БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Лена Алексеевна НИКИТИНА,
почетный член Петровской академии наук и
искусств
Парадоксы воспитания
В связи с десятилетней историей газеты
«Первое сентября» мне вспоминается первая
встреча педагогов-экспериментаторов в
Переделкине, где Борис Павлович Никитин произнес
пламенную речь относительно соединения жизни
детей с жизнью взрослых в процессе совместного
производительного труда. Он говорил: до каких пор
мы будем отрывать ребят от реальной жизни,
законопачивать их в резервации, где их живой ум,
живая мысль, живое желание знать, потрясающее
старание хорошо и радостно жить постоянно
оказываются невостребованными! К сожалению, это
его страстное вторжение в школьную жизнь никак
не прозвучало в манифесте «Педагогика
сотрудничества».
Сотрудничество – прекрасная идея.
Сотрудничество взрослых и детей – еще лучше. Но в
чем сотрудничество? Вот тут и получился, на наш
взгляд, некоторый перекос: не в жизни, а в
постижении неких наук, в «учении с увлечением». А
жизнь – со всеми ее трудностями, противоречиями
– продолжает, как и раньше, оставаться за стенами
школы. Человек же в нашем понимании должен быть
увлечен большей, нежели учение в школе, задачей –
задачей самой жизни!
Да и ребята на самом деле хотят жить, а не
воспитываться! Они хотят отвечать за свои
поступки, за свои усилия, даже за свое физическое
состояние. Многие, наблюдавшие вживую или с
экрана за нашими «фокусами» с детьми, не
замечали, что каждый ребенок делал только то, что
считал для себя возможным. Ощущение своих
возможностей – и умственных, и творческих, и
физических – чрезвычайно важная компонента
жизни, неизбежный этап самоопределения своего
потенциала. Это удавалось и удается сделать в
рамках нашей семьи, но недоступно детскому саду и
школе, где существуют программы и методики –
особенно хитрые методики, от которых даже
отлынивать не удается! Получается в итоге, что
такое образование не помогает, а даже мешает жить
человеку.
Самые значимые события в нашей семье за
последние годы – это рождение внуков. Мне
представляется, что главное завоевание
семейного опыта Никитиных в том, что наши ребята
не боятся иметь детей. Они не боятся давать жизнь
и давать жить новому поколению, преодолевать
трудности, семейные в том числе. Это великое дело!
Все остальное лишь прикладывается.
Еще одно достижение: близкие люди стремятся в наш
дом, а не от нас бегут (дедушка Борис Павлович
говорил: теперь у нас четырнадцать детей, семь
семей, да все какие разные!). Подобное желание
сегодня встретишь нечасто – жить нескольким
семьям в одном доме. Причем в результате
оказывается не коммуналка, а такая школа общения,
которая дает закалку на всю оставшуюся жизнь и
позволяет каждому оставаться человеком в любой
ситуации! Ребята и внуки научаются жить с людьми
и просто их любить.
Именно семья, а не образовательное учреждение
отвечает за духовный рост ребенка, за его
душевную расположенность к людям, за тонкость и
точность взаимопонимания, за неформальное
желание помочь. Семья учит любить. Решение
великой задачи: как сделать так, чтобы реально
живущим людям вместе с тобою было теплее жить, –
это фактически и есть любовь.
Последнее десятилетие меня вдохновляет еще и
тем, что все больше и больше людей обретают вкус к
заботе о будущем поколении и видят в продолжении
жизни свой долг, обязанность, источник побед и
суть бытия. Это время поворота родителей к
самостоятельному мышлению. Люди – есть хорошее
слово – расхрабряются, распрямляют плечи и
начинают жить не по указке, а по собственному
разумению; начинают жить, отвечая за свой выбор
самостоятельно, а не ссылаясь на Никитиных и
пятых-десятых. Это ощущение высвобождения
создается у меня почти в каждой аудитории:
слушатели осознают, что можно жить иначе.
Конечно, можно, причем жизнь становится
интереснее!
Что же касается лично меня, то главная моя работа
сегодня – это моя семья, переписка с
многочисленными нашими последователями.
Продолжаю встречаться с родителями из разных
городов России. Регулярно (раз в месяц) провожу
встречи в краеведческом музее Королева
Московской области. После ухода Бориса Павловича
готовлю к изданию его многочисленные рукописи.
Никитин Б.П. Наши уроки. – Л., 1992.
Никитин Б.П. Первый год, первый день. – М.:
Знание, 1994.
Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М., 1994;
М.: ЛИСТ, 1998.
Никитин Б.П. Детство без болезней. – С-Пб.: ИК
«Комплект», 1996.
Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и
прививок. – М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2001.
Никитина Л.А. Я учусь быть мамой. – М.:
ЛИСТ-НЬЮ, 2002.
Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А.
Родителям XXI века. – М.: Знание, 1998.
Никитины Л.А. и Б.П. Мы, наши дети и внуки. –
Пермь, 1997
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|