БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Софья Николаевна ЛЫСЕНКОВА,
народный учитель СССР
Знак присутствия
Для меня газета «Первое сентября» –
это всегда присутствие Симона Львовича. Не было
дня, чтобы он не назвал имена педагогов-новаторов
в своих размышлениях «День за днем. О жизни
школы». Все как на ладони: формулировка проблемы
– и тут же видение ее глазами новатора и
соответствующие подходы к решению.
Творческая работа новатора – это нечто,
ворвавшееся в твой дом, в твою семью. Это как
собственный ребенок, который растет и
развивается: встает на ножки, начинает ходить – и
постепенно очаровывает тебя своей
неповторимостью целиком и полностью.
Я работаю. Слово «работаю» означает для меня не
просто «везу воз», а то, что нахожусь в творческом
поиске, увлеченно, с вдохновением занимаюсь с
ребятами. Для меня это продолжение жизни.
Мои публикации последнего десятилетия я бы
объединила в рубрику «Учить всех – без отбора,
без отстающих, без перегрузок». Эти книги и
статьи – в определенной степени результат
влияния самого С.Л.Соловейчика на педагогическую
общественность (и меня в том числе), следствие его
понимания ценности новаторских открытий.
В последнее десятилетие развивались варианты
моих программ, основанных на методе опережения.
До 1998 г. (8 лет) я проработала в школе № 1130
Кунцевского района Москвы. Начинала с класса «Э»
(эстетического), где успешно апробировала
вариант глубокого опережения, намек на
возможность которого мне дали шестилетки, с
которыми я занималась до этого. Выяснилось, что
опережение можно немножечко скорректировать за
счет связки между годами обучения и в результате
добиться большего выигрыша.
Следом шел класс «Я» («Я читаю, я считаю, я пишу»),
затем класс «Л» (класс Лысенковой). В обоих
случаях обучение в начальных классах предваряла
моя работа в группах подготовки к школе по
модифицированным программам, основанным на
опережении.
Стоит ли говорить, что ни в один из этих классов
детей специально не отбирали.
На закономерный вопрос о результатах моей работы
в этих классах можно ответить просто и коротко:
наши выпускники всегда выделяются при переходе
из начальной в среднюю школу, а также на выпуске
из школы.
Приведу лишь один пример. Я ушла из школы № 1130 по
приглашению Классического пансиона МГУ на
выпуске 2 класса (работая глубоко и по 3-му). Семь
бывших второклассников (не по моей воле, а по
настоянию родителей и поддержке учителей)
продолжили обучение сразу в 5 классе. И сегодня
они, теперь уже старшеклассники, продолжают
оставаться ведущими учениками.
В настоящее время (уже четыре года) я работаю в
Классическом пансионе МГУ им. М.В. Ломоносова. В
пансион меня пригласили так: «Миленькая Софья
Николаевна, приходите к нам! Ваши дети –
говорящие, а наши – молчуны».
Особенность работы в пансионе связана с тем, что
он призван обеспечить ребятам в широком плане
классическое образование, в том числе и
эстетическое: индивидуальные занятия музыкой,
пением, хореографией, зарубежные языковые
стажировки… Но условия для работы весьма
сложные: здесь надо быть Учителем! Мне,
безусловно, помогает то, что в соответствии со
своим методом я держусь на уроке, а не на домашнем
задании. Более того, сформулирую свою мысль шире:
при имеющихся на сегодняшний день новаторских
открытиях в области школьного преподавания мы не
должны зависеть от домашнего задания, тем более в
младших классах!
Так, в минувшем учебном году у меня опять был
эксперимент: в пансионе я фактически вела класс
коррекции. Среди второклассников примерно
половина детей оказались очень трудными (так,
кажется, принято называть детей с проблемами
здоровья), половина – сильными, и мне пришлось
вести их по разным программам. Кстати, все они
учились по учебникам третьего класса. В
результате часть детей из 2 класса перешла в 4-й,
часть – в 3-й, но в грядущем учебном году им
предстоит не повторение изученного, а освоение
нового материала по другим учебникам.
В 1999 году приказом министра общего и
профессионального образования РФ я была
награждена медалью К.Д.Ушинского.
Мне остается добавить: спасибо тем, кто помнит
своих учителей, и согласиться с Соловейчиком,
который писал: «Сверху всегда диктуют
направление: надо, чтобы… А новатор видит, как
надо!»
Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа,
или Право на творчество. – М.: Изд-во «Новая
школа», 1995.
Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.:
Школа-Пресс, 1997
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|