данный момент, каковы сегодняшние проблемы и
затруднения детей, какой социальный опыт у них
уже есть, а какой им хорошо было бы получить.
Психологи и учителя координируют ход событий,
организуют обсуждение происходящего. Игра – это
не только полезно, но прежде всего весело. А это
чрезвычайно важно в школьной жизни.
С первого класса уроки ведут учителя-предметники
с высшим специальным образованием. Это дает
возможность с самого начала построить единый
согласованный курс по каждому предмету с 1 по 11
класс. В то же время ясно, что в начальной школе
детям нужен человек, который бы отвечал за класс
в целом, помогал и ребятам, и родителям, следил за
учебой и порядком, одевал на прогулку, кормил
обедом, разбирал ссоры и устраивал праздники. Эту
работу выполняют воспитатели. Воспитатель
принимает первый класс и прощается с ним в конце
пятого.
Программы начальной школы основаны на базовом
компоненте, но ряд предметов изучается
углубленно по разработкам учителей и методистов.
Ученики средней школы изучают окаменелости
Гжельского яруса под руководством палеонтологов
из городской станции юннатов, проходят летнюю
практику на Звенигородской биологической
станции МГУ. Школа вообще старается связать
учебу с действительной жизнью современной науки.
Школьники десятого класса, избравшие ту или иную
специализацию, в обязательном порядке пишут
курсовые работы. Курсовая должна включать в себя
элемент оригинальной исследовательской работы,
пишется под руководством сотрудника какого-либо
научного учреждения или вуза (МГУ, РГГУ, МАИ,
Музей изобразительных искусств им. Пушкина,
Институт молекулярной биологии РАН, Институт
мозга, Институт космической медицины и пр.). Вот
названия некоторых курсовых работ этого и
прошлого года: “Получение плазмиды, содержащей
ген ангиогенина и способной транскрибироваться
в клетках человека», “Сравнение фразеологизмов
в русском и английском языках”, “Клеточные
константы на разных стадиях эмбрионных тел”,
“Нахождение точки origen (старт удвоения) в
бактериальной ДНК”, “Комплексный анализ
функциональных единиц русского и
сербскохорватского языков на материале
функциональных единиц со значением качественной
оценки лица”, “Некоторые аспекты религиозного
значения древнеегипетской игры сенет».
Те, кто специализируется, и те, кто не
специализируется, и вообще все желающие могут
посещать «Академию мудрых троллей», где
приглашенные научные работники читают лекции о
всякой всячине, начиная с Андрея Боголюбского и
заканчивая подводными лодками.
У «Муми-тролля» еще только детство заканчивается
(12 лет), и, без сомнения, впереди у этой школы
долгое будущее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|