В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Газета задумывалась как авторская.
Газета Симона Соловейчика. Со своей позицией,
своим взглядом на мир, своими канонами и
правилами... Но оказалось, что газета становится
авторской для каждого, у кого есть собственный
взгляд на мир. Эти взгляды такие разные! Но в
главном – в отношении к школе, ребенку, учителю –
они совпадают. А может, дело в каком-то большем,
самом важном совпадении, которое собрало нас под
крышей “Первого сентября”?
Мы каждый день беседуем с вами со своих страниц
голосами наших авторов, журналистов, художников
и даже фотокорреспондентов.
А сегодня впервые – слово РЕДАКТОРАМ
Вячеслав БУКАТОВ
Мария ГАНЬКИНА
Я иду с урока
&
Режиссура урока
У всякого народа есть свои мифы и свои
легенды. Есть они и у народа учительского. Только
вот беда – порой педагогические мифы так
одурманивают наши учительские головы, что лишают
повседневную работу в школе здравого смысла,
личного творчества и даже доброй воли. А без
всего этого школьная текучка становится рутиной,
в которой нет места ни подвигам, ни доблести, ни
славе.
На самом же деле профессия учителя просто-таки
легендарная. И если снять шоры мифов (и про
академическую дидактику, и про школьную
дисциплину, и про административные мероприятия)
и начать советоваться то с собственной
интуицией, то с учениками, то с коллегами –
глядишь, здравый смысл и творчество откроют
удивительные россыпи забавных, занятных и
поучительных мелочей, каждая из которых вполне
может стать легендой. Ведь легенды как рождаются:
один рассказал – другим запомнилось, и пошло
гулять из уст в уста. А когда рутина, то
рассказывать не о чем, а стало быть, и легендам
взяться неоткуда.
Вот мы и затеяли нашу «Режиссуру урока», чтобы
помочь учителям обнаруживать в своей работе ту
самую мелочевку, о которой было бы что
рассказать. И вот уже пять лет, как не иссякает
поток ваших писем-рассказов. И мы уверены, что со
временем многие из них станут легендами (а может,
уже и стали – судить вам).
Ну а по поводу педагогических мифов... Не бороться
же с ними на полном серьезе! Другое дело –
подтрунивать. Вот мы потихоньку этим и
занимаемся.
В самом деле, разве это не миф, что хороший
учитель непременно должен быть уверен в своей
грамотности: и в предмете, и в методике, и в
психологии, не говоря уж об орфографии? Миф! Да
еще какой вредный! И сколько учителей, вместо
того чтобы нормально работать – ошибаясь,
сомневаясь, набивая шишки и тем не менее двигаясь
к мастерству сотрудничества с детьми, – прячутся
каждый в своей норке, боясь разоблачений своей
профессиональной несостоятельности. А вот тут-то
как раз мы – с приглашением пошушукаться о том о
сем: о том, как на уроке в лужу сел, как чему-то
удивился, как что-то для себя понял, как едва
выкрутился, как чуть было не отчаялся, как
преодолел страх, как пришлось у доски
краснеть-бледнеть, как в очередной раз открыл
Америку или изобрел велосипед...
И вот что удивительно: по ходу этих разговоров
собственный учительский опыт видится уже в ином
свете, и вчерашняя рутина сегодня вдруг
оказывается махонькой ступенькой бесконечного
пути к мастерству.
Конечно, по дороге вас не раз будет окутывать
туман того или иного педагогического мифа. Что ж,
в таком случае милости просим к нашему огоньку на
посиделки. Поболтаем, о себе расскажем, других
послушаем – глядишь, мифический туман рассеется,
а контуры спасительных легенд, наоборот,
прорисуются, воодушевляя вас на смелые
педагогические импровизации .
Итак, в день юбилея родной газеты торжественно
обещаем: мы по-прежнему изо всех сил будем
стараться, чтобы на наших страничках «Режиссура
урока» и «Я иду с урока» вы никогда не встретили:
– парадных репортажей с выставок достижений не
только народного хозяйства, но и народного
образования (повседневных забот столько, что на
грандиозные выставки времени не остается);
– обсуждений и осуждений законов, принятых ООН,
Госдумой, тем или иным департаментом образования
и даже администрацией родной школы (давайте
лучше о завтрашнем уроке подумаем);
– призывов к очередному пересмотру содержания
как американской конституции, так и российского
образования (сколько ж можно перекраивать
программы и переписывать учебники – не пора ли
понять, что не здесь собака зарыта);
– сенсационных статей не только о чудесах
филиппинской медицины, но и о чудесах российской
инновационной педагогики (руки не доходят: чудес
и так полно – на каждом уроке каждого учителя);
– патетических воззваний как к совести
российских олигархов, так и к тотальной
личностно-ориентированной гуманизации
образовательного процесса (сколько «халва» ни
кричи, ученикам слаще не становится);
– участия в дискуссиях о необходимости введения
в школах синхронного плавания, дзюдо, а также
очередной ипостаси какого-нибудь «развивающего»
обучения (ведь если обучение не развивает, то оно
и не обучение вовсе);
– страстных призывов раз и навсегда покончить
как с засильем рекламы на телевидении, так и с
засильем классно-урочной системы, учительской
аттестации, выпускных экзаменов и текущих оценок
(чем все это хоронить заживо, не лучше ли вылечить
наши представления о здравом смысле?);
– рецептов, как попасть в Книгу рекордов
Гиннесса, а также в число победителей очередного
конкурса «Учитель года» (чур меня, чур!);
– сценариев не только мыльных опер, но и открытых
уроков, а также школьных мероприятий (вот уж чего
не дождетесь! да не будем мы подкармливать
сценариями самый вредный для «Режиссуры урока»
миф о том, что учитель – это как бы режиссер,
ученики – как бы актеры, а урок, стало быть,
хорошо отрепетированный спектакль!).
Заверяем читателей в том, что по-прежнему будем
держаться самых что ни на есть «низменных» тем в
педагогике, как то: сквернословие, перемена,
дискотека, шпаргалки, драки, курение, дежурства,
туалеты, учительское рукоприкладство и
ученическое хамство. Обещаем и впредь находить в
этих разговорах неожиданные повороты.
А в привычных темах: таких, как фронтальный опрос,
домашнее задание, первый урок после каникул,
последний урок по расписанию, праздники, походы и
поездки, оценка, дисциплина, педсовет,
родительское собрание, аттестация учителей,
открытый урок, классное руководство, экзамены,
контрольные работы и так далее, – мы по-прежнему
постараемся искать самые что ни на есть
затрапезные ракурсы.
Обещаем, что будем по-прежнему радовать
читателей подробным изложением универсальных
социоигровых приемов, в равной степени годных
для любого предмета, класса и учебной темы.
И мы по-прежнему будем рады получать от вас –
учителей и учеников (в том числе бывших) – письма,
в которых вы делитесь с читателями горечью своих
побед и радостями своих поражений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|