БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ЧЕТВЕРГОВЫЕ ШКОЛЫ
Петрозаводск, Березовая аллея.Лицей №
1
«Школа как устойчивая надежная
система возможна не тогда, когда есть
основополагающая идея или даже несколько таких
идей, а когда есть постоянный их приток как
принцип существования».
И.ХРИСТОВАЯ.
Школьный улей.
«Первое сентября»
№ 112, 1995 год
Девизом директора этой школы были
такие слова: чем больше разнообразия, тем
устойчивее система. Выбор в этом лицее
существовал не только в системе учебных
предметов, но и внутри них. Например, физической
культурой каждый лицеист занимался не по общей
программе, а по своей собственной... Но лицей был
интересен не только этим. Юрий Алексеевич
Шабанов, тогдашний его директор, организовал при
нем... пасеку. Да-да, самую настоящую, с пчелами и
медом. Тогда легальный бизнес в нашей стране
только вставал на ноги, и Шабанов создал
прибыльное предприятие при обычной (правда,
очень большой – 1800 учеников) школе. Помните, как
учительница со слезами на глазах жаловалась на
бестолковых детей, которым она так долго
объясняла материал, что уже и сама все поняла. Так
вот и в лицее случилось нечто похожее: Юрий
Алексеевич из директора школы за семь прошедших
лет превратился в предпринимателя. Медоносная
база, гордость лицея, была продана. Что же
осталось?
Остался коренной принцип школы: обеспечение
максимального поля выбора для учеников. Начиная
с восьмого класса, школа работает как
многопрофильный лицей. Но подготовка к такой
учебе начинается теперь гораздо раньше. В 6–7
классах лишь ряд учебных предметов преподается в
закрытых одновозрастных учебных группах.
Остальные предметы (12–13 разных вариантов
учебных занятий) вынесены в расписании таким
образом, чтобы их могли посещать по желанию все
ученики шестых и седьмых классов. Обычно дети
выбирают в течение первого месяца учебного года,
где они будут заниматься, но никаких преград к
смене этих групп в любое другое время не
существует: они же специально созданы, чтобы
ребята могли попробовать себя в разных местах,
найти занятие по вкусу. Похоже, главным зерном
этого лицея оказались не пасека и бизнес, а
разнообразие пространства школы, внутри
которого ученики могут искать себя. Именно это
разнообразие и укрепилось за несколько лет,
расширилось, стало более понятным и ученикам, и
учителям.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|