ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Как редко мы бываем с детьми в театре:
нет времени, нет желания, не знаем, о чем говорить
после спектакля. А может быть, просто не
задумываемся над тем, какие возможности таит в
себе педагогика театральных подмостков, не
предполагаем, что театр не только и не столько
место закрепления школьной программы (не зря же
водили нас строем приобщаться к классике), а
пространство рождения новых отношений между
взрослым и ребенком, между самими детьми.
Что для нас школьный театр, театральная школа:
разрешенное развлечение после уроков или поле
допрофессиональной подготовки с множеством
специальных предметов?
А может быть, воспитание изящным искусством,
незаметное ювелирное выращивание души? К
счастью, есть, например, в Пскове уникальный
“Педагогический театр”, помогающий актерскими
средствами решать педагогические задачи, есть
театры вальдорфских школ, есть, наконец, и
взрослые театральные коллективы,
разрабатывающие программы общения с юными
зрителями. Они настаивают: нам надо учиться
впускать театр в пространство своей жизни и хотя
бы иногда жить по его законам.
Уроки стиля
Театральные постановки в вальдорфской
школе
Какие спектакли ставят в вальдорфской
школе? Все виды, начиная от пятиминутных сцен,
семилетние участники которых говорят высокими,
неокрепшими голосами, до драм Шиллера и Шекспира.
Например, что ставит второй класс? Может быть,
басню, легенду, маленькое стихотворение,
превращенное в спектакль. Класс говорит хором, а
один ребенок или несколько детей надевают особые
небольшие шапочки, и спектакль начинается.
Наиболее примечательное и существенное
происходит чуть позже, в классе четвертом-пятом.
Но когда разыгрываешь пьесу с
десяти-одиннадцатилетними детьми, понимаешь, что
им нужны не миленькие стишки, а настоящий театр, в
котором были бы и индивидуальные роли, и
поставленные диалоги. Совершенно очевидно, что
дети десяти, одиннадцати и даже тринадцати лет
лишь в отдельных, исключительных случаях
способны справиться с исполнением
индивидуальных ролей. Им приходится выслушивать
массу наставлений, в результате дети довольно
быстро теряют всякое желание участвовать в
театральных постановках. Отсюда учитель нередко
делает неправильный вывод, что театральная игра
– это нечто такое, чем можно заниматься только с
малышами или с особо заинтересованными или
одаренными детьми старшего возраста. Это
просто-напросто означает, что они нуждаются в
чем-то совершенно другом. Школьникам до
пубертатного периода трудно усвоить
прозаический диалог как элемент художественного
стиля, тогда как ритмическая речь уже сама
привлекательна для них. Чтобы убедиться в этом,
достаточно посмотреть, как это выглядит в
действительности.
Вот четвероклассники разыгрывают повесть о
скандинавских богах. Хор, который произносит
реплики, может превращаться по ходу действия в
любого персонажа, даже в любую декорацию – будь
то стена, лес, дом, улица. Тот, кто в данный момент
не занят в действии, у кого нет в эпизоде
собственной роли, уходит в хор. А пятиклассники
представляют “Илиаду”. Вот стоит Гектор, а там –
быстроногий Ахилл. А те, которые взобрались на
башню из стульев, водруженных на стол, – это,
должно быть, сам Зевс-громовержец и прочие боги
Олимпа. Когда Агамемнон взмахивает деревянным
мечом, враги, как кегли, катятся в стороны. Глаза
горят, щеки пылают. Никто не испытывает робости,
поскольку движения и интонации не должны быть
“максимально достоверными”.
Если бы такие постановки были единичными
событиями в течение учебного года, как это
бывает, то впечатления от них были бы не столь
значительны. Но поскольку игра-драматизация –
основная часть ежемесячных календарных
праздников, то они принадлежат к повседневным
школьным явлениям. Репетиции должны начинаться
задолго до показа, а те, кто не занят в спектакле
непосредственно, неизменно участвуют как
зрители. Игры-драматизации становятся важным
воспитательным средством для детей. Когда дети
смотрят на выступающих или сами работают на
сцене, то под воздействием слов, ритма,
разнообразных движений чувства их пробуждаются,
а иначе, быть может, их в течение всей жизни
нельзя было бы добудиться. Постижения стиля,
формы – эти открытия не только оставляют
краткосрочное эстетическое впечатление, но и
имеют значение для всей дальнейшей судьбы и
жизни ребенка.
Из книги “Воспитание к свободе”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|