В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
С чего все начиналось, когда все
началось,
или какую газету задумал Симон Соловейчик?
Такую газету!.. Даже те, кто был с
“Первым сентября” с самого начала, рассказывают
о ее рождении по-разному.
И пусть эти истории порой противоречат друг
другу – послушайте их. Чему хотите – верьте, что
хотите – проверьте, только не сомневайтесь:
обмана в них нет.
Похоже, за десять лет о “Первом сентября”
сложились легенды – и ничего тут уже не
поделаешь. Такая газета.
Я думаю, что Симон Львович
Соловейчик всегда хотел быть Главным редактором
газеты. Вообще любой журналист или писатель, я
почти в этом уверен, мечтает увидеть себя на
месте Главного редактора. Только представить
себе, что в твоих руках целая газета и от твоего
решения зависит, как и что она будет сообщать
людям, – это самая заветная мечта любого
журналиста. Особенно когда у журналиста есть
позиция, принципы, есть что сказать людям и
острая необходимость сказать это своим голосом,
не правленым, без купюр и сокращений.
Правда, когда такая возможность наступает, то
приходится больше всего править и сокращать как
раз себя – чтобы иметь право делать это с
материалами других авторов.
Симон Львович, как мне кажется, был прежде всего
писателем, а не журналистом. То есть для него
сюжет и драматургия события имели гораздо
большее значение, чем злободневность и острота.
Педагогика и школа для Соловейчка, с моей точки
зрения, – это нескончаемый роман, с очень круто
замешенным сюжетом и вечной борьбой маленького
человека за свою свободу и вечным поиском
учителя выхода из тупика. Потому что в
представлении Соловейчика педагогика может
сделать человека свободным, а каждодневная
работа учителя провоцирует его ограничивать
свободу ребенка, заставлять ребенка поступать не
по собственной детской воле, а по воле взрослого.
И Соловейчик пытался помочь учителю освободить
себя самого и учить с увлечением и, самое главное,
пытаться сделать школу местом свободы.
В 70-х годах Соловейчик сделал несколько открытий
научно-журналистских: Шаталов, Корчак,
Сухомлинский. Для советских людей они стали
героями благодаря Соловейчику. Я думаю, что в
этом и был смысл журналистики Соловейчика – в
открытии людей, делавших открытия.
И столько сил и нервов надо было потратить, и
хитростей и компромиссов приходилось
переживать, чтобы в полосе появилось то, что
Соловейчик выстрадал и открыл, что желание
выпускать собственную газету, быть свободным,
хотя бы на уровне управления газетой, я думаю, во
многом было вызвано именно теми мучениями,
которые он претерпевал со своими материалами.
Но вот наступили новые времена, и возникла
возможность быть не просто Главным редактором, а
выпускать свою газету.
Самым ярким, с моей точки зрения, и по сей день
непревзойденным открытием Соловейчика было даже
не название – «Первое сентября», хотя, конечно,
оно очень точное. Но для меня величайшим
открытием является лозунг «Вы блестящий учитель,
у вас прекрасные ученики». Нет среди моих
знакомых ни одного человека, который бы не
сказал, увидев это: «Да ну что вы, разве не
понимаете, что это не так: и учителя у нас далеко
не блестящие, а уж ученики тем более не
прекрасные».
Так это или не так? Конечно, и учителя разные, и
ученики тоже. Но в этом и тайна журналистики и
педагогики, мы не следователи и не эксперты,
устанавливающие точное соответствие жизни и
установленных представлений о жизни.
Правда не в том, что учителя не все блестящие, а
правда в том, что правы те, кто видит в учителе
самое лучшее.
И для этого Соловейчику нужно было выпускать
газету, потому что, кроме него, никто лучше не
скажет о лучшем в учителе. И никто, кроме него,
лучше не скажет о том, что в ученике надо видеть
прекрасное.
Газета стала выходить в 1992-м, а в 1996 году
С.Л.Соловейчик умер.
И оставил нам газету как Дом, как Школу, как Дух.
Пробуем сберечь как можем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|