СТАНДАРТ ИДЕТ
Как отвести угрозу от
инновационного образования?
Мы предлагаем защитить его законом
До сих пор российское инновационное
движение остается уникальным и неповторимым
педагогическим явлением. Весь педагогический
мир удивляется и не устает восхищаться
энтузиазмом учителей и директоров нашей страны,
развивающих свои собственные взгляды на школу и
ребенка, и в целом на образование. И речь идет не
только о наших коллегах из США или
Великобритании, Голландии или Германии. В
прошлом году на фестивале «Авторская школа» были
представители украинского образования и с
доброй завистью наблюдали за тем, как бурлит
инновационная жизнь в российской школе.
Надо сказать, что за последние годы авторская
педагогика и инновационное движение приобрели
опыт продуктивного взаимодействия с
государством. Из федеральной программы развития
образования выделяются немалые средства на
поддержку авторских школ. И дело здесь не только
в том, что деньги выделяются, а еще и в том, что
разрабатывается нормативно-правовая база для
инновационного образования. В эту работу
вовлечены подразделения Министерства
образования и заместители министра, курирующие
школу (В.Болотов и Е.Чепурных), которые занимаются
в основном не разовыми решениями по той или иной
инновационной площадке, а разработкой
нормативных документов, позволяющих вести поиск.
Но с введением государственного
образовательного стандарта инновационное
движение окажется под угрозой. Уже сейчас, когда
никакого стандарта еще нет, одна из самых
известных инновационных школ в России не прошла
аттестацию. А что будет, когда законодательно
утвержденные «минимальные» программы и
требования к выпускнику вступят в силу?
На какой основе будет развиваться инновационное
образование?
Некоторые чиновники говорят: выполните стандарт,
а дальше – творите и пробуйте сколько хотите.
Грустно оттого, что и в 2002 году, как и в 1986-м,
приходится снова спорить на эту же тему.
Мы и не будем спорить, что толку? Бесполезно.
Мы предлагаем, чтобы в стандарте, если он будет
регулировать содержание образования, был еще
один компонент: экспериментально-инновационный.
В статье 7 Закона «Об образовании» есть пункт 2,
который гласит: «При реализации образовательных
программ для обучающихся с отклонениями в
развитии могут быть установлены специальные
государственные стандарты». То есть в принципе
закон предусматривает разновидность стандартов.
Тем более что будут предложены так называемые
профильные стандарты – для программ профильного
обучения. (И это еще раз подтверждает
неэффективность самой идеи стандартизации, но
сейчас не об этом.)
И если мы хотим сохранить остров свободы и
инновационности в нашем образовании, если уже
существует механизм
государственно-общественного развития
экспериментальных площадок, то мы предлагаем
законодательно обеспечить развитие этой важной
части российской школы.
Мы не отказываемся тушить разгорающийся пожар и
будем изо всех сил стараться, чтобы стандарты не
были приняты.
Но если уж пожар не удается потушить, надо хотя бы
добро спасать.
Самое ценное.
Проект поправки в Закон РФ «О
государственном образовательном стандарте
основного общего образования»
«Глава 1. Общие положения
Статья 5. Компоненты государственного стандарта
общего образования
1. Государственный стандарт общего образования
состоит из федерального, регионального
(национально-регионального), экспериментально-инновационного
(в оговоренных настоящим Законом случаях)
компонентов и компонента образовательного
учреждения.
2. Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования устанавливает
единые и обязательные для всех аккредитованных
образовательных учреждений:
– обязательный минимум содержания основных
образовательных программ общего образования;
– максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся и нормативы учебного времени;
– требования к уровню подготовки выпускников
аккредитованных образовательных учреждений.
3. Федеральный компонент государственного
стандарта среднего (полного) общего образования
включает базовый и профильный уровни.
4. Региональный (национально-региональный)
компонент государственного стандарта общего
образования устанавливается субъектом
Российской Федерации.
5. Различия в содержании региональных
(национально-региональных) компонентов
государственного стандарта общего образования
не могут являться основанием для отказа в
переводе (приеме) обучающегося из
аккредитованного образовательного учреждения,
реализующего программы соответствующего уровня
одного субъекта Российской Федерации, в
аналогичное учреждение другого субъекта
Российской Федерации.
6. Экспериментально-инновационный компонент
государственного стандарта общего образования
устанавливается в соответствии с потребностями
развития инновационной практики образования и
педагогической науки Российской Федерацией в
лице представительных органов образовательной
общественности, инновационного движения в
образовании и Российской академии образования
субъектами Российской Федерации, университетами
(университетскими учебными округами).
Экспериментально-инновационный компонент
государственного стандарта общего образования
устанавливается в образовательных учреждениях,
аккредитованных как экспериментальная
образовательная площадка (федеральная,
региональная, муниципальная, академическая,
университетская) за счет (полностью или частично)
регионального компонента и компонента
образовательного учреждения.
7. Компонент образовательного учреждения
государственного стандарта общего образования
устанавливается образовательным учреждением в
соответствии с интересами и потребностями
обучающихся, их родителей (иных законных
представителей) и с учетом возможностей
общеобразовательного учреждения. Порядок
реализации компонента образовательного
учреждения государственного стандарта общего
образования определяется администрацией
данного учреждения по согласованию с органами
самоуправления образовательного учреждения, при
их наличии».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|