СТАНДАРТ ИДЕТ
Ультиматум школе:
гарантий не предусмотрено
В декабре Министерство образования
пообещало внести в правительство
государственные образовательные стандарты.
Осталось всего три месяца на доказательство
того, что стандарты будут способствовать
развитию школы, улучшению качества и доступности
образования.
В течение 10 лет газета «Первое сентября»
убеждает граждан в обратном: государственный
образовательный стандарт в том виде, в котором он
сформулирован в Законе «Об образовании», на
самом деле отбросит школу на десятилетия назад.
Мы считаем, что необходимо изменить само
представление об образовательном стандарте:
вместо требований к ученику и программам надо
стандартизировать условия получения
образования, финансовый норматив и заработную
плату учителей.
Тогда и качество обучения станет другим.
Напомним, что собой представляет
стандарт в соответствии с Законом «Об
образовании».
Статья 7 так и называется – «Государственные
образовательные стандарты».
Пункт 1: «В Российской Федерации устанавливаются
государственные образовательные стандарты,
включающие федеральный и
национально-региональный компоненты. Российская
Федерация в лице федеральных органов
государственной власти в пределах их
компетенции устанавливает федеральные
компоненты государственных образовательных
стандартов, определяющих в обязательном
порядке…» – здесь мы позволим себе прервать
цитирование Закона «Об образовании».
Дело в том, что мы хотим обратить внимание
читателя на чрезвычайно важное обстоятельство:
федеральные компоненты госстандарта определяют
все то, за что несет ответственность государство.
Дальше идет
перечисление, за что же именно готово нести
ответственность государство: итак,
«...определяющих в обязательном порядке
обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, требования к
уровню подготовки выпускников».
То есть федеральные компоненты госстандартов –
это:
– минимум содержания программ;
– максимум нагрузки;
– требования к выпускникам, то есть к их
подготовке.
Позвольте, но за что же здесь несет
ответственность государство?
Ответ: за то, чтобы школы не занижали содержание и
не завышали нагрузку, за то, чтобы подготовка
выпускников соответствовала требованиям.
А где условия, благодаря которым все это
произойдет?
Каковы требования к обеспеченности самой школы
всем необходимым, чтобы программа выполнялась, и
нагрузка была умеренной, и подготовка выпускника
соответствующей?
Ничего этого «стандарт» не определяет.
Этим и вызвана многолетняя оппозиция многих
учителей, политиков, ученых и журналистов такому
стандарту.
Граждан просто одурачивают. Потому что им
предлагают вслух простенькую формулу: вы платите
налоги, но никто вам за это сейчас ничего не
гарантирует. А стандарты вам будут гарантировать
результат.
Простой вопрос: как эти стандарты могут
гарантировать результат? Исходя из того, что
предусматривает определение стандарта в Законе
«Об образовании», ответ такой: установлением
требований, жестким бюрократическим контролем
над их соблюдением и карательными мерами по
отношению к нарушителям.
Ответ может показаться слишком резким, но при
таком определении стандарта никакого другого
механизма выполнения закона не существует.
Мы не только против таких стандартов, мы
полагаем, что принятие их в этом виде –
катастрофа для школы, которой и так нелегко.
Два мифа
Нас уверяют: стандарты помогут
финансированию школы. Каким образом, если в
определении стандарта даже намека нет на
финансовые обязательства государства по
отношению к школе?
Нам говорят: стандарт защитит ребенка от
необъективности со стороны учителей и
проверяющих.
Наверное, это было бы так, если бы стандартом
задавались параметры, которые можно точно
измерить. Но задает ли этот стандарт такие
параметры?
Давайте проанализируем.
Минимум содержания образовательных
программ – как измерить? Все причастные к
каким-либо областям знаний насмерть бьются с
этим минимумом. Само намерение сократить
программу или часы по любому из предметов
воспринимается как оскорбление. И этот спор
бесконечен: всегда найдутся аргументы в пользу
если не увеличения, то хотя бы сохранения объема
того или иного предмета. Но вопрос даже не в
патриотизме представителей различных областей
знаний, а в том, как же все-таки измерить
минимальность содержания программ? А если
нельзя, то зачем называть это стандартом?
Максимум нагрузки – это пожалуйста,
здесь врачи и психологи соберутся и скажут,
сколько надо часов. То есть почему соберутся? Уже
собрались и сказали. И есть Санитарные нормы и
правила, и там все прописано и утверждено. И не
надо никакого дополнительного циркуляра, тем
более закона. Или завуча, составившего
расписание с превышением нагрузки, будут судить?
А если нет, тогда почему закон лучше, чем
постановление правительства?
Требования к выпускникам. Чем будете
измерять? Тем более провозглашая развитие
личности и субъектности. Сейчас с этой проблемой
столкнулись разработчики
контрольно-измерительных материалов для единого
государственного экзамена. Важнейшее дело:
замена двух унизительных и сверхстрессовых
процедур одной, попытка уйти от условий для
коррупции, попытка дать возможность поступать в
вуз независимо от места жительства. Но при этом
проблема, что и как измерять на этом едином
экзамене, остается пока нерешенной. И в США, и в
Китае, и в Израиле, и в Англии уже понимают, что
применение тестов не только унифицирует наши
представления о личности, но и резко снижает
познавательную активность детей. Может быть,
завтра изобретут способ и материал, на которых
можно будет стандартизировать уровень
обученности, и введут даже специальную шкалу
обученности, тогда мы сможем это обсуждать. Но
как можно законом закреплять то, чего пока в
принципе сделать невозможно?
Изменения в законе
А что, если изменить закон, внести в него
поправки и уточнить понятие стандарта?
Так и сделали. Закон действительно изменили.
Пункт 4 гласил: «Государственный образовательный
стандарт основного общего образования
устанавливается федеральным законом». Депутаты
не пошли на это и решили, что стандарт будет
принимать правительство, а не Дума.
В пункте 5 статьи о Госстандарте говорилось:
«Государственные образовательные стандарты
разрабатываются на конкурсной основе и
уточняются на той же основе не реже одного раза в
десять лет». Но сколько ни пытались провести
конкурс – и проводили, и победители были, и
средства немалые затрачены, – всякий раз эта
работа показывала: невозможно объективно
оценить результаты такого конкурса. Не
стандартизируются они. Поэтому теперь стандарты
будут разрабатываться без конкурса, по заказу.
Но самой главной поправки, меняющей саму
структуру государственного образовательного
стандарта, никто так и не принял, да и не
предложил…
Наше предложение
Газета «Первое сентября» предлагает
поправку в Закон «Об образовании», которая, на
наш взгляд, может примирить тягу власти к
стандартизации с тем положением, в котором
оказалась школа.
«Российская Федерация в лице
федеральных органов государственной власти в
пределах их компетенции устанавливает
федеральные компоненты государственных
образовательных стандартов, определяющих в
обязательном порядке:
– требования к обеспечению учебных заведений
необходимыми условиями для образовательной
деятельности;
– норматив финансирования, определяемый в
расчете на одного обучающегося, воспитанника по
каждому типу, виду и категории образовательного
учреждения;
– заработную плату педагогических работников».
И все? – спросит читатель. А где
стандарты содержания образования, а где
требования к выпускнику?
Их нет и быть не должно.
Нормы содержания образования устанавливаются
внутри образовательного сообщества и
утверждаются учредителем каждой школы, ничего
здесь сложного нет.
А требования к выпускнику, компетентность или
модель выпускника, или гармонически развитая
личность, – это из классического набора
педагогических заблуждений. Тех самых благих
намерений, которыми вымощена дорога известно
куда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|