Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА 

Софья Николаевна ЛЫСЕНКОВА,
народный учитель СССР

Знак присутствия

Софья Николаевна ЛЫСЕНКОВА,Для меня газета «Первое сентября» – это всегда присутствие Симона Львовича. Не было дня, чтобы он не назвал имена педагогов-новаторов в своих размышлениях «День за днем. О жизни школы». Все как на ладони: формулировка проблемы – и тут же видение ее глазами новатора и соответствующие подходы к решению.
Творческая работа новатора – это нечто, ворвавшееся в твой дом, в твою семью. Это как собственный ребенок, который растет и развивается: встает на ножки, начинает ходить – и постепенно очаровывает тебя своей неповторимостью целиком и полностью.
Я работаю. Слово «работаю» означает для меня не просто «везу воз», а то, что нахожусь в творческом поиске, увлеченно, с вдохновением занимаюсь с ребятами. Для меня это продолжение жизни.
Мои публикации последнего десятилетия я бы объединила в рубрику «Учить всех – без отбора, без отстающих, без перегрузок». Эти книги и статьи – в определенной степени результат влияния самого С.Л.Соловейчика на педагогическую общественность (и меня в том числе), следствие его понимания ценности новаторских открытий.
В последнее десятилетие развивались варианты моих программ, основанных на методе опережения.
До 1998 г. (8 лет) я проработала в школе № 1130 Кунцевского района Москвы. Начинала с класса «Э» (эстетического), где успешно апробировала вариант глубокого опережения, намек на возможность которого мне дали шестилетки, с которыми я занималась до этого. Выяснилось, что опережение можно немножечко скорректировать за счет связки между годами обучения и в результате добиться большего выигрыша.
Следом шел класс «Я» («Я читаю, я считаю, я пишу»), затем класс «Л» (класс Лысенковой). В обоих случаях обучение в начальных классах предваряла моя работа в группах подготовки к школе по модифицированным программам, основанным на опережении.
Стоит ли говорить, что ни в один из этих классов детей специально не отбирали.
На закономерный вопрос о результатах моей работы в этих классах можно ответить просто и коротко: наши выпускники всегда выделяются при переходе из начальной в среднюю школу, а также на выпуске из школы.
Приведу лишь один пример. Я ушла из школы № 1130 по приглашению Классического пансиона МГУ на выпуске 2 класса (работая глубоко и по 3-му). Семь бывших второклассников (не по моей воле, а по настоянию родителей и поддержке учителей) продолжили обучение сразу в 5 классе. И сегодня они, теперь уже старшеклассники, продолжают оставаться ведущими учениками.
В настоящее время (уже четыре года) я работаю в Классическом пансионе МГУ им. М.В. Ломоносова. В пансион меня пригласили так: «Миленькая Софья Николаевна, приходите к нам! Ваши дети – говорящие, а наши – молчуны».
Особенность работы в пансионе связана с тем, что он призван обеспечить ребятам в широком плане классическое образование, в том числе и эстетическое: индивидуальные занятия музыкой, пением, хореографией, зарубежные языковые стажировки… Но условия для работы весьма сложные: здесь надо быть Учителем! Мне, безусловно, помогает то, что в соответствии со своим методом я держусь на уроке, а не на домашнем задании. Более того, сформулирую свою мысль шире: при имеющихся на сегодняшний день новаторских открытиях в области школьного преподавания мы не должны зависеть от домашнего задания, тем более в младших классах!
Так, в минувшем учебном году у меня опять был эксперимент: в пансионе я фактически вела класс коррекции. Среди второклассников примерно половина детей оказались очень трудными (так, кажется, принято называть детей с проблемами здоровья), половина – сильными, и мне пришлось вести их по разным программам. Кстати, все они учились по учебникам третьего класса. В результате часть детей из 2 класса перешла в 4-й, часть – в 3-й, но в грядущем учебном году им предстоит не повторение изученного, а освоение нового материала по другим учебникам.
В 1999 году приказом министра общего и профессионального образования РФ я была награждена медалью К.Д.Ушинского.
Мне остается добавить: спасибо тем, кто помнит своих учителей, и согласиться с Соловейчиком, который писал: «Сверху всегда диктуют направление: надо, чтобы… А новатор видит, как надо!»

Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа, или Право на творчество. – М.: Изд-во «Новая школа», 1995.
Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Школа-Пресс, 1997


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru