ТО-ТО И ОНО!
Если педсовет совпадает с
ремонтом...
Значит, День знаний не за горами!
В последней декаде августа по всей
стране проходят традиционные педагогические
совещания (конференции, съезды работников
образования). Общая для всех тема –
образовательная политика области (края,
республики) в условиях модернизации российской
системы образования – приобретает в каждом
регионе свое звучание. Например, в Ярославской
области в повестке дня – кадровое обеспечение
модернизации образования, в Липецкой области –
гражданское общество и дети. В Кемеровской
области с 19 по 23 августа прошла региональная
выставка-ярмарка “Образование Кузбасса -2002”, а в
Смоленской области – Х туристический слет
учителей.
В Новгородской области на августовской
конференции, в которой приняли участие
губернатор, его заместители и главы районных
администраций, обсуждались не только отчеты о
проделанной работе, но и вручались денежные
премии лучшим педагогам – представителям разных
уровней образования от детского сада до вуза.
А вот в районах стихийного бедствия сегодня иные
заботы и печали. В Ставропольском и
Краснодарском краях, в Республиках Дагестан и
Ингушетия многим детям придется начать новый
учебный год в других школах, поскольку их
собственные подлежат восстановлению.
Так, по свидетельству министра образования В.
Филиппова, 124 образовательных учреждения
Краснодарского края (из них два ПТУ, один колледж,
остальные – школы) встретят День знаний
непривычным молчанием. Все они сильно пострадали
во время наводнения: затоплены складские
помещения, подвалы, повреждена мебель, в ряде
случаев – библиотеки.
Но и без внезапных разрушений строительство,
переоборудование и ремонт школ в августе
занимают все внимание учителей и
административных работников. Времени
остановиться и подумать над своей
непосредственной работой практически ни у кого
не остается.
Особенно остро перед началом учебного года стоит
вопрос обеспечения школ учебной литературой.
Дотации из областных бюджетов на эти цели
составляют от 1 млн рублей в Костромской области
до 20 млн рублей в Московской и Иркутской
областях.
В Пермской области ассигнования на приобретение
учебной литературы из бюджетов всех уровней
составили более 61 млн рублей. Однако полной
потребности в этой сфере даже такие средства не
покрывают. Бесплатный комплект учебников
гарантируется только детям-сиротам, детям из
малообеспеченных семей, некоторым другим
льготным категориям. В остальных случаях,
особенно в лицеях и гимназиях с авторскими
программами обучения, приходится активно
привлекать родительские деньги, что зачастую
вызывает недовольство среди населения. Не
случайно руководители органов управления
образованием приветствуют весьма сомнительное
по своей новизне решение Министерства
образования о сокращении комплекта учебников по
каждому предмету до трех наименований.
Разумнее было бы экономить не на вариативности, а
на более рациональной системе организации
закупок на основе конкурсных торгов, что
позволило, например, Тамбовской области
удешевить общую стоимость приобретенной
литературы на 100 тыс. рублей.
С прошлого года у территорий появилась
счастливая возможность воспользоваться
федеральным источником финансирования на
приобретение учебников, приняв участие в
эксперименте по совершенствованию структуры и
содержания общего образования. Правда, число
пилотных школ настолько незначительно (от дюжины
до 200–300 максимум в каждой территории), что
говорить о кардинальном решении проблемы в
данном случае не приходится. Тем более что в
прошлом году учебники пришли не к 1 сентября, как
положено, а к 1 января, что заставило регионы уже в
который раз разочароваться и разувериться в
министерских экспериментах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|