БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Евгений Николаевич ИЛЬИН,
член Союза писателей РФ,
член-корреспондент
Петровской академии наук и искусств
Пять самых важных глаголов
Было это, кажется,
совсем недавно... Мы сидели с Симоном Львовичем в
уютном дешевеньком кафе, обсуждали проблемы
педагогики и то рациональное, что виделось ему в
моем учительском опыте.
Вспоминая эту встречу и множество других, скажу
без ложного пафоса: Соловейчик – это явление;
наиважнейший, ключевой этап в моей жизни и в
жизни тех учителей-новаторов, с которыми я
подружился. Спустя годы особенно ясно понимаешь,
какую роль сыграл он в нашей нелегкой, но
блистательно яркой судьбе.
Сегодня я работаю над книгой, восемнадцатой по
счету, где не раз прозвучит его имя – основателя
педагогики сотрудничества и популярнейшей
учительской газеты «Первое сентября». Книга
будет называться «Публицистика урока».
Изучать литературу – это значит воспитывать ею,
не уходя, конечно, от нее как учебного предмета.
Первоначально настоящее художественное
произведение необходимо каждому из нас не для
культуры, а чтобы выжить, выстоять, не сломаться.
Неотъемлемой частью культуры книга станет позже,
когда обретем опору – и жизненную, и душевную,
когда появится потребность узнать мир, в котором
живем.
«Публицистика урока» пытается в ком-то разбудить
Человека, кому-то высоким стилем поведать о
Человеке, кого-то вдохновить Человеком. Да,
Человеком нужно сегодня и вдохновлять! Быть
может, тогда кое-кто из молодых людей отложит в
сторону нож, перестанет думать об огнестрельном
оружии. Цель моей работы – помочь молодежи.
Я хочу превратить современный урок литературы в
жаркое общение с молодежью в защиту Человека!
За последнее десятилетие в моей жизни произошло
многое. Прежде всего я несколько лет вел
совершенно новый предмет в школе, который
назывался «Практическое человековедение». Я
работал в педагогических классах и ввел эту
дисциплину, чтобы помочь ребятам понимать
человека, с которым они будут работать.
«Практическое человековедение» – значит не
громкими словами говорить о человеке, а неспешно
разобраться, что это за явление – Человек.
Через некоторое время я пошел дальше, опять-таки
работая в педагогических классах 307-й школы
Санкт-Петербурга. Я открыл новую форму урока –
так называемый «учительский урок», где я не
только давал знания по литературе, но еще и
комментировал себя как учителя, чтобы ребята
видели, какими приемами, какими способами я их
увлекаю. И в этом смысле каждый из них, еще сидя за
партой, в определенной мере становился учителем.
Вслед за этим появился “дуэтный урок”, который
вели сразу два учителя-словесника, вызывая
наивысшую степень ученической активности.
Пятью глаголами – любить, понимать, принимать,
сострадать, помогать – я определил своеобразную
“таблицу духовности” (духовность я трактую как
живой интерес к живому и ответственность за
него). Прибавлю к этому и принцип “скользящего
акцента”. Именно он определяет, где, на каком
уроке и сколько отдать внимания
образовательному, эстетическому, нравственному
его началу.
Эти новшества искренне заинтересовали многих
педагогов нашей страны; они съезжались, чтобы
лично прочувствовать атмосферу практического
человековедения, пощупать методическую ткань
«учительского урока» и прислушаться к
неповторимому ритму «скользящего акцента».
Мне довелось поработать в частных учебных
заведениях «Экстерн» и «Дельта», тоже
небезуспешно. Но в душе я сохранил преданность
обычной школе, где в классе много не похожих друг
на друга ребят. Я всегда был заинтересован в
большом классе, мне всегда была нужна аудитория в
широком смысле слова – как публика, как народ,
как люди. Это помогало и помогает мне
вдохновиться, найти хорошее, горячее слово.
Потом меня приняли в Союз писателей – приняли
безоговорочно и даже какими-то грамотами уже
наградили.
Я продолжаю встречаться с учительскими и
студенческими аудиториями, постоянно провожу
консультации – другими словами, не отошел от
учительской жизни, хотя в данный момент в школе
не работаю. Но это лишь
временно – без школы мне никак нельзя.
Ильин Е.Н. Из блокнота словесника. –
С-Пб., 1993.
Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. –
М.: Школа-Пресс, 1994.
Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель –
учителю). – С-Пб., 1995.
Ильин Е.Н. Деловой человек и книга. – С-Пб.,
1995.
Ильин Е.Н. Воспитаем читателя. (Советы
родителям). – С-Пб., 1995.
Ильин Е.Н. Уроки практической грамотности:
Заметки учителя литературы. – С.-Пб., 1997.
Ильин Е.Н. Мои ключи...: Об искусстве
художественной детали. – С.-Пб., 1999.
Ильин Е.Н. Лев Толстой в зеркале «Войны и
мира»: Пособие для учителей и учащихся. – М.:
Школа-Пресс, 2000
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|