ТВОЙ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Татьяна ТРУСОВА,
учитель словесности
школы № 1314
Москва
“Ты что стоишь?
Садись ко мне за парту!”
Первый урок? Конечно, помню. Когда я
вошла в класс, ребята уже ждали новую “училку”.
На меня сразу обратил внимание самый маленький
мальчик по фамилии Козликов: “Ты чего стоишь?
Новенькая? Садись вон там в углу рядом со мной,
там место свободное”. Мне было тогда 20 лет, а
выглядела я десятиклассницей. Никто в классе и не
предполагал, что “училка” может быть такой юной.
Я продолжала стоять у дверей и слушала, как
ребята обсуждали между собой козни, которые они
устроят новому преподавателю.
Вдруг дверь распахнулась, и в класс вошли
директор – дама вдвое крупнее меня – и методист.
Директор спросила: “В чем дело? Почему все стоят?
Займите свои места”.
Ребята расселись, и я была представлена. “Это
ваша новая учительница, у нее педагогическая
практика, и она будет три месяца вести у вас уроки
русского языка и литературы”.
Вот тут и раздался дружный хохот, причем я
смеялась вместе с детьми.
“Это они не над нами смеются...” – объяснила я
недоумевающим представителям администрации.
Так что с ребятами мы стали знакомы еще до начала
занятий, что существенно облегчило мою задачу.
Директор с методистом сели на заднюю парту, чтобы
записывать мои ошибки, которые я сделаю, но
записывать особенно ничего не пришлось.
Как только я объявила тему “Причастия”, руку
подняла Люда Максакова: “Скажите, а что вам самой
было трудно в этой теме? Я никак не могу
разобраться с этой таблицей!”
Я призналась, что это одна из самых смутных тем в
русском языке и я сама долго не понимала ее, пока
не догадалась, что все дело в двух разных основах
глагола быть. В этот момент кто-то бросил с места:
“По давней русской традиции доставлять
неприятности иностранцам”. Совершенно верно,
подхватила я и вызвала к доске Козликова, который
потом часто на моих уроках, что называется,
отдувался за всех.
Потом мы записали правила в виде арифметических
формул: “быть” плюс суффикс “вш” равняется
бывший и “будь” плюс суффикс “ющ” равняется
будущий. Помню, что ребятам эти формулы
понравились.
Мой первый урок понравился и директору, которая
по его завершении предложила мне прийти работать
в эту школу. А я вывела для себя правило: занятие
должно идти быстро и весело. И еще одно: чтобы
настороженность первой встречи с детьми
превратилась в атмосферу сотрудничества, надо
постараться быть “по их сторону баррикад”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|