УЧЕБНИКИ N56
Юрий МУРАВЬЕВ,
доктор философских наук
Удар по “системе БСК”
Сокал А., Брикмон Ж.
Интеллектуальные уловки. Критика современной
философии постмодерна
/ Перев. с англ. Анны Костиковой и Дмитрия
Кралечкина. Предисловие С.П.Капицы. –
М.: «Дом интеллектуальной книги», 2002. – 248 с.
Существует множество учебников, которые
можно не читать. Существует много ученых книг,
которые можно не изучать. Существуют, однако,
такие ученые книги, которые читать нужно, как
учебник. И только что переведенная у нас
скандальная книга двух физиков принадлежит как
раз к числу таких, которые наш читатель – студент
и учитель в особенности – прочитать должны
обязательно. Срочно. Отложив другие учебники.
Сейчас объясню, почему.
Время от времени науку, искусство, а то и всю
вообще общественную жизнь поражает род
помешательства. Просто какая-то эпидемия.
Специалисты, положим, знают чаще всего и причины,
и лекарства. Однако масштабы бедствия бывают
таковы, что при всем обилии знаний предотвратить,
задержать распространение заразы или стихии
бывает нелегко. Казалось бы, тогда просто
необходим кто-то, кто скажет простые и трезвые
слова так, чтобы воздействовать, убедить… Не
тут-то было! Нужно ведь еще, чтобы услышали.
…Лет десять–пятнадцать назад, когда страна с
замиранием сердца следила за суровым господином,
крестообразными движениями заряжавшим воду с
экранов телевизоров, довелось мне быть на одном
серьезном философском собрании в Звенигородском
пансионате Российской академии наук – не шутите.
Сорок–пятьдесят ученых дам и этак
десять–пятнадцать бородато-лысоватых ученых
мужей единодушно внимали там сообщению молодого
украинского гения, вдохновенно вещавшего о
возвращении в Большую науку… астрологии. О том,
что-де зря ученые высокомерно отвергали
зависимость личной судьбы отдельного человека
от расположения звезд на небосклоне и отрицали
закономерности событий личной жизни,
обусловленные зодиакально…
Нет, нельзя было в среде кивающих благосклонно
головами ученых дам (сплошь все доктора наук!)
просто рассмеяться докладчику в лицо и, хлопнув
по плечу этого симпатичного жулика, пообещать
ему рюмку водки в богатом академическом буфете в
благодарность за хороший розыгрыш. Нет, меня,
хулигана, явно не поняли бы. Поэтому я, скроив
серьезную рожу, в конце выступления среди прочих
вопросов, с которыми так легко разделывался
эрудированный в вопросах астрологии докладчик,
задал вопрос о том, как относится современная
астрология к известным астрологическим
закономерностям системы БСК.
Докладчик вопросом смущен не был и долго
рассуждал о том, что равноправие различных
систем отсчета, которое вытекает из специальной
теории относительности Эйнштейна, и учитывая
также теорему Гёделя о неполноте, дает ему
право… и т.д. Ученые дамы и мужи все-таки
заинтересовались таинственной и незнакомой им
«системой» и наконец, боясь показать невежество,
все-таки задали вопрос о том, что имеется в виду
под таинственными письменами «БСК», после чего я
объяснил им, что аббревиатура эта означает Бред
Сивой Кобылы…
Несколько лет тому назад в авторитетном западном
сугубо научном журнале одним из авторов
рассматриваемой книжки, А.Сокалом (его имя у нас,
наверное, правильнее было бы транслитерировать
как «Соукэл»), была опубликована статья под
вполне ученым названием «Нарушая границы: К
трансформативной герменевтике квантовой
гравитации». Каково? Как говорится, «внушаить». В
самой статье – бездна знакомых каждому
образованному гуманитарию слов, значение
которых, как сказал классик, «темно иль ничтожно,
но их без пол-литра понять невозможно». Но
сказано было очень внушительно. Тем более что
приведенные в статье цитаты принадлежали цвету
постмодернистского бомонда: Ж.Лакану (тогда уже
покойному, но оставившему бездну «учеников»),
Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотару, М.Серру, Л.Иригарей – и
сопровождались комплиментами по академическому
принципу «нельзя переборщить в лести своим
коллегам». Статью заметили, на нее ссылались,
хотя она была не хуже и не лучше массы других.
Среди модных произведений литературы новейших
направлений тогда в ходу были (а у нас еще и
остаются!) рассуждения о дискурсе, различании,
ризоме, деконструкции и децентрации,
подкрепляемые ссылками на структурную
лингвистику, с использованием логической и
математической символики и проч. Через некоторое
время автор признался, что его произведение
представляет собой по литературной форме злую и
бесшабашную пародию на постмодернистскую
учено-философскую продукцию, а по содержанию все
оно – да, да, правильно – БСК.
Разразился скандал, результатом которого было
появление во Франции книги двух
естествоиспытателей и
исследователей-науковедов. Именно об этой книге
здесь сейчас и идет речь. Пусть с почти
пятилетним опозданием у нас перевели и издали ее
не без влиятельного участия С.П.Капицы, за что его
в первую очередь надо поблагодарить: не часто
логика, разум и здравый смысл у нас в стране в
наши дни так очевидно торжествуют. Ведь и у нас
вслед за западной модой расплодилось огромное
количество – целое научное поколение – людей,
для которых упреки в отсутствии логики в
рассуждениях, в наличии неустранимых
противоречий в изложении самых простых вещей, в
эклектике и невнятице – пустой звук, ибо и
эклектика, и невнятица, и неустранимые
противоречия – все названное для этих людей –
это их среда обитания и… продукты их собственной
жизнедеятельности. А с другой стороны стоят люди
«старой закалки», завистливо поражаются обилию
непонятных, но «вумных» слов, употребляемых
походя нашими постмодернистами, и думают про
себя: ни при какой погоде я этих книг, конечно, не
читал, поэтому подожду с опровержениями – еще
засмеют!
И правда засмеют, потому что опровергать-то надо
доводами, а для постмодернистов обычная логика –
не аргумент. Они слышат лишь слова, которые, как
заклинания, произносит гуру, и которые понимать
не обязательно. Но по старой привычке
учитель-педагог доискивается смысла.
Сопоставляет с фактами. Сделать это нелегко,
потому что странное постмодернисты нам
предлагают нововведение в понимании фактов.
Путем чисто словесных уловок у них получается,
будто факты остаются фактами, даже если
обнаруживается их несоответствие
действительности. Истина-то относительна,
релятивна. Да и вообще сомнительно, существует ли
она… Тогда просто прежние факты заменяются
новыми. Сам вопрос о том, остался ли старый факт
после его «замены» фактом, считается
неприличным. Вот что по этому поводу, удивляясь,
что все это «появляется в тексте,
предназначенном для просвещения
преподавателей» (у нас бы не удивились – еще и не
такое появляется!), в особенно важном раздельчике
под очень характерным названием – «Релятивизм и
преподавание» пишут А.Сокал и Ж.Брикмон: «Если
понимать это буквально, в обычном значении слова
«факт», получается, что Земля вращается вокруг
Солнца только после Коперника. Преимущество
этого нового понятия «факта» состоит в том, что
никогда не ошибешься (по крайней мере, когда
утверждаешь то же, что и остальные вокруг тебя).
Теория никогда не будет ложной в том смысле, что
ее оспорят факты; меняться будут сами факты при
каждой модификации теорий. Это переопределение,
как сказал Бертран Рассел по сходному поводу,
имеет все преимущества воровства по отношению к
честному труду» (с. 93).
Столь разительно мощная попытка не просто
сказать, но и «экспериментально доказать», что
король голый – ибо полемика вокруг пародии
А.Сокала на постмодернистскую науку породила
целую литературу, – ставит много вопросов.
Теперь самое время сказать несколько слов о
способах борьбы с БСК. Обычные пути – доводы,
споры, презрительное игнорирование и пр. – не
помогают. Здесь надо просто интеллектуально и
фигурально бить по морде – переходить от теории
к практике. Практика здесь – это мистификация и
скандал – прямо-таки experimentum crucis в сфере логики
научного познания на социологическом повороте!
