БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА "ЭВРИКИ"
Образование пока так и не стало для
граждан школой демократии и основ гражданского
общества. До сих пор в России нет общественных
институтов, влияющих на школу, а тем более
определяющих образовательную политику.
И сама школа не стала в России автономной
организацией, самостоятельно определяющей свои
цели и отвечающей перед гражданами за результат
своей деятельности.
И многообразие в системе образования не
приобрело устойчивого характера, не работает на
повышение качества, а, наоборот, служит фактором
раздражения и для большинства учителей, и для
родителей.
К сожалению, основой провалившейся
образовательной политики в демократической
России стала нелепо сконструированная экономика
школы. Формально школу финансирует
муниципалитет, фактически – федеральный центр
через трансферты, которыми распоряжается
региональная власть, лишь формально имеющая
отношение к школе.
К сожалению, государственное управление школой
привело ее на грань катастрофы, а общественные
институты управления школой в России так и не
возникли.
В результате граждане оказались один на один с
образовательным голодом и разрухой и стали
регулировать свои отношения со школой и вузами
так, чтобы все-таки их дети смогли получить
образование.
Разруха привела к черному рынку и спекуляции в
области образования. И как естественная реакция
теперь наступает время «чрезвычайщины» –
вводится полиция качества, усиливается контроль,
принимаются стандарты. Чиновник получает
дополнительные полномочия, а это значит – новый
виток подавления, черный рынок будет расти,
теневики – процветать, проблема загоняется в
недра системы, и вместо школы демократии
образование превращается в школу выживания.
Поэтому кажется важным именно сейчас напомнить
об упущенных возможностях и все-таки попытаться
повернуть общественное мнение и изменить
позицию власти: напомнить о том, что лишь
развитие гражданских инициатив, гражданских
институтов, общественных организаций может
способствовать реализации идеи гражданского
общества.
Речь пойдет о педагогическом движении «Эврика»,
родившемся в середине 80-х годов по инициативе
молодых московских учителей, поддержанной
журналистами тогдашней «Учительской газеты» и
ее главным редактором Владимиром Матвеевым.
Клуб, который стал университетом, а
затем сетью
Когда-то в середине 80-х годов социологи
провели исследование, чтобы выяснить, почему
мужчины-учителя не идут в школу.
Самый простой ответ на этот вопрос: в школе мало
платят. Но оказалось, что этот ответ занимает
только третье место. А на первом среди причин –
отсутствие творческого начала в работе учителя.
На втором – невозможность карьеры. И лишь на
третьем – маленькая зарплата.
Учительская работа – нетворческая,
неинтересная.
Принято говорить, что надо поднимать престиж
учительской профессии. Не думаю, что это вообще
возможно. То есть искусственно – да, наверное.
Как поднимали престиж советских милиционеров,
или разведчиков, или партийных работников –
фильмами или книгами. Но так ведь и престиж
учителя поднимали – причем одни и те же актеры.
Помните, кто был самым популярным разведчиком?
Вячеслав Тихонов. А самым популярным учителем?
Тоже Вячеслав Тихонов.
Я думаю, дело не в искусственном престиже, а в том,
чтобы открыть возможность проявить себя, сделать
учительство своим делом.
Это не так просто, потому что сам по себе институт
школы мешает учителю быть там творческим
человеком.
Собственно, движение “Эврика” – это и есть
проект, в котором учитель всегда творческая
личность.
И все. Очень просто: “Эврика” – это место, где
учитель считается творческим. Ведь “Эврика” так
и началась – как Клуб творческой педагогики.
То есть я утверждал и сегодня абсолютно в этом
убежден, что вполне достаточно объявить:
Институт образовательной политики «Эврика»
объявляет конкурс творческих проектов школ. Или:
Министерство образования России начинает
финансировать авторские школы. Как только
учителя узнают, что есть возможность проявить
творчество, мы сразу увидим, что среди них есть
авторы. Правда, при этом надо понимать: если ты
пробуждаешь чье-то творчество, то потом надо
нести за это ответственность. Это означает, что
творчество – самый мощный, самый эффективный
механизм развития личности, и те, кто получил
такую возможность, захотят не просто
фантазировать, а воплощать свои идеи в жизнь. А
для этого им будет не хватать знаний и условий.
Поэтому “Эврика” из клуба превратилась в
университет, а затем в сеть.
Но в основе, повторю, очень простая вещь:
объявление о том, что в “Эврике” собираются те,
кто хочет о себе заявить.
Идея, которой тесно в четырех стенах
Все, что ни делается, к лучшему.
Когда группу журналистов, близких к Владимиру
Матвееву, выдавили из «Учительской газеты», а это
было в 1989 году, казалось, что жизнь закончилась.
Потому что в тот момент было ясно: ни в одну
газету нас не возьмут, и в школу не возьмут, и
вообще предстоит жить на улице.
Но начались кооперативы, и мы решили жить жизнью,
отдельной от государственной службы.
Несколько молодых учителей и психологов стали
разрабатывать идею образовательного центра, в
котором можно было бы осуществить модель
свободной и развивающей ребенка школы.
И у нас было три идеи, на которых мы собирались
построить такой университет для учителей.
Первая идея – развитие.
Вторая – проектирование.
И третья – сотрудничество.
Но прежде чем описать идеи, несколько слов о том,
почему «университет без стен».
В основе этого проекта до сих пор лежит желание
моделировать «мир без стен». У «Эврики» нет и не
будет массивного здания, строгого распорядка
занятий, жесткого контроля над слушателями и
регламентированной программы.
«Университет без стен» – это вольное братство
профессоров, которым интересно друг с другом и со
слушателями, которые обсуждают проблематику
собственных исследований, а не читают
стандартные курсы по истории философии или
педагогики. Поэтому профессора «Эврики» не
преподаватели философии, или методологии науки,
или психологии, или педагогики. Это действующие
философы – Ф.Михайлов, например, психологи –
В.Зинченко, Б.Эльконин, Н.Веракса, авторы
инновационных систем образования – А.Лобок,
С.Курганов, М.Балабан и многие другие.
В университете «Эврика» мир представлен через
авторство профессоров и слушателей. И поэтому
достигается эффект универсальности – не потому,
что осваивается универсальный метод познания (не
уверен, что такой существует), а потому, что
обращение людей друг к другу в акте творчества
как раз и моделирует единство многообразия мира.
И в обращении друг к другу двух авторов уже есть
конфликт, уже есть противоречие, основа для
развития участвующих в диалоге. Конфликт вызван
тем, что два разных человека, обладающих
сознанием, видят мир по-разному. И вопрос только в
том, насколько удается им обратиться друг к другу
с этими различиями в мировоззрении. А эти
различия, тонкости личностного мировосприятия
удается передать только в собственном
произведении, в авторстве, в приближении своего
творчества к идеальной форме – формуле в
математике, стихотворению в поэзии, суждению в
философии. А в педагогике?
Я думаю, что это проект взаимодействия,
отношений, проект сотрудничества, притом это
сотрудничество авторов, то есть изначально
объективно конфликтующих друг с другом
мировоззрений.
Поэтому сотрудничество и «университет без стен»
– необходимые условия свободного, вольного
общения профессоров и слушателей как авторов
своих проектов.
Идея развития
В 1989 году, весной, «Эврика» объявила о начале
программы «Свободный университет «Эврика».
Свободным университет мы назвали потому, что
учиться в нем можно было по мере надобности или
желания. Мы планировали, что будет две сессии в
год и учителя могут приезжать на них, если
захотят. При этом основной идеей университета
было то, что программа каждого слушателя
проектировалась самим слушателем. Но об этом
чуть позже. При этом цель университета –
развитие учителя. Лишь развивающийся учитель
может помочь развитию ребенка – так считают в
“Эврике”.
К тому же свободный университет не ориентируется
на формальные установки органов управления. Мы
выдавали и выдаем свои собственные дипломы и не
слишком заботимся о том, насколько они
признаются в государственных органах
управления. Но, кстати сказать, теперь дипломы
“Эврики” стали свидетельством серьезной
подготовки не только учителей, но и управленцев.
Структура программы “Эврики” проста: курс
лекций, работа в проектных группах, общая
дискуссия слушателей и преподавателей. Для
каждой сессии выбирались базовые понятия из
методологии науки, или философии, или психологии
и вокруг них строились дискуссии. Причем если на
лекциях и в группах преподаватели и слушатели
были как бы по разные стороны, то на дискуссиях
все имели равные права. Кстати, роль ректора, то
есть моя роль, была как раз в том, чтобы точно
определить самое актуальное для развития
слушателей и преподавателей базовое понятие
сессии и уметь вести общую дискуссию.
Первая сессия состоялась в Перми в июле 1989 года, в
ней участвовали около 300 педагогов.
Лекции читали В.Слободчиков, Б.Эльконин, В.Репкин,
А.Дусавицкий, А.Адамский.
А группы вели И.Фрумин, В.Болотов, Т.Ковалева,
Э.Шепель, С.Горбов, Р.Сельцер, В.Редюхин,
С.Курганов, В.Левин, А.Аронов, Ю.Бархаев и еще
другие ученые и педагоги.
Основной принцип университета “Эврика” с тех
пор не изменился: теоретические понятия не
сообщаются слушателям, а моделируются в
деятельности, в ходе эвриканского семинара.
Учитель формирует свои знания через рефлексию
своих действий в “Эврике”.
Идея проекта
Но для этого необходимо одно важное
условие: у самого учителя должна быть
собственная идея, свой проект, своя
инновационная деятельность.
Мы полагали и сейчас полагаем: если учитель умеет
проектировать свою деятельность, моделировать
различные понятия и сотрудничать с ребенком и
коллегами – это и есть новый стандарт
учительской деятельности.
А проблема заключалась и заключается в том, что
обычному учителю, который год за годом проходит
одну и ту же программу, нет нужды что-либо
проектировать. Все определения у него под рукой и
в голове – что моделировать-то? А уж про
сотрудничество и говорить нечего.
Все есть, все готово, бери и вдалбливай в голову
ребенку – тут уж не до сотрудничества.
Теперь представьте себе, что вы хотите изменить
ту ситуацию, в которой находитесь. Трудность в
том, что для принципиального изменения ситуации
вам необходимо представить себе, как все будет в
идеальном виде. Развитие не происходит
натурально и рукотворно – с понедельника новая
жизнь, как правило, не начинается, если в ночь с
воскресенья вам не приснилось, какой будет эта
новая жизнь и как к ней перейти.
Новое качество жизни – новая деятельность не
появляется сама собой. Ей нужно родиться в
мышлении раньше, чем она появится в
действительности. Иначе все, что появится в
действительности, будет продолжением того, что
уже было и что крепко-накрепко засело в мышлении
человека.
В этом и роль теоретического мышления –
представить себе новое качество жизни. Не
объяснить старое или усовершенствовать,
оптимизировать его, а придумать (слово-то какое
замечательное – придумать, как будто при думании
появляется что-то новое, другое, чего еще не было)
что-то такое, чего еще не было. Но, строго говоря, в
этом и смысл образования. Что такое
образовательная деятельность? Это деятельность
по образованию новой предметности, новых
смыслов, новых значений человеческой жизни.
Стало быть, образование вообще может проходить
только в виде проекта. Проект образования и есть
образовательный проект.
Проект – это создание вместе с учеником чего-то
нового, чего до нас, до нашей встречи не было и
быть не могло.
Но это означает, что учить учителя необходимо
именно так: развивая его собственную способность
создавать, образовывать новые предметности.
И тогда образовательная программа такого
учебного заведения – это проект по созданию
проекта каждым из слушателей. Вот это и был
Свободный университет «Эврика».
Но следующая трудность была и остается в том, что
сама по себе проектная ситуация возникает далеко
не каждый день и вообще не факт, что возникает.
Проектная ситуация возникает, когда человек
попадает в безвыходную ситуацию. Когда у него
есть, например, два варианта решения, и оба ему не
подходят. Или когда то, что сделать необходимо,
сделать невозможно. Когда учитель попадает в
ситуацию неразрешимых противоречий, когда
сделать выбор невозможно, когда надо что-то
изменить принципиально.
Об этом писал С.Л.Соловейчик, он даже составил
список, неполный, как он сам признавал, таких
противоречий.
«1. Мы должны учить класс, в котором тридцать
человек, так же хорошо, как если бы перед нами был
один человек, а это невозможно.
2. Мы должны думать о том, как себя чувствует
ребенок в школе сегодня, охранять его детство и в
то же время обязаны думать о будущем ребенка, о
том, как ему жить после школы. Ребенок живет
сегодняшней жизнью, а мы думаем над его будущим,
отчего и проистекает неразрешимое противоречие
между учителем и учеником. Нельзя не думать о
сегодняшней жизни ребенка, но нельзя не думать и
о его будущем».
И таких противоречий С.Л.Соловейчик описал 18,
среди них, например:
«…Мы должны учить вместе мальчиков и девочек, но
у них разные психологические особенности.
Совместное обучение вызывает много нареканий, но
не меньше нареканий вызывало и раздельное
обучение. Полностью преодолеть это противоречие
невозможно».
Или:
«…Мы должны поддерживать на уроке максимум
необходимого порядка и одновременно
предоставлять детям максимум свободы».
Самое последнее неразрешимое противоречие в
списке С.Л.Соловейчика:
«…Школа должна быть зоной безопасности, но,
ставя отметки, мы нарушаем чувство безопасности
у большого числа детей».
Если учитель серьезно задумывается над своей
деятельностью и над тем, что происходит с
ребенком на уроке и вообще в школе, если у него
достаточно воображения, чтобы представить себе
такую противоречивую ситуацию, то у такого
учителя неизбежно возникает болезненный вопрос:
как преодолеть неразрешимое противоречие?
Так или иначе такой учитель приходит к
необходимости создать, произвести, сотворить
новую реальность, в которой происходит, почти по
Гегелю, снятие неразрешимых противоречий.
Например, Шаталов создал систему опорных
сигналов и решил проблему уровня и темпа
обучения.
Милослав Балабан придумал школу-парк и избавился
от ощущения насилия над ребенком.
Александр Тубельский разработал проект школы
самоопределения, в которой успех ребенка связан
с его сознательным, произвольным выбором, а не с
механическим подчинением программе.
Можно привести еще примеры случаев, в которых
Учитель создает проект своей деятельности как
новой.
Проект – это такое произведение, в котором мы
создаем новую реальность, тем самым покидая ту, в
которой у нас было безвыходное положение.
Те, кто хоть раз бывал на эвриканских сборах или
семинарах, знает, как учителя, разбирая свои идеи
или проекты, оказываются в тупике. Но вовсе не
потому, что им не хватает знаний, или опыта, или
творческих способностей. Объективно – потому,
что в основании каждого инновационного проекта
лежит действительно тупиковая ситуация. Просто
ее не всегда видно: иногда решение возникает
раньше, чем становится ясным условие задачи.
Собственно, в том и состоит метод “Эврики”:
помочь человеку, придумавшему оригинальный
проект, проявить основания его же идеи. Так, чтобы
случай стал системой.
Идея сотрудничества
И вот в июле 1989 года “Эврика” провела
первую сессию и затем стала проводить учебные
сессии и в регионах, и централизованно – в Москве
или даже за границей.
При этом с большим трудом был возрожден конкурс
«Авторская школа», и стало ясно, что для
университета важными являются три главные
специализации, по которым надо готовить учителей
и управленцев:
проектирование содержания образования;
управление развитием;
мониторинг развития.
С 1989 года по 1992-й «Эврика» провела сотни сборов и
учебных сессий. В них участвовали десятки тысяч
учителей.
И с 1991 года по всей стране наряду с развалом СССР
стали происходить удивительные для
отечественного образования вещи: стали
появляться новые школы. Не по решению властей, а
по замыслу учителей-подвижников или родителей.
Кстати говоря, в этот же момент родилась и газета
«Первое сентября». 1990–1992 годы – короткий, но
очень эффективный промежуток рождения новых
школ. После этого еще 2–3 года можно было открыть
свои школы, а потом наступил застой. Сейчас
большинство из известных и состоявшихся школ –
это как раз те, что открылись в тот период
времени. И почти во всех этих школах работают
ученики «Эврики».
Кроме того что это доказывает эффективность
эвриканского способа управления развитием, это
еще и доказательство эффективности педагогики
сотрудничества как основы школьной жизни.
Для «Эврики» педагогика сотрудничества и вообще
сотрудничество как тип отношений между людьми,
между детьми и взрослыми является базовой идеей.
Мы уже описывали это выше.
Когда в 1986 году вышел манифест «Педагогика
сотрудничества», то в нем было, как мне кажется,
две загадки.
Первая: из-за сильного отличия подходов, самих
оснований педагогики сотрудничества от принятой
авторитарной педагогики очень многие люди стали
обсуждать возможность или невозможность
сотрудничества. В чем здесь загадка? В том, что
никто в принципе не обсуждал возможность или
невозможность авторитарности. Почему? Почему
естественный тип отношений между людьми –
сотрудничество, корпоративность, партнерство –
все посчитали невозможным. По крайней мере в
образовании. А вот насилие одного над другим,
основа на требовании, давление и предельно
оценочная позиция – это считалось, а самое
страшное, что и по сей день считается, нормой
педагогики.
Отсюда и линия на стандартизацию. Поэтому
сотрудничество как способ обучения учителей –
как ни парадоксально это прозвучит – для
постсоветского учительства оказалось проектом.
То есть нам необходимо было, мы были вынуждены
выстраивать сотрудничество не как естественный
стиль отношений людей, учителей, профессоров и
слушателей, а как искусственный проект. С
рефлексией его оснований, выстраиванием
специальных действий и предметности
сотрудничества. Чтобы результатом эвриканской
программы была способность учителя строить
сотрудничество с ребенком. Все это на самом деле
довольно грустно. Все равно что тренинг на
доброту или программа развития взаимопонимания.
Но что делать, если вся советская педагогика
строилась на жестких требованиях учителей к
ученикам и до сих пор идеология требований
остается базовой для массового учительства?
Такая вот загадка отечественной педагогики.
А вторая загадка манифеста – новое содержание
образования. Прошло 10 лет после выхода манифеста,
и стало очевидно, что на классно-урочном,
учебно-предметном содержании сотрудничество
строится только в том случае, если учитель
перекраивает то содержание по-своему. А в
большинстве случаев это сложно. Но загадка в том,
что сотрудничать могут только соавторы, у
которых равные права на предмет и продукт их
отношений.
…Вообще для меня в педагогике авторство
является одним из самых главных оснований.
Поэтому, наверное, нам так понравилось название
нашего клуба, придуманное Владимиром Матвеевым,
– «Эврика».
Мы учим учителей быть авторами своей педагогики,
и каждый месяц проводим три-четыре семинара в
самых разных регионах России и за рубежом. У
“Эврики” десятки, если не сотни тысяч,
слушателей и сотня элитных профессоров – самых
лучших специалистов в образовании России. Два
раза в год “Эврика” встречается со своими
слушателями, и здесь происходит продвижение
учительских и школьных проектов. За эти годы
возникла сильная и разветвленная сеть
эвриканских школ, их проекты публикуются в
еженедельнике «Управление школой», есть сайт в
Интернете, два раза в год, весной и летом,
эвриканцы встречаются в Москве на семинаре
«Эврика-авангард» и на фестивале-конференции
«Авторская школа».
Клуб стал университетом, а затем сетью. Но
остался при этом и клубом, и университетом.
Жизнь наша такова, что в один прекрасный день все
может закончиться – все закроют и всех разгонят,
всем запретят, и следа не останется. Разрушат
храм и рассеют последователей.
Но у “Эврики” нет стен – нечего разрушать. Есть
идеи – их нельзя запретить.
И есть школы – их уже не закроешь. Потому что там
действительно блестящие учителя и прекрасные
ученики. Им нравится быть учителями и учениками,
и это самая инновационная часть нашего общества.
За ними – будущее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|