Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ЧЕТВЕРГОВЫЕ ШКОЛЫ 

Липецк, улица Майская. Школа № 24

«Испокон веку мастера сами набирали учеников, передавали свой опыт, готовили себе смену. Ключ работы с подмастерьями – сотрудничество, общее дело. Школа и есть первый университет будущих учителей».

С.ШМАКОВ.
Полигон для Колумбов.
“Первое сентября”
№ 4,1993 год

Со времени той старой публикации о липецкой школе № 24 прошло девять лет. Пришел новый директор – Антонина Васильевна Ланевич, а одного из авторов статьи, Сталя Анатольевича Шмакова – профессора, заведующего кафедрой теории и методики воспитательной работы Липецкого педуниверситета, а для всех, кто его знал, – горячего ребячьего комиссара шестидесятых годов, уже нет с нами.
Как долго школе оставаться механизмом подавления личности? – спрашивал в той статье Сталь Анатольевич. И сам отвечал на этот вопрос: до тех пор, пока в школу из педвуза будут приходить нетворческие учителя. Сам он – огневой выдумщик, способный на оправданный педагогический риск, – был полной противоположностью унылому школьному “человеку в футляре”. Сталь Анатольевич еще при жизни начал в 24-й школе формировать корпус таких же неутомимых, как он, педагогических тружеников. Очень просто делал: принимал в старшие педагогические классы ребят со всего города и вел их дальше в своем вузе. Гордился тем, что создал “полигон будущих школьных Колумбов”.
Эффект не замедлил сказаться – 24-я липецкая стала механизмом раскрытия личности ученика. Сейчас об этом с гордостью говорит ее директор Антонина Васильевна Ланевич.
– Сами посудите, наша школа маленькая, всего 500 учеников, так из них 300 ребят приезжают к нам со всех районов города.
Девять лет – большой срок для школы, тем более школы инновационной. Но каждый год из прошедших девяти, наверное, надо считать за три. Потому что быстро изменялась не только школа. Стремительно менялось российское общество. Искало пути развития государство. Профессия школьного учителя в рейтинге профессий стала занимать, увы, далеко не лучшее место. Казалось бы, какие уж там педагогические классы в Липецке. Вот были такие во второй школе-интернате, так пришлось закрыть: даже сельские ребята не захотели быть школьными учителями.
А 24-я держится. Не сказать, что бурлит и кипит, как в 93-м, но ведь держится! В старших лицейских классах идут уроки “технология педагогической профессии”. Здесь и основы психологии общения, и игротехника, и многое разное другое для ребят интересное. Летний школьный лагерь “Прометей” каждый год объединяет в разновозрастные отряды старшеклассников с малышами: есть где состояться самой настоящей педагогической практике при подготовке коллективных творческих дел, обсуждении прожитого дня на вечернем “Огоньке”, да и просто посидеть с малышом у костра. Тем более что педагогический университет, его ректор Павел Георгиевич Бугаков считают, что для будущего педагога именно практическая работа и есть серьезная качественная проверка на профессиональную пригодность.
Да, работать учителем в Липецке стало непопулярно – платят мало. Школы стареют, редко в какой встретишь молодое жизнерадостное лицо, все больше умудренные и убеленные сединой старушки. А педагогический лицей живет. Вопреки третьему закону термодинамики.
За счет чего расширить профессиональное и человеческое общение преподавателей с учениками педклассов, как увеличить пространство социально значимой деятельности для ребят, как решить главный вопрос: почему не всем детям интересно учиться? – Спрашивали в статье учителя 24-й школы девять лет назад. Спрашивали в первую очередь себя и готовых “отличных” ответов сразу не ждали.
– Конечно, нельзя сказать, что эти вопросы мы решили, – рассуждает директор Антонина Васильевна. – Да и быть такого не может. Но сам поиск, движение вели нас к созданию профильных классов, оснащению школы необычными наглядными пособиями, волонтерской работе старшеклассников. Или вот в этом году, летом, первый раз наши ребята поехали на археологические раскопки. Это вам не книжку читать про первобытных людей – живая история. Представляете, какими они вернулись!
Преподаватели педагогического университета, взявшие курс в 93-м году на “приучение старшеклассников педагогического лицея к исследовательской работе”, с него, этого курса, и не подумали сворачивать. Тому пример – победы ребят из 24-й на конкурсе молодых ученых-школьников “Шаг в будущее”. Или блестящая экзаменационная работа по физике в этом году “Влияние электрического статического поля на процесс зарождения и роста кристаллов”, которую защитила одна из выпускниц.
А еще КВН (кстати, первое место в Липецке у 24-й школы), новогодний вечер, последний звонок с сюрпризами: место встречи изменить нельзя, потому что это место – педагогический университет.
Он становится близким для ребят еще в школе. Многие выпускники поступают именно сюда. Семеро из них за эти девять лет стали преподавателями в своей школе. Теми самыми колумбами, о которых мечтал Сталь Анатольевич Шмаков.
– Что нас, опытных и молодых, здесь объединяет и не дает рассыпаться общему делу? – спрашивает директор школы Антонина Васильевна. И сама же отвечает:
– Банально звучит: любовь к детям.
На эту любовь третий закон термодинамики не распространяется.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru