КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Роман Козак:
“Мне повезло. Я рано понял, что театр – дело
сердечное”
Еще в студенческие годы он стал
известен театральной Москве как актер и режиссер
Студии “Человек”. В конце восьмидесятых –
начале девяностых успел поруководить Театром
Станиславского и Пятой студией МХАТа. Сейчас
Козак преподает в своей alma-mater и театральной
студии при Гарвардском университете. Его
спектакли идут во многих театрах Москвы,
ближнего и дальнего зарубежья. С прошлого года –
художественный руководитель Театра им. Пушкина.
Наша встреча состоялась после долгожданной
премьеры в этом театре “Ромео и Джульетты”.
– В последнее время все
ваши интервью практически посвящены
художественному руководству Театром им. Пушкина.
Я же хочу вспомнить дела давно минувших дней:
вашу работу в Студии “Человек” и, в частности,
спектакль “Маяковский”. Тогда писали, что роль
Маяковского для Козака, не просто роль. Что это
было и как это было?
– Наверное, с этой роли я ощутил, что могу
претендовать на то, чтобы стать артистом. Это
произошло не только благодаря Маяковскому.
Главной виновницей стала Людмила Рошкован,
которая в то время руководила в Институте связи
Театром-студией “Человек”. Я был студентом
этого института и, увидев объявление, сразу же
пришел в студию, хотя до этого никогда об
актерстве не помышлял и занимался исключительно
физикой. В студию меня приняли, хотя и не без
скепсиса, я читал какие-то юморески. Людмила
Романовна сказала: “Если ты думаешь, что это
эстрада, то ты не туда пришел”. Я человек
самолюбивый, упрямый и поначалу обиделся, но
потом, включившись в работу, пришел в восторг от
тех людей, которые составляли костяк студии, и от
атмосферы студийного единства. Сейчас иногда к
студийности относятся иронически, но тогда она
действительно существовала. Я был счастлив даже
тогда, когда изображал в массовке бойца с
винтовкой. А потом, видимо, что-то узрев во мне,
Людмила Романовна предложила мне роль
Маяковского. И начался совершенно другой этап в
моей жизни. Этот спектакль был о любви, хотя речь
шла и о стране, и о сомнениях поэта. С первых шагов
по “планете Театр” мне дали понять, что театр –
это сердечное дело. Мне повезло, потому что
многие доходят до этого очень поздно, а некоторые
вообще не доходят.
– Почему спектакль пришелся не ко двору
властям?
– Потому что он расходился с заданным пониманием
Маяковского как “горлана и главаря”. Даже с
позиций сегодняшнего дня я могу с уверенностью
сказать, что это был настоящий серьезный
спектакль.
– После этого вы окончательно решили стать
артистом?
– Да. Проучившись почти три года на связиста, я
бросил институт и поступил в Школу-студию МХАТа
на курс к Олегу Ефремову. В его команде были очень
сильные педагоги, такие как Алла Покровская,
Андрей Мягков. Учась там, я продолжал работать в
Студии “Человек” и проживал с нею все перипетии
ее непростой жизни.
– Не диссонировали ли друг с другом МХАТ и
студия в подвале?
– У меня диссонанса не было. Я думаю, что все
происходило к взаимной пользе. Одно дополняло
другое.
– То есть раздвоением личности это не было?
– Скорее “расстроением” мозгов (смеется).
– Вы всегда называли себя мхатовцем по
рождению, по группе крови. Откуда тогда в вас
любовь к Мрожеку, обэриутам, Петрушевской?
– А вы считаете, что эти авторы в противоречии с
мхатовской “группой крови”? Константин
Сергеевич ставил Метерлинка и Леонида Андреева.
Действительность наша резка, абсурдна, остра,
алогична. Живем не по правилам. И в этом
трагикомичность. Скорее даже трагифарс. Поэтому
и драматургия, которая отражает эту жизнь (не
обязательно в реалистическом ключе) становится
актуальной.
