Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА 

Дмитрий СОРОКОВ

«Точка опоры»

Что объединяет педагогов-новаторов, героев статей и манифестов восьмидесятых годов?
Самое бросающееся в глаза – это те, кого заметил, в кого поверил, о ком написал Симон Львович Соловейчик. Значит, перед нами случайная выборка? Но огромный общественный резонанс, который имело совместное провозглашение новаторами возможностей нормального воспитания и обучения, подчеркивает в их изобретениях наличие общего тайного камертона. Без камертона не было бы и резонанса.

Без санкций и без полномочий Соловейчик несколько десятилетий взглядом внимательного исследователя следил за школой и рассказывал о происходящем там – сначала в «Комсомольской правде», потом в «Учительской газете», в «Новом времени».
Наверное, Соловейчик не всех тогда заметил, не всех достойных прославил. Но у тех людей и открытий, которые он выделил, явно были общие свойства. Иное отношение к ребенку. Умение обучать всех без отбора, не унижая, не ущемляя достоинства. Воспитание к свободе и пониманию других людей. Новаторские методы позволяли традиционное рутинное содержание давать всем детям безболезненно, без перегрузок, без дополнительных занятий. Их методы обеспечили радостное учение, продвижение в программе с хорошим настроем. Дети, получившие такой заряд, и дальше двигались успешно: нет комплексов – всем все по плечу. Нет страха перед книгой, перед текстом, перед задачей, есть готовность за все взяться и все освоить.

Надо сказать, что для многих новаторов знакомство с Симоном Львовичем было очень существенным пунктом в их судьбе и в работе с детьми. Они без него сделали свои педагогические открытия, без него выстраивали отношения с детьми, но насколько увереннее в своих поисках они становились, узнавая, что кто-то разделяет их взгляды, что кто-то может оценить их.
Педагоги-исследователи работали в той школе, в рамках жестко регламентированного содержания. Никто из них не отрицал необходимости знаний и навыков для дальнейшей жизни ребенка. Но все они понимали, что ребенок живет не только в будущем, но и сейчас, а школьный возраст должен быть прожит в соответствии с законами возраста человеческого.
Одна из знаменитых шаталовских книг называлась «Точка опоры».
Имелась в виду точка опоры для ребенка, необходимый надежный тыл, позволяющий смело двигаться вперед.
Но во второй половине восьмидесятых сами манифесты педагогов-новаторов стали точкой опоры для учителей. Точкой опоры, позволившей перевернуть к лучшему миры множества российских школ.
И оказалось, что число обычных школ, ставших необычными, исчисляется тысячами.
Стало видно, насколько стремительно может очеловечиваться школа, если дать ей шанс.
Школа стоит перед новым выбором.
Нынешние вершители судеб образования вслух заявляют, что девять десятых учителей ни на что не способны, кроме как ретранслировать БУПы. А всякие там гуманистические новации – удел чудаков и легкомысленных родителей, не заботящихся своевременно о карьере ребенка.
На фундаменте таких убеждений строятся ныне планы и концепции модернизации.
Школе снова нужна точка опоры.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru