ТВОЙ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Как я проиграл историческую битву
Пятнадцать лет прошло, а я все помню тот
сентябрьский провал. Обида осталась только на
себя: урок истории для выпускника пединститута
был далеко не первым, даже не считая обязательной
практики в школах под наблюдением методистов. Я
просто не оценил «противника», и... сражение было
бездарно проиграно.
Однокурсники считали меня докой в учительских
делах, так как в отличие от них я с первого курса
преподавал. Если бы им рассказали, что их главный
педагогический консультант не справился с
шестым классом, соратники по альма-матер даже не
стали бы злорадствовать, а просто бы удивились. В
качестве оправдания замечу, что в той школе, где
мне было так комфортно все годы обучения в
институте, нагрузка была маленькой, условия
тепличными, да и в то время мне казалось, что
детей на уроке надо больше развлекать, чем учить.
Высадка «растения» в суровую почву состоялась
как раз перед распределением. В родных пенатах
объявили, что отныне я молодой специалист и они
не могут обеспечить мне полную нагрузку. Посему в
роно уже решили, что я стану организатором
внеклассной работы в одной из спецшкол района.
– Кроме административной работы будете еще
вести уроки истории, – объявила свою волю уже
новая директриса.
Хотелось бы верить, что нынешние выпускники
пединститутов гораздо прагматичнее нас,
начинавших работать в 86-м году. Надеюсь, они
понимают, что свое трудоустройство в школе надо
начинать с поиска хорошего директора. У меня
выбора не было. Мой новый руководитель считал,
что я должен семь дней в неделю с утра до позднего
вечера заниматься досугом школьников и при этом
находить силы для марксистского толкования
истории.
Шестому «Б» было абсолютно наплевать на мои
проблемы. У него была репутация самого сложного
коллектива в школе, который с удовольствием
мучил новых учителей. Но это я узнал уже потом, а
тогда коллеги решили не предупреждать нового
работника, чтобы дать ему возможность самому
обрести в их глазах необходимый авторитет.
Сейчас уже трудно припомнить, на каком именно
уроке мы не сошлись характерами с
шестиклассниками. Все встречи с шестым «Б»
слились в одну серую полосу. Возможно, им просто
не нравился сам предмет – на вводном занятии
самым ярким ответом на вопрос: «Для чего нужно
изучать историю?» – было: «Для того чтобы решать
кроссворды». Строптивые подростки подготовили
для меня известный любому учителю набор средств
доведения до белого каления: солидарная
неготовность к уроку, мычание, массовый топот,
выкрики: «Вы нам это не объясняли», «А почему вы
так низко оцениваете мои знания?» Запись в
дневнике, вызов родителей и беседы у классного
руководителя ни к чему не приводили – контакта
не получалось. Может быть, потому, что я не уделил
конфликту должного внимания, считая, что само
как-нибудь рассосется. Тем более что в тот момент
мне казалось, что главная моя задача –
организация внеклассной работы.
Потом было много школ и классов. Но таких
противников собственного обучения я больше не
встречал. Сейчас, поднабравшись жизненного
опыта, я мечтаю о реванше. Конечно, более глупой
идеи не существует, но обиженное сознание
постоянно находит новые аргументы. За прошедшие
годы я научился вести дискуссию, поднаторел в
риторике, психологии полемики, стал теперь более
серьезным соперником шестого «Б». Я бы легко мог
заставить этих трудных детей себя слушать, не
прибегая к методам палочной дисциплины. Да и за
прошедшие пятнадцать лет история перестала быть
наукой, обслуживающей класс-гегемон. Вырастив
собственных детей, я почему-то хочу доказать этим
мальчишкам и девчонкам, что коллективный отпор
учителям непродуктивен, гораздо важнее сделать
их своими соратниками и наставниками. Мало того,
теперь я знаю, как энергию сопротивления
направить в конструктивное русло, как помочь им
самим добиться истины на историческом поприще.
Но встретиться вновь нам не суждено, и возможно, в
этом высшая мудрость. Меня многому научили эти
упрямцы. Интересно, а что они теперь думают обо
мне?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|