БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
Описать историческое развитие нашей
школы – нелегкая и неблагодарная задача. К тому
же в ее решении вряд ли можно претендовать на
объективность. Как ни стараешься упомянуть все
до одной фамилии участников тех событий, –
обязательно кто-то не войдет в перечисление. Как
ни расписываешь по датам, часам и минутам ход
истории, – люди, прочитав, обязательно вспомнят
нечто для них особенно важное, но в тексте не
упомянутое.
И все-таки мы решаемся предложить вам эту
необычную историческую хронику длиной всего в
несколько лет.
Но почему нам сегодня так важно вспомнить
напряжение тех лет?
Вторая половина 80-х оказалась для судеб многих
педагогов одновременно и чрезвычайно
плодотворной, и в то же время тяжелой и даже
драматичной. В стране разворачивалось
общественно-педагогическое движение учителей.
До сих пор не превзойденное по своим масштабам и
свершениям. Оно было средой, куда притягивалось
все живое в педагогике; в этой среде зарождались
новые школы, научно-педагогические коллективы,
самостоятельные исследовательские лаборатории,
идеи, действия, содружества.
При своем возникновении “Первое сентября”
опиралось не только на талант и замыслы С.
Соловейчика, на идейное наследие матвеевской
“Учительской газеты”, но и в огромной мере на
сотрудничество со многими группами, выросшими из
этого общественного движения. Мы решили
взглянуть из сегодняшнего дня на то, как оно
разворачивалось, как при его поддержке
воплотились в жизнь многие из обсуждаемых далее
педагогических идей.
Общественно-педагогическое движение
учителей
Исторические хроники
1986 год
Благодаря телевизионным встречам в
Останкине вся страна узнала Шаталова и Дубинина,
Лысенкову, Ильина и Католикова.
Весной группа молодых учителей,
собравшихся в школьном отделе “Учительской
газеты”, объединилась в неформальный клуб
творческой педагогики. Главный редактор газеты
Владимир Федорович Матвеев поддержал их и
придумал клубу название – “Эврика”.
Уже через 2 года в Советском Союзе было более 500
клубов «Эврика».
1 – 2 октября – встреча
учителей-новаторов в Переделкине, на даче
писателя Анатолия Рыбакова. Рождается понятие
«Педагогика сотрудничества».
18 октября «Учительская
газета» публикует знаменитый «переделкинский
манифест» – «Педагогика сотрудничества».
С этого момента столкновение новаторов и их
сторонников с официальной педагогикой
становится особенно яростным и принципиальным.
1987 год
24 – 25 февраля в Москве
проходят Дни творческих уроков «Эврики». За два
дня учителя – участники смотра дали 152 урока. На
уроках присутствовали 200 экспертов, учителей,
гостей.
Октябрь – творческая игра
(круглый стол) «Ученик – учитель – ученый»,
организованная редакциями журнала. Искать пути
развития школы можно только вместе – ученикам,
учителям и ученым.
1988 год
В январе «Учительская газета»
объявила конкурс проектов авторских школ. На
конкурс поступило 250 проектов. Экспертная группа,
в которую входили и старшеклассники, отобрала 40
самых интересных, новых, перспективных. Этот этап
конкурса был первым туром.
Весной в Ханты-Мансийске
Центр творческого воспитания под руководством
О.Газмана проводит сбор педагогов по проблемам
классных руководителей.
В апреле в Красноярске прошел
второй конкурс «Авторской школы» – в дискуссии
определились 6 наиболее ярких и целостных
проектов: «Школа-комплекс Н.Гузика»,
«Школа-лаборатория сотрудничества Е.Ереминой
(развивающее обучение)», «Школа развития
Д.Лебедева», целевые творческие программы
С.Марьясина, «Школа заботы А.Тубельского» и
«Школа диалога культур В.Библера».
1 июня приказом Госкомитета по
народному образованию создан ВНИК (Временный
научно-исследовательский коллектив) «Базовая
школа» – альтернативная структура АПН, в которой
царит не власть званий, а авторитет таланта.
Руководитель – Э.Днепров. Исследования
Л.Занкова, В.Давыдова, Ш.Амонашвили – фундамент
ВНИКа. Комплексная группа, в которую входят
В.Давыдов, В.Собкин, Б.Бим-Бад, В.Слободчиков,
продолжает работу.
Команда методологов-игротехников под
руководством Ю.Громыко проводит 7-дневную
организационно-деятельностную игру по
начальному образованию (заказчик – академик АПН
СССР В.Давыдов).
7 – 9 июня – первая
телепередача «Школа: взгляд в будущее». Клубная
форма поиска решений запутанных школьных
проблем, когда многие разные идеи сталкиваются в
открытом поединке, да еще и перед телекамерой, –
единственно возможная форма. Эта встреча позже
была названа «настоящим Всесоюзным съездом
учителей».
Сентябрь – октябрь –
подготовлен проект Устава творческого Союза
учителей СССР. Он был подготовлен
междисциплинарной лабораторией ВНИК «Базовая
школа» вместе с членами клубов творческой
педагогики «Эврика». Анапский сбор клубов
«Эврика» положил начало существованию союза.
Декабрь – «Учительскую
газету» реорганизовали за вторжение в механизм
кадровых рычагов, за веру в учителя. Секретариат
ЦК под руководством Е.Лигачева снимает с
должности редактора В.Матвеева. Московское ядро
«Эврики» во главе с ее лидером А.Адамским,
покинув редакцию, стало самостоятельной
организацией, Центром социально-педагогического
проектирования «Эврика». В команду
единомышленников вошли В.Редюхин, Т.Ковалева,
Р.Сельцер, А.Лебедев, Э.Шепель.
20 декабря принята концепция
развития образования, подготовленная ВНИКом
«Школа», принята Декларация творческого Союза
учителей СССР: «Союз учителей – это союз
союзников. Он не дает привилегий, он дает лишь
возможность бороться за обновление нашей школы
не порознь, а вместе».
1989 год
14 – 17 февраля в Гомеле
состоялся объединительный сбор творческих
педагогов Белоруссии, более 400 делегатов.
Белорусский сбор – самый первый региональный,
первый республиканский съезд, за которым
последовали другие. Все они стали этапами на пути
общесоюзному съезду творческого Союза учителей
СССР, который состоялся в Краснодарском крае 11 –
13 мая 1989 г.
В марте в Мирном, Республика
Саха (Якутия), из ближних поселков и сел Айхал,
Алакит, Сюлбдюкар, Тас-Юрях, Арылах собрались на
«Урок-панораму», чтобы отказаться от привычных
педагогических аксиом. Оказалось, что никто не
хочет показывать свои уроки: «Пусть москвичи
сами покажут нам, что они умеют, прежде чем нас
проверять». Москвичи согласились дать уроки, но
только в последний день. Позже одна из
учителей-авторов, Т. Желявская, призналась: «Если
бы я знала, что придется пережить, – не
согласилась бы. Но если бы я этого не пережила, –
педагогика сотрудничества так и осталась бы для
меня далекой красивой сказкой». Участниками
отмечена необходимость в разработке собственной
технологии самоанализа урока.
20 – 24 апреля в Подмосковье
состоялся творческий сбор «Эврика-учебник». Из 392
заявок экспертная группа отобрала 75.
Май – делегаты 75 клубов и
учительских объединений учредили на
региональной конференции в Красноярске
Федерацию творческой педагогики Сибири. По
мнению учителя 9-й школы Томского академгородка
И.Савицкого модель хозрасчетной школы может
стать одним из направлений педагогического
поиска.
18 мая – открытие Съезда
учителей СССР в г. Сочи. Предполагается, что в
союзе будет принята не разрешительная система, а
регистрационная как более демократичная. Союз
родился на Кубани, где нашло поддержку все
передовое, что рождается в школе. Именно здесь
успешно идет эксперимент М. Щетинина.
Заместитель министра В. Шадриков заявил,
что в ближайшее время нет возможности создать
экспериментальные «школы творческого союза».
В октябре выходит первый
номер газеты «Перемена» (издание творческого
Союза учителей СССР). Главный редактор – В.
Матвеев. Не хватает средств. «Союзпечать»
«Перемену» не распространяет, подписки на нее
нет. Из регионов каждодневно поступают сотни
заявок, газета распространяется силами
московских эвриканцев.
Вместе с тем это были очень непростые годы. Все
новые гуманистические идеи реформирования
образования приходилось отстаивать в
столкновениях не на жизнь, а на смерть с
тогдашними руководителями Отдела науки и школ ЦК
КПСС, президиума АПН СССР. Символичной жертвой
этой борьбы пал такой замечательный человек, как
главный редактор «Учительской газеты Владимир
Федорович Матвеев, чья смерть 21 декабря была во
многом спровоцирована травлей, которую ему
пришлось пережить.
1990 год
27 февраля – 7 марта проходит
сбор «Эврика-Авангард». На нем моделируются
образовательные системы «Развивающее обучение»
(И.Фрумин и его ученики), «Школа диалога культур»
(С. Курганов и его ученики), «Школа
самоопределения» (А.Тубельский и его ученики),
американские свободные и домашние школы (Джерри
Минц, его ученики и коллеги из США). На сборе –
более 180 взрослых и детей.
Закончился короткий ренессанс школы –
он длился с 1986 по 1992 год.
1991 год
В Крыму и Сочи прошли две международные
встречи педагогов. В Крыму впервые западные
учителя свободных, альтернативных школ напрямую,
без посредников, объединились с теми, кто в
России хочет создавать новые школы. Организатор
встречи – Е. Хилтунен. В Сочи две могущественные
организации – Министерство образования (Россия)
и ИМТЕК (Норвегия) собрали западных и российских
ученых-педагогов. Организация и результаты
второй встречи оказались менее продуктивными.
Образование медленно, но верно развивается вне
государственных усилий. В стране насчитывается
несколько сотен «негосударственных» или
«полугосударственных» школ. Уже существуют
альтернативные центры подготовки и
университеты: Школа культурной политики (П.
Щедровицкий), Центр Монтессори (Е. Хилтунен),
Центр вальдорфской педагогики (А. Пинский),
Университет «Эврика» (А.Адамский).
Альтернативное образование – это другие
философии, психологические программы развития и
учебные материалы. Для СССР это единственная
возможность выращивания другого, не советского
отношения к миру.
Текст хроники составлен по
материалам, опубликованным в различных
средствах массовой информации за период с 1985 по
2002 г. Полный список материалов, 735 статей,
размещен на сайте www.eurekanet.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|