ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Ирма САФАРОВА,
руководитель Творческой
экспериментальной мастерской
по работе со зрителями
Российского академического
молодежного театра
Ирина ГРИГОРЬЕВА
Посвящение в зрители
Ох уж этот культпоход! И зрители его
боятся, и театры. Боятся и в результате
отказываются ставить классику – ведь на нее
учителя обязательно поведут своих подопечных.
Так что же делать? Как привить нашим детям
театральную культуру? Как научить смотреть и
понимать театр? И вообще нужен ли он сегодня?
Ребенок сидит у телевизора. А что такое
телевизор? Это состояние созерцания, большей
частью отсутствующее, без включения, когда
ребенок прыгает с программы на программу, потому
что из-за бесконечной рекламы невозможно ничего
смотреть целиком. Получается такая клиповость
восприятия. Чик-чик-чик, и он не успевает ничего
почувствовать эмоционально. От этого внутри
образуется пустота. Вакуум, который обязательно
должен чем-то заполниться.
Мы часто говорим о том, что у нас есть
беспризорные дети. Но ведь весь ужас в том, что те
дети, которые физически брошены родителями, –
это не вся трагедия. А скольких детей, живущих в
благополучных семьях, накормленных и одетых,
тоже можно назвать беспризорными! У ребят
возникает масса вопросов, каждый день – тысячи
вопросов, на которые им должны ответить именно
родители. А тем некогда. Они запихнули ребенку в
рот булочку или пирожное и считают, что выполнили
свой родительский долг. Что детям делать, где
искать ответы на свои вопросы?
И тут на помощь приходит театр. На мой взгляд, он
сегодня – корабль спасения. Здесь человек учится
сочувствию, милосердию, учится воспринимать
чужую боль как свою. Театр помогает ему
сориентироваться в жизни, помогает заглянуть
внутрь себя и понять, что я есть. Театр помогает
развивать фантазию, творческие возможности,
потому что это живое искусство, требующее
включенности и сотворчества. Здесь невозможно
выключить кнопку и пойти поесть. Ты смотришь
спектакль целиком и целиком его воспринимаешь. В
театре работает душа. Это похоже на чтение книги,
когда ребенок погружен в текст, фантазирует,
переживает. Но сейчас ребята почти не читают.
Поэтому театр выходит на первый план. В нем все
воспитывает: отношение билетеров, культура
поведения окружающих, праздники, которые мы
регулярно устраиваем, например, “Посвящение в
зрители”.
А самое главное, театр – это тот мостик, который
может соединить ребенка с родителями. Театр, с
моей точки зрения, может восстановить семью,
сделать ее такой, какой она должна быть. После
спектакля и обсуждения только что увиденного
может возникнуть не только понимание, но и
доверие. Сколько раз приходилось нам в театре
наблюдать такие картины! Взять хотя бы спектакль
“Отверженные” по Гюго. Потрясающий спектакль!
Он не случайно много лет не сходит со сцены. В
этой потрясающей книге прописаны все
основополагающие законы человеческого
существования: совесть, благородство,
порядочность, бескорыстная помощь людей друг
другу… И конечно, после просмотра этого
спектакля у ребенка возникает масса вопросов –
ведь многие поступки героев сегодня просто могут
показаться странными. Почему, допустим, Жан
Вальжан, придя на суд, поступает вопреки здравому
разуму и признается в своем преступлении –
говорит правду, в то время когда его не
преследует полиция и он мог бы все скрыть. Ну
пострадал бы за него невинный. Он-то остался бы в
безопасности! Почему человек совершает такие
поступки? Спектакль бесконечно волнует зрителей,
каждый раз в зале возникает какая-то
пронзительная тишина. И если в такой момент рядом
с ребенком есть взрослый, с которым можно
обсудить все увиденное, у ребенка появляется
близкий человек, единомышленник. Может быть,
именно поэтому все чаще и чаще на этот спектакль
ребята приходят не классами, а небольшими
группами. Это нам очень важно. Совсем другое дело,
если рядом сидят друзья или родители и ты
чувствуешь, что они замирают в те же моменты, что
и ты. Они смеются вместе с тобой. И это уже
налаживает отношения между детьми и взрослыми.
Кто-то из героев говорил, что для меня друг тот,
кто смеется над тем же, над чем смеюсь я. Это очень
важно. Даже если разговора после спектакля не
произошло, а они просто вместе что-то пережили,
контакт уже возник.
Важно, чтобы родители еще и настроили ребенка на
просмотр спектакля. Чтобы в доме поддерживалось
это праздничное настроение, которое бывает перед
посещением театра. Чтобы ребенок понимал, что
театр – это особое место, волшебное, где с ним
произойдет что-то необыкновенное, какое-то чудо.
Тогда он открывается навстречу театру. А если
рядом мама с папой, то праздник получается
стопроцентным.
В театре можно ничего не стесняться, можно
смеяться и плакать, можно быть таким, какой ты
есть на самом деле. Но театральный язык надо
понимать, он не всегда бывает прост. Шостакович
говорил: чтобы полюбить музыку, надо ее слушать.
Так же и с театром. Чем чаще ребенок будет
приходить на спектакли, тем больше он будет
понимать. Самое главное, чтобы появилась
душевная потребность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|