В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
С чего все начиналось, когда все
началось,
или какую газету задумал Симон Соловейчик?
Такую газету!.. Даже те, кто был с
“Первым сентября” с самого начала, рассказывают
о ее рождении по-разному.
И пусть эти истории порой противоречат друг
другу – послушайте их. Чему хотите – верьте, что
хотите – проверьте, только не сомневайтесь:
обмана в них нет.
Похоже, за десять лет о “Первом сентября”
сложились легенды – и ничего тут уже не
поделаешь. Такая газета.
В первом же номере газеты мы
объявили о приоритете общения над информацией.
Все вокруг говорят о веке информации, а тут вдруг
появляется газета, посчитавшая нужным заявить
первым делом о конце этого самого века
информации. Тогда зачем противоречить себе и
открывать еще одну газету? Разве газета не
информация?
Нет, объявил отец, мы будем делать газету общения.
И сразу возникли вопросы: что, в “ПС” не будет
информации? Или: что, в других газетах нет
общения?
Но дело не в информации и общении, а в самом
предмете “педагогика”. У педагогики, на
удивление, нежурналистская природа. Педагогика
не строится на фактах и информации. Результат
педагогики неуловим. Вот, например, мы говорим:
хороший учитель. А чем мы можем это доказать? Если
проследить судьбы учеников любого учителя, мы
обнаружим, что с этой точки зрения – с точки
зрения устройства жизни или, как говорят,
устройства в жизни – все учителя (и хорошие, и
плохие) учат примерно одинаково. В конце концов
устраиваются все – и отличники, и двоечники.
Но все-таки каждый человек проживает свою жизнь
иначе, чем другой. Эта инаковость – вещь
неуловимая. Что это такое, что не улавливается
фактами и не составляет предмета информации, но
говорит нам о том, что у этого человека был
хороший учитель? Наверное, это и было интересно
отцу, для этого и создавалась газета “Первое
сентября”.
Мы пишем газету, чтобы в общении поддержать
человека, который понимает, что он практически
бессилен перед лицом жизни того ребенка, который
пришел к нему. Потому что ребенок не деталь,
которую надо отточить под размер. Как только
учитель начинает это делать, кончается
педагогика. Но проблема в том, что, как только он
перестает обтачивать деталь, педагогика
начинается, но кажется, будто заканчивается все
остальное. Нужна большая смелость, чтобы быть
педагогом.
Наверное, поэтому отец считал, что эта газета
должна выходить не раз в неделю, а три. Потому что
то, что он хотел укрепить, закрепить, проявить в
учителе, нуждается в каждодневном общении. Ничто
другое в жизни не поддерживает истинно
педагогическое. Но есть нечто, что следует
поддерживать в каждом учителе, тот камертон, с
помощью которого нужно строить и строить слух,
иначе не получится педагогики. Ничем внешним –
двойками, пятерками, графиками успеваемости –
педагогику определить нельзя.
Газета создавалась как духоподъемная. “Вы
блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!”
Вот и все, собственно, что хотел сказать
Соловейчик учителям. Но понимал, что говорить об
этом нужно беспрестанно. Может быть, это не всем
нужно, но есть некое число людей, которые остро
нуждаются именно в такой духоподъемности, и
никакая другая газета им этого не даст.
Учитель – самая массовая профессия, которая
строится на душевных усилиях, требует особой
тонкости. Если бы не эта массовость, газета могла
бы превратиться в переписку, допустим,
Соловейчика и Гёте, и стала бы, возможно,
культурным феноменом. Но письма Соловейчика
посланы не Гёте, а учителю, который в своем
стремлении быть педагогом зачастую чувствует
себя одиноко, растерянно, как любой чувствующий,
развитый, интеллигентный человек.
Поэтому хоть и общение, но не переписка, а газета.
Поэтому газета жива.
Тут отец угадал.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|