Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ 
 

Обо всем понемногу

Коварное слово “я”

Творчество поэтов-самоубийц отличается частотой употребления личного местоимения первого лица и другими лингвистическими особенностями – таковы выводы американских психологов. Они основаны на результатах компьютерного анализа нескольких сотен текстов.
Профессор психологии Техасского университета Джеймс Пеннебэйкер и аспирант Университета Пенсильвании Шэннон Уитсли Стирман сравнили 156 стихотворений, написанных девятью покончившими жизнь самоубийством поэтами, со 135 стихотворениями, которые вышли из-под пера девяти поэтов, самоубийств не совершавших. “Слова, которыми мы пользуемся, особенно те, которые зачастую кажутся ничего не значащими, на самом деле говорят многое и о наших мыслях, и о том, что мы собой представляем”, – сказал профессор Пеннебэйкер. Главным в своем основанном на статистике открытии он считает то, что у специалистов появляется возможность различать особенности душевного здоровья людей по языку, которым они пользуются.
Группы анализируемых поэтов формировались по их максимальной близости друг к другу с учетом таких факторов, как национальность, эпоха, образование и пол, и все поэты были американцами, британцами или русскими. Среди последних – Сергей Есенин и Владимир Маяковский, в контрольной – несуицидной группе – Осип Мандельштам и Борис Пастернак. Оказалось, что поэты, покончившие жизнь самоубийством, чаще других используют формы местоимения первого лица, но единственного числа – “я”, “мне”, “меня”, и гораздо реже, чем поэты без суицидальных наклонностей, они употребляют местоимения первого лица множественного числа, то есть слова “мы”, “нам” и так далее. В общем, ученые говорят, что поэтов-самоубийц привлекают слова, благодаря которым они могут показать отстраненность от остального мира и погруженность в свой собственный. Самым значимым словом для них является слово “я”, которое они используют неизмеримо чаще других слов и чаще, чем это делают другие люди.
Кроме того, суицидальные поэты почти не употребляют такие слова, как “беседа”, “разговор”, “слушать”, “делить” и “делиться”. В их творчестве часто встречаются слова о смерти, но в то же время глаголы, ассоциирующиеся с сильными эмоциями как отрицательными, например, “ненавидеть”, так и с положительными – “любить”, используются одинаково обеими группами поэтов.
В прежнем исследовании Пеннебэйкера было обнаружено, что частота самоубийств у поэтов значительно выше, чем у прозаиков и обычных людей, и что поэты особенно подвержены депрессиям, перепадам настроений – тому, что называется маниакально-депрессивным психозом. Выявленные сейчас речевые особенности стихотворцев являются, по мнению ученого, “лингвистическими предсказателями самоубийства” ныне живущих поэтов, однако если вы поэт и часто используете слово “я” – это не значит, что вас ждет суицид, это лишь знак повышенного риска, как считает техасский профессор.

Запахи старой истории

Подлинной атмосферой прошлого – в буквальном смысле – проникнута новая серия исторических книг, которая выпускается в Британии. Серия так и называется – “Запахи старой истории”. Издатели полагают, что, не ощутив зловония сточных канав средневековых городов или запаха мочи, в которой римские легионеры стирали одежду, не почувствовав странного привкуса яблок, которые англичане, прежде чем подарить возлюбленной, носили под мышкой, не поймешь духа ушедших времен и не оценишь должным образом достижений цивилизации. Сказано – сделано. Снабдить книжку пахучим составом, который вырывается на волю, если потереть ногтем специальную полосочку, в наше время не составит проблем.

Когда изменяет жена

Раньше состоятельные бизнесмены и политики в Сингапуре чуть что – нанимали частных сыщиков, чтобы следить за женами. Но теперь частные детективы неактуальны. И вовсе не потому, что жены перестали изменять или мужьям надоело ревновать. Просто теперь слежку ведет спутниковое телевидение.
Отправляясь в длительную командировку, современные Отелло следят за передвижениями своих жен через спутник с помощью специального мини-передатчика, устанавливаемого прямо в машине жены. Теперь ревнивцы могут быть совершенно уверены, что на их голове не вырастут симпатичные рожки, поскольку если живой “хвост” еще можно обмануть, то спутниковый – никогда.

По материалам журнала "Знание – сила"


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru