НАУЧНЫЙ ФАКТ
Обо всем понемногу
Коварное слово “я”
Творчество поэтов-самоубийц отличается
частотой употребления личного местоимения
первого лица и другими лингвистическими
особенностями – таковы выводы американских
психологов. Они основаны на результатах
компьютерного анализа нескольких сотен текстов.
Профессор психологии Техасского университета
Джеймс Пеннебэйкер и аспирант Университета
Пенсильвании Шэннон Уитсли Стирман сравнили 156
стихотворений, написанных девятью покончившими
жизнь самоубийством поэтами, со 135
стихотворениями, которые вышли из-под пера
девяти поэтов, самоубийств не совершавших.
“Слова, которыми мы пользуемся, особенно те,
которые зачастую кажутся ничего не значащими, на
самом деле говорят многое и о наших мыслях, и о
том, что мы собой представляем”, – сказал
профессор Пеннебэйкер. Главным в своем
основанном на статистике открытии он считает то,
что у специалистов появляется возможность
различать особенности душевного здоровья людей
по языку, которым они пользуются.
Группы анализируемых поэтов формировались по их
максимальной близости друг к другу с учетом
таких факторов, как национальность, эпоха,
образование и пол, и все поэты были американцами,
британцами или русскими. Среди последних –
Сергей Есенин и Владимир Маяковский, в
контрольной – несуицидной группе – Осип
Мандельштам и Борис Пастернак. Оказалось, что
поэты, покончившие жизнь самоубийством, чаще
других используют формы местоимения первого
лица, но единственного числа – “я”, “мне”,
“меня”, и гораздо реже, чем поэты без
суицидальных наклонностей, они употребляют
местоимения первого лица множественного числа,
то есть слова “мы”, “нам” и так далее. В общем,
ученые говорят, что поэтов-самоубийц привлекают
слова, благодаря которым они могут показать
отстраненность от остального мира и
погруженность в свой собственный. Самым значимым
словом для них является слово “я”, которое они
используют неизмеримо чаще других слов и чаще,
чем это делают другие люди.
Кроме того, суицидальные поэты почти не
употребляют такие слова, как “беседа”,
“разговор”, “слушать”, “делить” и
“делиться”. В их творчестве часто встречаются
слова о смерти, но в то же время глаголы,
ассоциирующиеся с сильными эмоциями как
отрицательными, например, “ненавидеть”, так и с
положительными – “любить”, используются
одинаково обеими группами поэтов.
В прежнем исследовании Пеннебэйкера было
обнаружено, что частота самоубийств у поэтов
значительно выше, чем у прозаиков и обычных
людей, и что поэты особенно подвержены
депрессиям, перепадам настроений – тому, что
называется маниакально-депрессивным психозом.
Выявленные сейчас речевые особенности
стихотворцев являются, по мнению ученого,
“лингвистическими предсказателями
самоубийства” ныне живущих поэтов, однако если
вы поэт и часто используете слово “я” – это не
значит, что вас ждет суицид, это лишь знак
повышенного риска, как считает техасский
профессор.
Запахи старой истории
Подлинной атмосферой прошлого – в
буквальном смысле – проникнута новая серия
исторических книг, которая выпускается в
Британии. Серия так и называется – “Запахи
старой истории”. Издатели полагают, что, не
ощутив зловония сточных канав средневековых
городов или запаха мочи, в которой римские
легионеры стирали одежду, не почувствовав
странного привкуса яблок, которые англичане,
прежде чем подарить возлюбленной, носили под
мышкой, не поймешь духа ушедших времен и не
оценишь должным образом достижений цивилизации.
Сказано – сделано. Снабдить книжку пахучим
составом, который вырывается на волю, если
потереть ногтем специальную полосочку, в наше
время не составит проблем.
Когда изменяет жена
Раньше состоятельные бизнесмены и
политики в Сингапуре чуть что – нанимали частных
сыщиков, чтобы следить за женами. Но теперь
частные детективы неактуальны. И вовсе не потому,
что жены перестали изменять или мужьям надоело
ревновать. Просто теперь слежку ведет
спутниковое телевидение.
Отправляясь в длительную командировку,
современные Отелло следят за передвижениями
своих жен через спутник с помощью специального
мини-передатчика, устанавливаемого прямо в
машине жены. Теперь ревнивцы могут быть
совершенно уверены, что на их голове не вырастут
симпатичные рожки, поскольку если живой “хвост”
еще можно обмануть, то спутниковый – никогда.
По материалам журнала "Знание –
сила"
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|