УЧЕБНИКИ N56
Русская философия в самом полном
изложении
Зеньковский В.В.
История русской философии.
М.: ЭКСМО-ПРЕСС; Фолио, 2001
До сих пор работа Зеньковского остается
наиболее полной сводкой истории русской мысли,
вышедшей из-под пера одного автора. По мнению
Зеньковского, «ключ к диалектике русской
философской мысли надо искать в проблеме
секуляризма». Свободу исследования можно
защищать, стоя на религиозной точке зрения, т.е.
исходя из церковной традиции, но отдаваясь, по
выражению Карсавина, «свободной стихии
богословских исследований». Но можно и отвергать
заранее религиозную установку и даже
принципиально защищать всецелую автономию
разума и тем самым неизбежно вступать на путь
борьбы с религиозным освещением проблем жизни.
Секуляризм на Западе пошел очень рано по второму
пути, и вся история западной культуры
развивалась под знаком борьбы с Церковью и
решительного отвержения всего, что с какой-либо
стороны может ограничить принцип «автономии»
сфер культурного творчества». Русская же
философия, как полагает Зеньковский, в наиболее
плодотворной своей части испытала влияние
первого направления секуляризма, не порывавшего
с христианством. И до сих пор в русской философии
«вокруг темы о соотношении свободы исследования
и прав традиции, темы о «разуме» и «вере» еще идет
внутренняя борьба, равновесие еще не найдено».
XVIII век Зеньковский считает прологом к
собственно истории русской философии, XIX век
вплоть до 70-х годов – первым периодом
существования русской философии, до создания
оригинальных философских систем, конец XIX и
первые два десятилетия XX века, начиная с
творчества Владимира Соловьева, – периодом
создания оригинальных русских философских
систем, и наконец, собственно XX век, период, когда
сущность русской философии автор затрудняется
определить однозначно. Строго говоря, конец XIX и
начало XX века, время расцвета русской
религиозной философии, нельзя назвать периодом
создания философских систем, поскольку
философия Соловьева и Бердяева, Булгакова и
Флоренского, Шестова и Лосского как раз
отличается отсутствием системы и во многом
сближается с западноевропейским
экзистенциализмом. К сожалению, вытесненная в
эмиграцию, русская религиозная философия в
середине XX века прекратила свое существование в
качестве живой части мировой культуры, оставшись
лишь ее величественным памятником. После же 1917
года философия в нашей стране характеризуется
как развивающаяся в ситуации, когда «рядом с
несвободной русской жизнью, принудительно
сжатой и стесненной, есть огромное явление
русской эмиграции, насчитывающей уже несколько
миллионов и имеющей возможность развивать свое
творчество в свободных условиях. К сожалению,
надежды Зеньковского, что философы эмиграции
продолжат духовный путь России, не сбылись.
Лишенные родной почвы, в неонтологичном западном
мире Бердяев, Булгаков, Шестов и др. не смогли
оставить достойного поколения учеников. И сейчас
русской философии как всемирно-исторического
феномена не существует. Но как знать, не
возродится ли она как феникс из пепла в XXI веке?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|