ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Как редко мы бываем с детьми в театре:
нет времени, нет желания, не знаем, о чем говорить
после спектакля. А может быть, просто не
задумываемся над тем, какие возможности таит в
себе педагогика театральных подмостков, не
предполагаем, что театр не только и не столько
место закрепления школьной программы (не зря же
водили нас строем приобщаться к классике), а
пространство рождения новых отношений между
взрослым и ребенком, между самими детьми.
Что для нас школьный театр, театральная школа:
разрешенное развлечение после уроков или поле
допрофессиональной подготовки с множеством
специальных предметов?
А может быть, воспитание изящным искусством,
незаметное ювелирное выращивание души? К
счастью, есть, например, в Пскове уникальный
“Педагогический театр”, помогающий актерскими
средствами решать педагогические задачи, есть
театры вальдорфских школ, есть, наконец, и
взрослые театральные коллективы,
разрабатывающие программы общения с юными
зрителями. Они настаивают: нам надо учиться
впускать театр в пространство своей жизни и хотя
бы иногда жить по его законам.
Татьяна СОКОЛОВА,
кандидат педагогических наук,
научный руководитель ФЭП «Педагогический
театр»,
средняя школа № 24
г. Псков
Мост над сценой
Сюжеты, соединяющие поколения
...У дверей школы вас непременно встретит
приветливый экскурсовод, который свой рассказ
начнет фразой: «Педагогический театр – это наша
гордость…» А что это за диковинка –
Педагогический театр? Это особенное
пространство, в котором воспитание происходит
без скуки и назидания, где дети не боятся
взрослых, потому что те не боятся дурачиться и
играть.
Наш экскурсовод обязательно вдохновенно
процитирует Белинского. Помните?.. «В России
любят театр, любят страстно. Заезжая труппа
актеров, один приезжий столичный актер может
пробудить сильное движение и в умах, и в сердцах,
и в карманах губернского или уездного города.
Театр имеет для нашего общества какую-то
непобедимую, фантастическую прелесть...»
Вы, конечно, можете охладить его пафос: «Такое
отношение к театру присутствовало в весьма
отдаленные времена, когда ни радио, ни
телевизора, ни компьютера не было. И театр
действительно был тем местом, где публика
общалась и размышляла над актуальными
проблемами своего времени».
Но сегодня театр отошел на второй, если не на
третий план, да и мы почти перестали общаться
друг с другом. Что там друг с другом – родители и
дети почти не видятся, живя в одной квартире, под
одной крышей. А тут – театр…
И разрешить эту проблему в какой-то мере можно
именно в стенах театра, где режиссерами,
актерами, драматургами, зрителями будут и
родители, и дети, и учителя.
Причем наш театр – это не только место
приобщения к театральному искусству, но и
инновационная активная форма
психолого-педагогических занятий с родителями,
когда сотрудничеству и пониманию учатся в
процессе подготовки и постановки спектаклей
совместными усилиями детей, родителей,
педагогов. Наш театр – это необычная форма
развития коммуникативной компетентности
педагогов: ведь участие в таком мероприятии, его
психолого-педагогическое сопровождение,
обсуждение, анализ требуют освоения
нетрадиционных профессиональных знаний и
умений. Наш театр – это активная форма
социализации детей, которые в процессе
театрализованного действия, импровизации
приобретают навыки общения, учатся выстраивать
отношения с разными людьми в разных ситуациях.
Необходимость существования нашего театра,
потребность в нем и родители, и учителя, и дети
почувствовали, когда играли в пробном
импровизированном спектакле по повести Галины
Щербаковой «Вам и не снилось», который прошел во
время областного родительского собрания в мае 2001
года.
Эта первая программа открыла цикл
психолого-педагогических драм-импровизаций
«Жизнь врасплох», в которых юные актеры вместе с
педагогами размышляли над проблемой “отцов и
детей”, бесконечно волнующей подростков.
Актеры-старшеклассники жестко разыграли два
эпизода, в которых мать главного героя – Ромки
мобилизует семью и школу на борьбу со
всепоглощающей любовью сына к романтической
однокласснице Юльке. Еще бы! «На носу экзамены,
поступление в вуз – а они в любовь играют… Рано…
Еще не доросли! Вот получите профессию, тогда и
влюбляйтесь!»
Отыграны эпизоды. Казалось бы, занавес может быть
закрыт, как это случается в нормальном театре, но
в нашем это было только начало, приглашение к
разговору. Обсуждая эпизоды, представленные
детьми-актерами, и родители, и учителя, и сами
старшеклассники пришли к выводу, что ситуация,
заданная в них, очень типична: не разрешают
любить, потому что еще «маленькие, потому что это
мешает учебе, потому что, а вдруг что случится?»
Психолог предложил тут же набранному новому
составу «актеров» из числа родителей проиграть
еще раз сцену спектакля и прочувствовать ее
события изнутри. Когда сценка была разыграна
снова, спросили взрослых, что они чувствовали.
Актриса из родителей, игравшая маму Ромки, была
возмущена: “Почему мой сын делает не так, как я
хочу, не так, как надо!” А чей-то папа, сыгравший
самого Ромку, сказал: “Мать не права, хотя и
желает мне добра, но я все равно сделаю по-своему.
Чувство любви к матери у меня заменяется
ненавистью к ней, потому что она не понимает
меня”.
Но самое интересное началось, когда психолог
пригласил сыграть учителей, спросив их: «Как бы
надо повести себя участникам сюжета, чтобы
присутствовало взаимопонимание и уважение к
чувствам друг друга?»
Импровизация со всей очевидностью показала, как
катастрофически не хватает и родителям, и
учителям психолого-педагогических знаний,
умений, чтобы в каждодневном общении со своими
детьми, воспитанниками слышать их, понимать,
принимать, уважать их внутренний мир. Но и
подарила нам надежду: коммуникативное
невежество, противостояние «отцов и детей» можно
преодолеть, если по-настоящему учиться общению,
если чаще собираться в стенах театральной
студии; вместе петь песни, танцевать,
лицедействовать на сцене, спорить о вечном и
сиюминутном, без чего нет жизни и полноты
ощущения счастья бытия.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|