Вспоминается не менее разительный, но совершенно
такой же по мощности удар по дури – знаменитый
розыгрыш, осуществленный в прошлом веке
французским журналистом Габриэлем Пажесом,
писавшим под псевдонимом Лео Таксиль. Этот
безбожник и антиклерикал вдруг неожиданно
уверовал, да так, что в веру обратил «общавшуюся с
диаволом» некую Диану Воган, каковое обращение
было встречено восторженно в лоне
католиков-клерикалов. А Лео Таксиль за эти и
подобные подвиги был удостоен визита у папы Льва
XIII в Ватикане, получив святейшее благословение
на дальнейшие благочестивые подвиги… После чего
Лео Таксиль представил документальные и прочие
неоспоримые доказательства того, что все эти
годы сознательно дурачил пастырей и паству,
выдавая за действительность ахинею – одну
другой невероятнее. Скандал! Одно из двух,
рассуждали друзья-журналисты, – либо папа не
непогрешим, либо он был сообщником насмешника. Не
кто иной, как автор «Забавной Библии» – не менее
исполненной юмора книги, чем статьи Вольтера и
«Карманное богословие» Гольбаха, – на
протяжении двенадцати (!) лет дурачил папу и делал
из него посмешище. Скандал!..
Сходство двух обрисованных ситуаций – «нашего»
БСК и этих двух западных – разительно. Но нельзя
не заметить и различий. Там – скандал. Удар по
БСК! У нас – молчание. Более того! Сколько я ни
пытался обнаружить тех, кто сидел у телевизора,
заряжая воду или получая «устаноуку-кашпироуку»,
– не мог: нет этих людей! Пропали, как не было…
Сколько я ни пытаюсь нынче разговаривать с
прежними сторонниками идеи, что в астрологии
«что-то есть», в ответ от них получаю: ну что вы,
что вы, это мы так… шутя, знаете ли… Шутя!
Шутки в сторону. Когда серьезные мыслители
поддаются до такой степени идеологической
панике, что готовы не только хвалить, но и сами
носить платье голого короля (как это делают у нас,
например, сторонники «концепции» так называемой
«постнеклассической» науки), – это может
означать только одно: сетовавшие в прежние
времена на идеологическое засилье
интеллектуалы, сторонники деидеологизации, были
и остаются плотью от плоти идеологии, при всяком
удобном случае хватаясь в годы идеологического
разброда за любую соломинку любой идеологии.
Значит, они действительными интеллектуалами –
людьми с самостоятельным мышлением – и не были
никогда, раз не могут даже и сейчас противостоять
слабенькой квазиидеологической ерунде.
Конечно, и авторы, и мы с вами понимаем, что
постмодернизм вырос не на пустом месте – нужны
были прежде всего социальные условия для того
«социологического поворота», в котором истина –
это то, что «все» знают и говорят. Но чтобы
идеологи постмодернизма не просто заблуждались,
а сознательно врали, убежденные, что никто не
схватит за руку, нужна была еще и обусловленная
научным и философским разбродом
интеллектуальная ситуация, которая отражала бы
логику самого познания.
Для жестких, бескомпромиссных, непримиримых к
БСК критиков постмодернизма, в котором они
справедливо увидели (слушайте, слушайте, авторы
постмодернистски «новаторских» статей в новой
четырехтомной философской энциклопедии и
участники многочисленных семинаров под эгидой
«Ad Marginem»!) «смешение странных недоразумений и
непомерно раздутых банальностей», – для этих
критиков естественно было задаться вопросом о
том, «что будет после постмодернизма». Каков же
их ответ? Вполне в духе самой логики своей умной
книжки они считают возможными три сценария.
Первый предполагает возврат к догматизму,
мистицизму и религиозности, из чего вытекает
безудержный иррационализм – ученая дурь, то
есть, попросту говоря, развитие «от плохого к
худшему». Второй – интеллектуалы станут
«подобострастными защитниками» существующего
социального порядка. Собственные надежды
А.Сокала и Ж.Брикмона (третий сценарий) – это
«появление такой интеллектуальной культуры,
которая была бы рационалистической, но не
догматичной, научно обоснованной, но не
сциентистской, открытой, но не поверхностной и
политически прогрессивной, но не сектантской».
Но, добавляют они, «это, конечно, только надежда и,
наверное, только мечта» (с.172).
Я от себя добавлю: в этой утопии не все утопично.
Время работает на разум. Чтобы оно работало
быстрее, нужно немногое – больше учителей,
педагогов, способных отличить разум от БСК. Вот
на это, уж действительно, вся надежда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|