Но в последнее время я прихожу к выводу, что
важнее всего – человеческое переживание, его
боль, которая высекается драматургией, будь она
реалистической, абсурдистской или какой-то еще.
Пройдя любовь к Мрожеку (которая, кстати, у меня
не закончилась), я не исключаю увлечения...
например, Горьким.
– Но все же вы не станете отрицать, что с
самых ранних шагов в режиссуре у вас появилась
страсть к необычной, острой форме. Вспомним хотя
бы удивительную и шокирующую “Елизавету Бам на
елке у Ивановых” – совершеннейший “сюр”, как
говорили в те времена. Не МХАТ же вас этому
научил?
– Наверное, это оттого, что у меня голова не очень
нормальная. (Смеется.) Учили меня одному, а
высекается другое. Я привык ученье воспринимать
так: учить следует не тому, что должно получаться
в результате, а тому, чего еще не знаешь. Тому,
чего тебе не хватает. И тогда у тебя в голове
рождается что-то свое. Настоящий педагог – это
тот, кто помогает тебе узнать самого себя, а не
показывает, “как надо”...
– Если честно сказать, мне показалось, что и
“Лесная песня” Леси Украинки во МХАТе не
очень-то мхатовский спектакль...
– Вы все стараетесь приклеить какие-то ярлыки:
это мхатовский, то – не мхатовский. В “Лесной
песне” есть характеры, все переживается “по
школе”.
– А заросли из музыкальных инструментов?
– А вы полистайте сценографию ранних мхатовских
спектаклей. Какая там была буйная фантазия, какие
декорации! Принято думать, что МХАТ – это дом,
печка, живой петух. Но это не так.
– Уговорили! Но в связи с “Лесной песней” и
“Бурей” я хотел бы спросить о судьбе тех ребят, с
которыми вы их делали.
– Они сейчас разъединены. Некоторые остались в
МХАТе, других уволило новое руководство, и они
распределились, и довольно удачно, в разные
московские театры. Часть уволенных я взял в Театр
Пушкина. Но “Лесная песня” идет, слава Богу, с
успехом.
– Однако в свое время вы приручили не только
молодежь. В частности, были превосходные
спектакли с Оксаной Мысиной, Еленой Шаниной.
Чувствуете ли вы ответственность за них?
– Только недавно состоялся разговор с Оксаной
Анатольевной Мысиной. Я очень хочу, чтобы она
работала в нашем театре. Причем говорю об этом
открыто и ничего не замышляю в кулуарах. Что
касается Елены Шаниной, то я всегда с
удовольствием вспоминаю нашу чудную работу –
спектакль “Банан” по Мрожеку. Работая над ним, я
стал мужем балетмейстера Аллы Сигаловой. Тогда
состоялась встреча и с Сашей Балуевым, и с
Максимом Сухановым, и с Ларисой Кузнецовой, и с
художником Пашей Каплевичем (не первая)...
– Возвратимся к вашему актерству. Год назад,
на 25-летии Студии “Человек”, я видел
“Эмигрантов”. Сегодня спектакль и особенно
персонаж, которого вы блистательно сыграли,
зазвучали гораздо мощнее, чем пятнадцать лет
назад. Помог ли актерству режиссерский опыт?
– Во-первых, мы стали старше. В глазах появился
другой блеск, новое знание. Пятнадцать лет назад
эти горы текста “сворачивались” иногда
бездумно. А сейчас (может быть, инстинктивно) моя
биография продирается сквозь этот текст.
Во-вторых, публика стала старше. Да и время стало
старше. Сейчас – это боль в квадрате. В наши дни
отношение публики к этим двум сумасшедшим,
живущим в чужой стране в какой-то конуре,
обострилось. В зале дрожь оттого, что сегодня это
может случиться с каждым. Ощущение ценности
человеческой жизни стало более острым.
– Тем не менее раздаются голоса, что тогда в
подполье едва ли не рождалось настоящее
искусство, а сейчас что-то не получается...
– Событийность искусства меряется не
“сороковыми роковыми” или застойными
семидесятыми. Сейчас другие поводы для
возникновения театральных событий. Меня коробит
от разговоров о “потерянном поколении”, о том,
что тогда получалось, а сейчас нет. Все зависит от
конкретного человека, от того, сохранил он свой
талант или нет и есть ли у него мировоззрение.
– Как формируется режиссерское
мировоззрение? Это сумма накопленных знаний или
нечто, не зависящее от тебя, как походка,
например?
– Это хорошее сравнение – походка. Нет людей,
ходящих одинаково. Режиссера формирует его
жизнь: друзья, актеры, женщины, которых ты любишь.
У режиссера в отличие от художника или музыканта
нет других инструментов, кроме собственных
нервов и собственной биографии. Хотя, конечно,
необходимы и какие-то основополагающие
профессиональные знания. Но сейчас время
дилетантов. Сейчас этим может заниматься любой,
лишь бы были деньги и связи. Это ужасно, потому
что перекрывает дорогу профессионалам.
– Что еще нужно человеку, кроме “походки”,
таланта и знаний, чтобы стать настоящим
режиссером, может быть, даже художественным
руководителем театра?
– К художественному руководству я не стремился.
Если бы не умер Олег Николаевич Ефремов (царство
ему небесное), я, может быть, никогда и не
согласился на это предложение. Ведь и при нем
меня приглашали в другие театры, даже в другие
страны. Но вот год назад я сказал себе: “Давай
попробуем!”
– Мне интересно: вот, например, работают два
одинаково талантливых режиссера, но одному
сопутствует успех и признание, а второй копается
двадцать лет в подвале. Это Судьба?
– Тот, кто сидит в подвале и точит свой камень,
рано или поздно его выточит. Рано или поздно мы о
нем узнаем и захотим посмотреть этот камушек. Но
это при условии, если у точильщика есть талант и
художественный смысл того, что он делает. И если
он со своим резцом пробивается вверх. Но можно
ведь точить этот камень всю жизнь и наслаждаться
самим собой. Тогда это скоротечно.
– Вы однажды, продолжая точить свой камень,
оказались в компании суперзвезд во МХАТе, когда
ставили гоголевскую “Женитьбу”. Как это было?
– Всяко было... Было даже так, что я начинал писать
заявление Ефремову и отказывался от работы.
Свести на репетиции звезд – это что-то равное
рекорду из Книги Гиннесса. Конечно, это планеты. А
если их парад происходит в одном небольшом
репетиционном зале, да еще если учесть, что до
этого они давно не виделись и соскучились, то
какой тут может быть Гоголь! Но боязни у меня не
было. Просто я понял, что актер – это целая
планета.
– “Женитьба” – одно из немногих ваших
обращений к русской классике. Не собираетесь ли
поставить что-нибудь в Пушкинском театре?
– Я очень этого хочу, но это дело опасное. Как
только я поставлю Чехова, Достоевского или
Толстого, на Тверском бульваре сразу выстроятся
автобусы со школьниками. Я этого боюсь. Хотя,
конечно, сегодняшний школьник – будущий театрал.
Но было очень жаль, когда на спектаклях “Дядя
Ваня” или “Горе от ума” во МХАТе, поставленных
по взрослым законам, зал заполнялся детьми,
реагирующими на происходящее свистом и
рогатками. Но мы все равно рискнем.
– Вы производите впечатление человека
интеллигентного и даже ранимого. Как эти
качества сочетаются с необходимостью быть
жестким руководителем?
– Спектакли – это ведь тоже маленькие театры...
Ну, наверное, есть что-то, что позволяет влиять на
людей, сплачивать, создавать компанию. Для меня
очень важно, чтобы вокруг были равновеликие по
таланту люди и чтобы была атмосфера... Как сказал
Бернард Шоу о Шекспире и Пушкине: “Они владеют
божественным легкомыслием”. Я очень люблю, когда
это божественное легкомыслие возникает в
совместном творчестве. Тогда может быть высечена
искра в будущее.
– Как принята ваша программа в театре?
– Как говорится, в чужую душу не заглянешь. Было
бы странно, если бы все строем, одинаково
положительно реагировали на мои предложения. Но
я не чувствую отрицательной энергии. Наверное,
это оттого, что я не лукавлю и говорю все как есть.
Моя программа проста. Поскольку планы на
основной сцене были сверстаны еще до меня и
запланированные спектакли должны были выйти, я
взялся за филиал в Сытинском переулке. Это было
принципиально для меня. Поэтому я набросился на
филиал и выпустил “Академию смеха”. Здесь же
вышла “Антигона” Владимира Агеева.
– Приглашение звезд на “Академию смеха” –
это в какой-то мере пиаровский ход?
– К этим артистам я подходил не с пиаровской
точки зрения. Андрей Панин – это мой артист. Я
говорю об этом смело, потому что “Академия” –
это наш четвертый совместный спектакль. А к
Николаю Фоменко я присматривался давно и
чувствовал, что за его телевизионным имиджем
скрывается тонкая натура. И не ошибся. И сегодня
осмелюсь сказать, что он тоже мой артист. Мы
думаем о дальнейшей работе. На одну работу
приглашен Александр Феклистов. Но этот шаг, так
же как в случае с Паниным и Фоменко, не носит
антрепризного характера. Это делается с учетом
дальнейшего сотрудничества.
– Продолжим о Сытинском переулке...
– Я надеюсь, что эта площадка станет полигоном
для театральных экспериментов. Есть интересные и
совершенно сумасшедшие предложения. Но это не
значит, что там будет полигон только для молодых.
Считаю, что московские театралы постепенно
узнают о нашем филиале. Теперь надо, чтобы этот
снежный ком докатился и до большой сцены.
Катиться недолго, всего метров триста...
– Как вы оцениваете труппу своего нового
театра?
– У нас есть очень сильная группа актеров, работы
с которыми я жду. Перечислить всех, к сожалению,
невозможно. И на них у меня есть серьезные планы.
– Вы по-прежнему верите в идею театра-дома?
– Да, вот такой я идеалист. Хотя не без доли
скепсиса. Необязательно, чтобы тот или иной
артист играл сегодня в спектакле. Важно ощущение
того, что мы вместе. И в следующий раз наша работа
состоится. Предпосылки к созданию команды, к
строительству дома есть. Нет придуманной
работниками пера мифологемы о проклятых стенах.
Это бред!
– Вы до сих пор считаете, что театр – это
сердечное дело?
– Меня беспокоит большой дефицит спектаклей,
трогающих душу. Сейчас все пытаются смешить,
небезосновательно полагая, что этим привлекут
зрителя. Люди боятся делать такое, что вызывало
бы у зрителей слезы. Я тоскую по такому искусству,
потому что сам сентиментальный человек. И
сколько бы ни смотрел фильм “Отец солдата”, реву
как белуга.
– Закончу тем, с чего начал. Есть ли
вероятность того, что на сцене появится актер
Роман Козак?
– Прийти в театр, где сорок семь ждущих работы и
надеющихся на тебя артистов, да еще пару-тройку
привести с собой и вдруг самому выйти на сцену!
Это просто неприлично. Не скрою, хочется. Но дай
Бог, расправим крылья, тогда, может быть, удастся
покуражиться и самому.
– А как обстоит дело со Студией “Человек”?
– “Эмигрантов” мы решили законсервировать по
предложению Феклистова. Он прав. Очень трудно раз
в полгода репетировать, поднимая такой воз
текста. А “Чинзано”, дай Бог, сыграем по желанию
трудящихся. Это не исключено.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|