Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N56

Юрий МУРАВЬЕВ,
доктор философских наук

Удар по “системе БСК”

Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна

Сокал А., Брикмон Ж.
Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна
/ Перев. с англ. Анны Костиковой и Дмитрия Кралечкина. Предисловие С.П.Капицы. –
М.: «Дом интеллектуальной книги», 2002. – 248 с.

Существует множество учебников, которые можно не читать. Существует много ученых книг, которые можно не изучать. Существуют, однако, такие ученые книги, которые читать нужно, как учебник. И только что переведенная у нас скандальная книга двух физиков принадлежит как раз к числу таких, которые наш читатель – студент и учитель в особенности – прочитать должны обязательно. Срочно. Отложив другие учебники. Сейчас объясню, почему.
Время от времени науку, искусство, а то и всю вообще общественную жизнь поражает род помешательства. Просто какая-то эпидемия. Специалисты, положим, знают чаще всего и причины, и лекарства. Однако масштабы бедствия бывают таковы, что при всем обилии знаний предотвратить, задержать распространение заразы или стихии бывает нелегко. Казалось бы, тогда просто необходим кто-то, кто скажет простые и трезвые слова так, чтобы воздействовать, убедить… Не тут-то было! Нужно ведь еще, чтобы услышали.
…Лет десять–пятнадцать назад, когда страна с замиранием сердца следила за суровым господином, крестообразными движениями заряжавшим воду с экранов телевизоров, довелось мне быть на одном серьезном философском собрании в Звенигородском пансионате Российской академии наук – не шутите. Сорок–пятьдесят ученых дам и этак десять–пятнадцать бородато-лысоватых ученых мужей единодушно внимали там сообщению молодого украинского гения, вдохновенно вещавшего о возвращении в Большую науку… астрологии. О том, что-де зря ученые высокомерно отвергали зависимость личной судьбы отдельного человека от расположения звезд на небосклоне и отрицали закономерности событий личной жизни, обусловленные зодиакально…
Нет, нельзя было в среде кивающих благосклонно головами ученых дам (сплошь все доктора наук!) просто рассмеяться докладчику в лицо и, хлопнув по плечу этого симпатичного жулика, пообещать ему рюмку водки в богатом академическом буфете в благодарность за хороший розыгрыш. Нет, меня, хулигана, явно не поняли бы. Поэтому я, скроив серьезную рожу, в конце выступления среди прочих вопросов, с которыми так легко разделывался эрудированный в вопросах астрологии докладчик, задал вопрос о том, как относится современная астрология к известным астрологическим закономерностям системы БСК.
Докладчик вопросом смущен не был и долго рассуждал о том, что равноправие различных систем отсчета, которое вытекает из специальной теории относительности Эйнштейна, и учитывая также теорему Гёделя о неполноте, дает ему право… и т.д. Ученые дамы и мужи все-таки заинтересовались таинственной и незнакомой им «системой» и наконец, боясь показать невежество, все-таки задали вопрос о том, что имеется в виду под таинственными письменами «БСК», после чего я объяснил им, что аббревиатура эта означает Бред Сивой Кобылы…
Несколько лет тому назад в авторитетном западном сугубо научном журнале одним из авторов рассматриваемой книжки, А.Сокалом (его имя у нас, наверное, правильнее было бы транслитерировать как «Соукэл»), была опубликована статья под вполне ученым названием «Нарушая границы: К трансформативной герменевтике квантовой гравитации». Каково? Как говорится, «внушаить». В самой статье – бездна знакомых каждому образованному гуманитарию слов, значение которых, как сказал классик, «темно иль ничтожно, но их без пол-литра понять невозможно». Но сказано было очень внушительно. Тем более что приведенные в статье цитаты принадлежали цвету постмодернистского бомонда: Ж.Лакану (тогда уже покойному, но оставившему бездну «учеников»), Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотару, М.Серру, Л.Иригарей – и сопровождались комплиментами по академическому принципу «нельзя переборщить в лести своим коллегам». Статью заметили, на нее ссылались, хотя она была не хуже и не лучше массы других. Среди модных произведений литературы новейших направлений тогда в ходу были (а у нас еще и остаются!) рассуждения о дискурсе, различании, ризоме, деконструкции и децентрации, подкрепляемые ссылками на структурную лингвистику, с использованием логической и математической символики и проч. Через некоторое время автор признался, что его произведение представляет собой по литературной форме злую и бесшабашную пародию на постмодернистскую учено-философскую продукцию, а по содержанию все оно – да, да, правильно – БСК.
Разразился скандал, результатом которого было появление во Франции книги двух естествоиспытателей и исследователей-науковедов. Именно об этой книге здесь сейчас и идет речь. Пусть с почти пятилетним опозданием у нас перевели и издали ее не без влиятельного участия С.П.Капицы, за что его в первую очередь надо поблагодарить: не часто логика, разум и здравый смысл у нас в стране в наши дни так очевидно торжествуют. Ведь и у нас вслед за западной модой расплодилось огромное количество – целое научное поколение – людей, для которых упреки в отсутствии логики в рассуждениях, в наличии неустранимых противоречий в изложении самых простых вещей, в эклектике и невнятице – пустой звук, ибо и эклектика, и невнятица, и неустранимые противоречия – все названное для этих людей – это их среда обитания и… продукты их собственной жизнедеятельности. А с другой стороны стоят люди «старой закалки», завистливо поражаются обилию непонятных, но «вумных» слов, употребляемых походя нашими постмодернистами, и думают про себя: ни при какой погоде я этих книг, конечно, не читал, поэтому подожду с опровержениями – еще засмеют!
И правда засмеют, потому что опровергать-то надо доводами, а для постмодернистов обычная логика – не аргумент. Они слышат лишь слова, которые, как заклинания, произносит гуру, и которые понимать не обязательно. Но по старой привычке учитель-педагог доискивается смысла. Сопоставляет с фактами. Сделать это нелегко, потому что странное постмодернисты нам предлагают нововведение в понимании фактов. Путем чисто словесных уловок у них получается, будто факты остаются фактами, даже если обнаруживается их несоответствие действительности. Истина-то относительна, релятивна. Да и вообще сомнительно, существует ли она… Тогда просто прежние факты заменяются новыми. Сам вопрос о том, остался ли старый факт после его «замены» фактом, считается неприличным. Вот что по этому поводу, удивляясь, что все это «появляется в тексте, предназначенном для просвещения преподавателей» (у нас бы не удивились – еще и не такое появляется!), в особенно важном раздельчике под очень характерным названием – «Релятивизм и преподавание» пишут А.Сокал и Ж.Брикмон: «Если понимать это буквально, в обычном значении слова «факт», получается, что Земля вращается вокруг Солнца только после Коперника. Преимущество этого нового понятия «факта» состоит в том, что никогда не ошибешься (по крайней мере, когда утверждаешь то же, что и остальные вокруг тебя). Теория никогда не будет ложной в том смысле, что ее оспорят факты; меняться будут сами факты при каждой модификации теорий. Это переопределение, как сказал Бертран Рассел по сходному поводу, имеет все преимущества воровства по отношению к честному труду» (с. 93).
Столь разительно мощная попытка не просто сказать, но и «экспериментально доказать», что король голый – ибо полемика вокруг пародии А.Сокала на постмодернистскую науку породила целую литературу, – ставит много вопросов.
Теперь самое время сказать несколько слов о способах борьбы с БСК. Обычные пути – доводы, споры, презрительное игнорирование и пр. – не помогают. Здесь надо просто интеллектуально и фигурально бить по морде – переходить от теории к практике. Практика здесь – это мистификация и скандал – прямо-таки experimentum crucis в сфере логики научного познания на социологическом повороте! Вспоминается не менее разительный, но совершенно такой же по мощности удар по дури – знаменитый розыгрыш, осуществленный в прошлом веке французским журналистом Габриэлем Пажесом, писавшим под псевдонимом Лео Таксиль. Этот безбожник и антиклерикал вдруг неожиданно уверовал, да так, что в веру обратил «общавшуюся с диаволом» некую Диану Воган, каковое обращение было встречено восторженно в лоне католиков-клерикалов. А Лео Таксиль за эти и подобные подвиги был удостоен визита у папы Льва XIII в Ватикане, получив святейшее благословение на дальнейшие благочестивые подвиги… После чего Лео Таксиль представил документальные и прочие неоспоримые доказательства того, что все эти годы сознательно дурачил пастырей и паству, выдавая за действительность ахинею – одну другой невероятнее. Скандал! Одно из двух, рассуждали друзья-журналисты, – либо папа не непогрешим, либо он был сообщником насмешника. Не кто иной, как автор «Забавной Библии» – не менее исполненной юмора книги, чем статьи Вольтера и «Карманное богословие» Гольбаха, – на протяжении двенадцати (!) лет дурачил папу и делал из него посмешище. Скандал!..
Сходство двух обрисованных ситуаций – «нашего» БСК и этих двух западных – разительно. Но нельзя не заметить и различий. Там – скандал. Удар по БСК! У нас – молчание. Более того! Сколько я ни пытался обнаружить тех, кто сидел у телевизора, заряжая воду или получая «устаноуку-кашпироуку», – не мог: нет этих людей! Пропали, как не было… Сколько я ни пытаюсь нынче разговаривать с прежними сторонниками идеи, что в астрологии «что-то есть», в ответ от них получаю: ну что вы, что вы, это мы так… шутя, знаете ли… Шутя!
Шутки в сторону. Когда серьезные мыслители поддаются до такой степени идеологической панике, что готовы не только хвалить, но и сами носить платье голого короля (как это делают у нас, например, сторонники «концепции» так называемой «постнеклассической» науки), – это может означать только одно: сетовавшие в прежние времена на идеологическое засилье интеллектуалы, сторонники деидеологизации, были и остаются плотью от плоти идеологии, при всяком удобном случае хватаясь в годы идеологического разброда за любую соломинку любой идеологии. Значит, они действительными интеллектуалами – людьми с самостоятельным мышлением – и не были никогда, раз не могут даже и сейчас противостоять слабенькой квазиидеологической ерунде.
Конечно, и авторы, и мы с вами понимаем, что постмодернизм вырос не на пустом месте – нужны были прежде всего социальные условия для того «социологического поворота», в котором истина – это то, что «все» знают и говорят. Но чтобы идеологи постмодернизма не просто заблуждались, а сознательно врали, убежденные, что никто не схватит за руку, нужна была еще и обусловленная научным и философским разбродом интеллектуальная ситуация, которая отражала бы логику самого познания.
Для жестких, бескомпромиссных, непримиримых к БСК критиков постмодернизма, в котором они справедливо увидели (слушайте, слушайте, авторы постмодернистски «новаторских» статей в новой четырехтомной философской энциклопедии и участники многочисленных семинаров под эгидой «Ad Marginem»!) «смешение странных недоразумений и непомерно раздутых банальностей», – для этих критиков естественно было задаться вопросом о том, «что будет после постмодернизма». Каков же их ответ? Вполне в духе самой логики своей умной книжки они считают возможными три сценария. Первый предполагает возврат к догматизму, мистицизму и религиозности, из чего вытекает безудержный иррационализм – ученая дурь, то есть, попросту говоря, развитие «от плохого к худшему». Второй – интеллектуалы станут «подобострастными защитниками» существующего социального порядка. Собственные надежды А.Сокала и Ж.Брикмона (третий сценарий) – это «появление такой интеллектуальной культуры, которая была бы рационалистической, но не догматичной, научно обоснованной, но не сциентистской, открытой, но не поверхностной и политически прогрессивной, но не сектантской». Но, добавляют они, «это, конечно, только надежда и, наверное, только мечта» (с.172).
Я от себя добавлю: в этой утопии не все утопично. Время работает на разум. Чтобы оно работало быстрее, нужно немногое – больше учителей, педагогов, способных отличить разум от БСК. Вот на это, уж действительно, вся надежда.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru