КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
В темном углу ночного эфира
Резервация для киноиндейцев
Летом, когда наступил, по мнению
телевизионных начальников, «мертвый сезон», еще
можно было застать в нормальное вечернее время,
например на ОРТ, какой-нибудь стоящий внимания
фильм. Обычная же практика большинства
отечественных телеканалов состоит в том, чтобы
забить до отказа так называемый прайм-тайм (в
пределах от 18.00 до 22.00) сериалами, играми,
юмористическими программами, эстрадными
концертами и информационно-политическими
передачами. Редко выпадает возможность (особенно
в будние дни) увидеть в телевизионные «часы пик»
хорошую киноленту. И метровые, и дециметровые
каналы так и норовят задвинуть интересную
картину (тем более если она признана
телеруководством якобы негодной для широкой
зрительской аудитории) поближе к полуночи, а то и
далеко заполночь.
Разумеется, киноманы, для которых что день, что
ночь – все едино, могут смаковать, допустим, на
RenTV какой-либо старый голливудский фильм с
прекрасными актерами, идущий в эфире до трех,
порой вообще до четырех часов – уже не ночи, а
утра! Да и прочие интеллектуалы считаются у нас
«ночным народом», привыкшим к бдениям.
Однако на самом деле получается, что из-за
подобных «последних киносеансов» отсекается от
подлинного искусства кино и значительная
аудитория, состоящая из той же интеллигенции (кто
работает в институтах, школах, библиотеках) или
учащейся молодежи. Между прочим, в советскую
эпоху, когда у нас существовала и неплохо
функционировала система кинопроката,
своеобразным зрительским рубежом той публики,
которая готова была воспринимать «умные ленты»,
считался порог в пределах 10 млн человек. По
нынешним временам – сумасшедший показатель!
Ведь сейчас даже раскрученные заокеанские
блокбастеры собирают в российском кинопрокате
лишь около миллиона зрителей. Но у телевидения-то
другие мерки, где счет по-прежнему идет на
десятки миллионов. И при стасорокамиллионном
населении наверняка найдется хотя бы пять
процентов (то есть семь миллионов) тех, кто хотел
бы и еще смог бы (дальше будет хуже – можно вообще
разучиться мыслить!) оценить не только
латиноамериканское или отечественное «мыло»,
кроваво-жестокую и сексуально откровенную
третьесортную кинопродукцию, заполонившую
телеэкраны, но и настоящие произведения.
Тем не менее ярые любители высоких телевизионных
рейтингов и не пытаются скрыть, что такая
аудитория с запросами и претензиями должна
оставаться в своего рода «культурной зоне», коей
признано достаточно узкое пространство канала
«Культура» или зажатое буквально в «темный угол»
позднего эфира на первой и второй кнопках. Циклы
«Линия кино» и «Академия» – это же придумано
словно для обитателей резервации, «индейцев от
искусства», которые не имеют права покидать
территорию, предназначенную им
янки-завоевателями. Не правда ли, ситуация с
хорошим кино на телевидении действительно
напоминает то, как американцы покорили Дикий
Запад, отведя аборигенам место заключения на
открытом воздухе? Да и политическая и культурная
экспансия США по всему миру поставила многие
народы и страны перед тем унизительным фактом,
что они превратились в «придаток большой
Америки». А преимущественно тупое американское
кино вытеснило практически отовсюду
национальные кинематографии, сделав их
маргинальными у себя на родине.
Неудивительно, что и искусству отведен на
телеканалах почти «час волка». Пессимисты
скажут: «Конечно, ведь это момент, когда много
людей умирают». Но оптимисты заметят
справедливости ради: «Многие тогда же и
рождаются». Остается уповать лишь на то, что
когда-нибудь число рожденных превысит число
умерших, жизнь победит смерть, а культура не
сдастся под натиском бескультурья.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|