Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ 
 

Александр ЗЕЛЕНИН

Сломленные заклятия Акапотсалько

Мексика – сокровищница чудес и непроницаемых тайн. Сама история ее звучит неправдоподобно. Люди стали обосновываться на континенте за 20 тысяч лет до Рождества Христова. По сомнительным преданиям, первыми, ступившими на эти земли, были атланты, в частности некий бог Кецакоатл, приплывший на белом паруснике и также загадочно исчезнувший.
Мудрые предтечи ацтеков и майя – тольтеки, строившие свои монументальные города в бассейнах рек Рио-Гранде и Колорадо в первом тысячелетии до нашей эры, уверяли, что земли эти были дарованы им щедрым, но суровым богом Уитсилопочтли. Сначала он создал огонь, затем мужчину и женщину, дал им несколько зерен маиса, листья табака и тростника, научил их считать звезды на небе, почитать ягуаров и в конце концов потребовал жертвоприношений и подобострастного поклонения.
По сей день молились бы тольтеки мрачноватому Уитсилопочтли, кабы не ацтеки, которые не только завоевали своих предшественников, но и основали в 1325 году прекрасный город Теночтитлан, на месте современного Мехико. Ацтеки поклонялись солнцу, колдовали, используя пийотные кактусы, курили табак, вершили человеческие жертвоприношения и терпеливо ждали, когда сбудутся предсказания, прочащие им пришествие «длинноволосых богов с большой воды».
Каково же было удивление индейцев, когда в один прекрасный день 1519 года на землю ступил не слишком-то дружелюбный отряд конквистадоров. Волосы их были такими, как и было предсказано, чего не скажешь о намерениях. Испанцы, сойдя на берег, не могли не влюбиться в эти земли: представим себе солнечные лагуны быстрых рек, окаймленные горными хребтами, набитые золотом дремлющие вулканы и высокогорья, по которым гуляют ледяные ветра с самой Антарктиды, прозрачные озера и тропические леса, скрывающие от любопытных глаз оленей и сочные авокадо, красных рысей и обезьян. Так что аборигенов они восприняли как обидное дополнение к великому открытию.
Берналь Диас дель Кастильо (1495–1580), один из первопроходцев, первый писатель на территории Новой Испании, вспоминал: «Наконец, мы вошли в громадные дворы, окружавшие главный храм… Каждый двор окружен двойной стеной и выложен плитами. Всюду – величайшая чистота. У начала лестницы нас встретили шесть жрецов и два высоких сановника. Они хотели подхватить нас под мышки, чтобы облегчить восхождение, – всего ведь было 114 ступеней. Но мы отказались от их помощи. Взобравшись на самый верх, мы увидали площадку с несколькими камнями, на которые кладутся жертвы. Подле стоял громадный истукан, вроде дракона, окруженный столь же отвратительными изваяниями, и весь пол кругом был забрызган свежей кровью. Сам вождь Монтекусома принял нас весьма милостиво. С высоты пирамиды ясно были видны дамбы, ведущие в Теночтитлан, ясно был виден водопровод, снабжавший питьевой водой весь город. Внизу кишел рынок, и шум был слышен на всю округу. Некоторые из нас, побывавшие в Константинополе и даже исходившие всю Италию, уверяли, что нигде не встречали столь большого и доброустроенного рынка. На самой вершине башенки стоял идол, изображающий бога войны, на его шее висели сердца из золота и серебра, а перед ним стояли курильницы, а в них – три свежевырванных сердца. Когда Монтекусома разгневался на нашу просьбу водворить крест на один из храмов, дабы изгнать дьяволов из города, мы извинились и вышли вон...»

Но уже к 1535 году всякие извинения оказались излишними: индейцы были порабощены, священные пирамиды Теночтитлана разрушены дотла, и на пепелище конквистадоры заложили столицу Новой Испании. Тогда же жрец и вождь ацтеков Акапотсалько сказал своему народу: «Пусть будут пожертвованы дети Солнца… В этой войне мы не должны уничтожить врагов, они будут оставаться здесь до того, пока бог наш не пожелает поесть и насладиться, и мы сходили бы к ним, как те, которые ходят на рынок покупать еду…»
До XIX века просуществовала колония Испанского королевства. Новые хозяева привезли африканских рабов, прибрали к рукам золотые прииски, быстро освоили табакокурение и научились ладить с местным населением: в конце XVI века явление Гваделупской Девы Марии помогло обратить в католичество почти 6 миллионов индейцев, языческие боги проиграли.

К началу XIX века население заметно потемнело: в жилах зарождающейся нации потекла взрывоопасная смесь европейской, индейской и африканской кровей. Надо ли упоминать, что богатые европейцы на завоеванных землях, как всегда, вели себя неважно, вынуждая остальное население бунтовать и требовать справедливости? Попавшие в долговые ямы пионы, мелкобуржуазные креолы и метисы, обращенные в христианство, жалкие остатки индейских племен-язычников – все объединились против бескомпромиссного европейского владычества. Практически весь XIX век был посвящен борьбе за независимость от европейских колонистов – испанцев и французов. Даже после того как в 1823 году страна была провозглашена республикой, Мексика продолжала бурлить. Непрерывная внутриполитическая борьба ослабляла Мексику, Калифорния и Техас отделились, в 1846 году началась война с Соединенными Штатами, закончившаяся спустя два года поражением.

В 1910 году была свергнута 30-летняя диктатура генерала Диаса и началось время демократической революции. Страну лихорадило. В горах партизаны боролись против действующего правительства, в то время как другие повстанцы сражались с интервентами. В Мексику потянулись авантюристы со всего мира: кто-то желал захватить власть, кто-то мечтал снять кино, кто-то – подготовить уникальные репортажи о революционных героях Мексики. Одним из главных таких героев был знаменитый Панчо Вилья. По сей день, пожалуй, это самый любимый национальный кумир, подаривший Мексике образ разбойника и романтика, борца за равенство и идиллическую справедливость. Все как в кино: в 15 лет Доротео Аранго (это его настоящее имя ) застрелил помещика, избивавшего девушку. Будучи приговоренным к смертной казни и спасаясь от расправы, он отправился на юг Техаса, где обрел славу защитника простых людей. Заручившись поддержкой американцев, Панчо Вилья вместе со своим войском выступил в Мексику. Надо сказать, что вокруг его армии ходили неслыханные легенды. Говорили, что американцы снабдили Вилью воздушным флотом в составе четырех самолетов, что вечером, перед сражением, Вилья присылает своим солдатам по красотке из ближайшей деревни, а утром раздает по превосходной сигаре и бутылке текилы, что он – блестящий оратор, призывающий людей к равенству, что он неуязвим, потому что курит особые сигары, скрученные ацтекским колдуном… Так или иначе, в 1913 году он попытался вместе со своим войском захватить власть в стране. После кратковременной победы последовали предательство за предательством. Американские авантюристы, поначалу тянувшиеся к Вилье, развязали в Мексике гражданскую войну, союзники стали врагами. Наконец, в 1923 году автомобиль, на котором ехал Панчо Вилья, был изрешечен пулями. Последние слова, слетевшие с уст, – «Viva Mexico!». И даже ацтекские самокрутки не смогли ничего поделать... Но, как бы то ни было, легенда продолжается. Вскоре после смерти тело Панчо Вильи было похищено. По стране разошлись слухи, что герой жив. И даже в 1970 году многие говорили, что видели его – кто в Парагвае, кто в джунглях.
Мексика – страна легенд и домыслов. Так, известно, что знаменитый американский писатель А.Бирс, отправившись к Панче Вилье в качестве журналиста, бесследно исчез. По официальной версии, Бирс был убит повстанцами. Но мало кто в это верил. Русский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, в 20-х годах побывавший в Мексике, даже пытался организовать поиски писателя: он был уверен, что Бирс либо примкнул к повстанцам, скрывавшимся в горах, либо поселился в Юкатане – стране майя, в одной из индейских деревушек. Политическая ситуация была таковой, что даже если бы Эйзенштейн и нашел пропавшего без вести, то скорее всего сохранил бы этот факт в тайне…

В 1917 году в Мексике была принята демократическая конституция. Надо заметить, что это событие совпало с Октябрьской революцией в России. Новая власть России видела в Мексике обширное поле для политических игр. Тем более что новое правительство Мексики во главе с Венустиано Карранса признали далеко не все западные державы. В 1919 году в Мексику отправился некий Бородин (Грузенберг). Коминтерн доверил Грузенбергу продажу драгоценностей российской короны приблизительно на пять миллионов долларов для финансирования среди прочего зарождающегося международного коммунистического движения. В истории международных отношений это один из ярчайших случаев, известный как «мексиканская авантюра».
Грузенберг встретился с министром иностранных дел и с президентом Венустиано Карранса. Игра правительства Мексики с большевиками и большевиков с мексиканским была взаимовыгодна: Карранса стремился оказать давление своим намечающимся союзом с коммунистами на правительство США, советской России было выгодно обрести заокеанского союзника. Но, как это бывает, игра перестала быть просто игрой: в 1923 году в мексиканском кабинете министров восторжествовала большевистская ориентация, а в 1924 году состоялось официальное признание Мексикой СССР и обмен посланниками.

В 1929 году к власти пришла Конституционная революционная партия, управлявшая страной до 1 января 1994 года, когда Мексика совместно с США и Канадой стала членом крупнейшей зоны свободной торговли НАФТА. В этот же день начались активные боевые действия в индейском штате Чьяпас, где так называемая Сапатистская национальная освободительная армия во главе с субкоманданте Маркосом захватила несколько городов, требуя проведения кардинальных политических реформ в стране. Индейских повстанцев удалось локализовать, по-видимому, предсказания ацтекских жрецов просто устарели.
Впрочем, Мексика – страна живых легенд. Эстрадные музыканты, киносценаристы и даже народные певцы корридо уже слагают мифы и песни о субкоманданте Маркосе.
В современной Мексике живут более 100 миллионов человек, из них – 3,5 миллиона индейцев. По-прежнему это страна бедных и богатых, бандитов и романтиков. Охотники за удачей и наркодельцы, туристы и поэты, археологи и сектанты спешат на ее таинственные земли, чтобы встретиться разве что случайно в пустынях, поросших кактусами и зарослями агавы, и на высокогорьях, в больших городах и в заброшенных жреческих храмах, чьи боги уже давно ушли оттуда или же дремлют, терпеливо поджидая своего часа.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru