Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
 

Газета задумывалась как авторская. Газета Симона Соловейчика. Со своей позицией, своим взглядом на мир, своими канонами и правилами... Но оказалось, что газета становится авторской для каждого, у кого есть собственный взгляд на мир. Эти взгляды такие разные! Но в главном – в отношении к школе, ребенку, учителю – они совпадают. А может, дело в каком-то большем, самом важном совпадении, которое собрало нас под крышей “Первого сентября”?
Мы каждый день беседуем с вами со своих страниц голосами наших авторов, журналистов, художников и даже фотокорреспондентов.
А сегодня впервые –  слово РЕДАКТОРАМ

Вячеслав БУКАТОВ
Мария ГАНЬКИНАВячеслав БУКАТОВ

 

Я иду с урока
&
Режиссура урока

Мария ГАНЬКИНА

У всякого народа есть свои мифы и свои легенды. Есть они и у народа учительского. Только вот беда – порой педагогические мифы так одурманивают наши учительские головы, что лишают повседневную работу в школе здравого смысла, личного творчества и даже доброй воли. А без всего этого школьная текучка становится рутиной, в которой нет места ни подвигам, ни доблести, ни славе.
На самом же деле профессия учителя просто-таки легендарная. И если снять шоры мифов (и про академическую дидактику, и про школьную дисциплину, и про административные мероприятия) и начать советоваться то с собственной интуицией, то с учениками, то с коллегами – глядишь, здравый смысл и творчество откроют удивительные россыпи забавных, занятных и поучительных мелочей, каждая из которых вполне может стать легендой. Ведь легенды как рождаются: один рассказал – другим запомнилось, и пошло гулять из уст в уста. А когда рутина, то рассказывать не о чем, а стало быть, и легендам взяться неоткуда.
Вот мы и затеяли нашу «Режиссуру урока», чтобы помочь учителям обнаруживать в своей работе ту самую мелочевку, о которой было бы что рассказать. И вот уже пять лет, как не иссякает поток ваших писем-рассказов. И мы уверены, что со временем многие из них станут легендами (а может, уже и стали – судить вам).
Ну а по поводу педагогических мифов... Не бороться же с ними на полном серьезе! Другое дело – подтрунивать. Вот мы потихоньку этим и занимаемся.
В самом деле, разве это не миф, что хороший учитель непременно должен быть уверен в своей грамотности: и в предмете, и в методике, и в психологии, не говоря уж об орфографии? Миф! Да еще какой вредный! И сколько учителей, вместо того чтобы нормально работать – ошибаясь, сомневаясь, набивая шишки и тем не менее двигаясь к мастерству сотрудничества с детьми, – прячутся каждый в своей норке, боясь разоблачений своей профессиональной несостоятельности. А вот тут-то как раз мы – с приглашением пошушукаться о том о сем: о том, как на уроке в лужу сел, как чему-то удивился, как что-то для себя понял, как едва выкрутился, как чуть было не отчаялся, как преодолел страх, как пришлось у доски краснеть-бледнеть, как в очередной раз открыл Америку или изобрел велосипед...
И вот что удивительно: по ходу этих разговоров собственный учительский опыт видится уже в ином свете, и вчерашняя рутина сегодня вдруг оказывается махонькой ступенькой бесконечного пути к мастерству.
Конечно, по дороге вас не раз будет окутывать туман того или иного педагогического мифа. Что ж, в таком случае милости просим к нашему огоньку на посиделки. Поболтаем, о себе расскажем, других послушаем – глядишь, мифический туман рассеется, а контуры спасительных легенд, наоборот, прорисуются, воодушевляя вас на смелые педагогические импровизации .

Итак, в день юбилея родной газеты торжественно обещаем: мы по-прежнему изо всех сил будем стараться, чтобы на наших страничках «Режиссура урока» и «Я иду с урока» вы никогда не встретили:
– парадных репортажей с выставок достижений не только народного хозяйства, но и народного образования (повседневных забот столько, что на грандиозные выставки времени не остается);
– обсуждений и осуждений законов, принятых ООН, Госдумой, тем или иным департаментом образования и даже администрацией родной школы (давайте лучше о завтрашнем уроке подумаем);
– призывов к очередному пересмотру содержания как американской конституции, так и российского образования (сколько ж можно перекраивать программы и переписывать учебники – не пора ли понять, что не здесь собака зарыта);
– сенсационных статей не только о чудесах филиппинской медицины, но и о чудесах российской инновационной педагогики (руки не доходят: чудес и так полно – на каждом уроке каждого учителя);
– патетических воззваний как к совести российских олигархов, так и к тотальной личностно-ориентированной гуманизации образовательного процесса (сколько «халва» ни кричи, ученикам слаще не становится);
– участия в дискуссиях о необходимости введения в школах синхронного плавания, дзюдо, а также очередной ипостаси какого-нибудь «развивающего» обучения (ведь если обучение не развивает, то оно и не обучение вовсе);
– страстных призывов раз и навсегда покончить как с засильем рекламы на телевидении, так и с засильем классно-урочной системы, учительской аттестации, выпускных экзаменов и текущих оценок (чем все это хоронить заживо, не лучше ли вылечить наши представления о здравом смысле?);
– рецептов, как попасть в Книгу рекордов Гиннесса, а также в число победителей очередного конкурса «Учитель года» (чур меня, чур!);
– сценариев не только мыльных опер, но и открытых уроков, а также школьных мероприятий (вот уж чего не дождетесь! да не будем мы подкармливать сценариями самый вредный для «Режиссуры урока» миф о том, что учитель – это как бы режиссер, ученики – как бы актеры, а урок, стало быть, хорошо отрепетированный спектакль!).

Заверяем читателей в том, что по-прежнему будем держаться самых что ни на есть «низменных» тем в педагогике, как то: сквернословие, перемена, дискотека, шпаргалки, драки, курение, дежурства, туалеты, учительское рукоприкладство и ученическое хамство. Обещаем и впредь находить в этих разговорах неожиданные повороты.
А в привычных темах: таких, как фронтальный опрос, домашнее задание, первый урок после каникул, последний урок по расписанию, праздники, походы и поездки, оценка, дисциплина, педсовет, родительское собрание, аттестация учителей, открытый урок, классное руководство, экзамены, контрольные работы и так далее, – мы по-прежнему постараемся искать самые что ни на есть затрапезные ракурсы.
Обещаем, что будем по-прежнему радовать читателей подробным изложением универсальных социоигровых приемов, в равной степени годных для любого предмета, класса и учебной темы.
И мы по-прежнему будем рады получать от вас – учителей и учеников (в том числе бывших) – письма, в которых вы делитесь с читателями горечью своих побед и радостями своих поражений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru