Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N56

Александр АВЕРЮШКИН

Рассказывают и показывают участники событий

Бойцов М., Хромова И. История послевоенного десятилетия 1945–1955: 11 кл.: Учебное пособие.

Бойцов М., Хромова И.
История послевоенного десятилетия 1945–1955: 11 кл.: Учебное пособие.
М., ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2002. – 192 с.: ил. – (Россия и мир в ХХ веке).

В этом пособии собраны документы, свидетельства и воспоминания, фотографии – словом, все то, что должно дополнять картину событий, которая рисуется перед школьником объединенными усилиями авторов учебников и учителей. По сути, это тот материал, который обычно разбросан по разным параграфам учебника в разделах «Документы», «Пополняем словарный запас» и прочее. Очень похоже на хрестоматию. Пособие построено таким образом, что о каком-либо событии читатель узнает как бы из уст его участников и очевидцев. А выдержки из различных документов составляют связное повествование, перемежающееся вопросами и пояснениями авторов.
Сама обложка (кстати, сделанная с редким для учебной книги вкусом) информативна. На сером фоне – цветные вставки (черное и желтое) и черно-белые фотографии – сталинская высотка, ядерный взрыв, «тридцатьчетверки» на улицах Берлина, разгрузка американских самолетов на аэродроме в ФРГ.
Несмотря на разнообразие представленных исторических материалов, нельзя согласиться с авторами в том, что «построение книги дает возможность читателю самому разобраться в событиях и фактах и дать оценку происходившему». В лучшем случае читатель здесь может разобраться в специально подобранных для него свидетельствах разных людей о тех или иных фактах и событиях. А подобраны они зачастую пристрастно.
В первой главе, например, рассказывается о том, что представляли собой Европа и Россия после Второй мировой войны. Страницы пестрят жалостливыми фотографиями разрушенных бомбежками европейских городов, женщин, пропалывающих огород у Бранденбургских ворот в Берлине, или «зверств» советской оккупационной армии – изображение солдата, который средь бела дня отнимает у жительницы Берлина велосипед. Вместе с этим приводятся недвусмысленные таблицы «ущерба, нанесенного промышленному производству в Германии», где указывается, что в восточной зоне потери от военных разрушений и в результате репараций превышают в два раза аналогичные потери в западных зонах (с.11). Еще таблица, говорящая о количестве промышленных предприятий, вывезенных в СССР из разных стран Европы (всего 4293 – с.12). Потом приводится мнение историка А.М.Филиппова о том, что, несмотря ни на что, все-таки «были и положительные примеры, когда репарационные изъятия давали желаемый эффект для советской экономики, в то же время не подрывая немецкой» (с.13). «Впрочем, победители увозили не только станки» – и далее следует длинный список, уточняющий количество роялей, ковров, пар обуви, вагонов посуды, тонн сахара, картофеля и овощей, сотен тысяч голов племенного скота и породистых лошадей, которые были вывезены, угнаны и т.п. из Германии. Просто татаро-монгольское иго какое-то, иначе не скажешь. Все это должно потрясать и производить впечатление. При этом у авторов, видимо, просто не хватило места поместить для сравнения цифры советских потерь, которые можно найти, например, в книге Н. Верта «История Советского государства»: 32 тыс. разрушенных предприятий; снижение поголовья лошадей на 50%; 1700 разрушенных поселков и городов, 70 тыс. деревень. Суммарные потери составили 679 млрд рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 году (Верт Н. История Советского государства. – М., 1994. – С.329).
Если не брать в расчет данные о советских потерях, возникает естественное чувство возмущения. В самом деле – «империя зла». Кругом безосновательные зверства… Правда, такая «подобранность» материалов успешно компенсируется большим количеством вопросов по всем темам, тонких и вовсе не формально-банальных.
Следующие главы рассказывают о миграционных потоках в Европе, о том, почему в послевоенной Европе стали популярны левые идеи и партии, о начале «холодной войны» и расколе Европы на Западную и Восточную, о моделях развития европейских стран, о надеждах граждан СССР на перемены к лучшему после войны; отдельная глава посвящена взаимоотношениям идеологии и культуры в послевоенном СССР, далее – глава о смерти Сталина и в заключение – повседневная жизнь советских граждан в 40–50-х годах.
Авторы пособия рассказывают о деятельности коммунистических партий в Европе, демонстрируя при этом довольно редкую сегодня взвешенность оценок. Обратившись к главе «Левый марш», читатель познакомится с выдержками из воспоминаний Луи Арагона и Пальмиро Тольятти и узнает заодно, что последний – это не город в Поволжье, а лидер итальянских коммунистов. Здесь также приводится небольшой отрывок из воспоминаний Пьера Паоло Пазолини, в котором режиссер рассказывает о том, как и почему он стал коммунистом. А затем школьникам предлагают подумать над непраздными вопросами, а именно, в чем «могли состоять особенности того марксизма, которым увлекался Пазолини? Похож ли он, например, на марксизм того же времени, но советского образца?» (с.42).
Еще несколько слов о главе «Художник и власть». Ее основные сюжеты – обвинения Зощенко, Ахматовой, рассказ о неугодных советской власти художниках и режиссерах. Здесь же есть репродукция остроумнейшей картины Г.Н. Горелова «Богатыри и Сталин» (начало
50-х годов), где «отец всех народов» изображен рядом со знаменитыми тремя богатырями Васнецова, и все они смотрят куда-то вдаль (с.110).
Однако остается не ясно, зачем властям понадобилось «еще усилить свое и без того пристальное внимание к культуре»? Неужели просто из вредности? Было бы уместно объяснить усиление этого «пристального внимания». Ведь известно, что именно ситуация голода 1946 года побудила власти «нажать» на интеллигенцию.
…Большинство сюжетов книги, конечно, политические. Но эту политическую историю авторам удалось рассказать увлекательно. Не в последнюю очередь благодаря аутентичному иллюстративному материалу: в пособии много не только фотографий, но и репродукций политических карикатур, агитационных плакатов. Школьников, безусловно, порадуют сатирические стихи из известного советского журнала «Крокодил», к материалам которого неоднократно обращаются авторы на страницах своего пособия. Из этого журнала, к примеру, взята стихотворная иллюстрация нелюбви советских властей к стилягам:

… Боря Н. Одет «интеллигентно»:
кепка-блинчик «Всем я нос утру».
Из-под кепки – чудо перманента,
Вьется, вьется чубчик по ветру…
…Боря всесторонне завивался,
но односторонне развивался.

Таких приятных мелочей в пособии много, оно фактически из них состоит. Словом, чтение этой книги доставит читателю (и не только школьнику и учителю!) немало интеллектуальных эмоций. Тем более когда в представлении потенциального читателя школьный учебник – это прежде всего нечто занудное и призванное навевать скуку. Это же, не побоимся этого слова, остроумно составленное пособие совершенно точно не даст школьнику заснуть на уроке истории.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru