УЧЕБНИКИ N56
А.Н.КУРАЕВ,
преподаватель истории
Выготский не догадался
Берельковский И.В., Павлов Л.С.
История: методика преподавания.
М., «Поматур», 2001. – 335 с.
Школа – это место, где надо уметь
говорить просто о сложном. Самое важное для
педагога, на мой взгляд, иметь четкое
представление о том, для кого ты работаешь и
насколько хорошо тебя понимают. Существует
легенда о том, как Эйнштейн решал задачки по
физике для соседского парнишки за конфетки.
Гениальность соседствует с детскостью, но
случаев таких в истории очень мало. Однако для
того, чтобы хорошо понимать школьника, учитель
сам должен быть немного ребенком.
Авторы методик преподавания – люди особенные.
Они общаются на своем особенном языке и
затрагивают особенные темы. Вообще
педагогическая методика – дело особенное, не
всякому доступное. Но можно попытаться
приобщиться.
«Пособие, предназначенное начинающим учителям и
студентам, раскрывает требования к
профессиональной, научно-теоретической и
методической подготовке современного учителя
истории в условиях кардинального обновления
школьного исторического и обществоведческого
образования» (с. 3), – гласит пособие
И.В.Берельковского и Л.С.Павлова «История:
методика преподавания» (правда, под обложкой
значится, что книгу писали еще двадцать человек
– огромный коллектив!). Кажется, это касается и
меня. Я молодой историк, преподаю в переходное
время. Чему-то, наверное, смогу научиться…
К сожалению, юный трепет проходит, как только
начинаешь воочию представлять себе воплощенные
в явь рекомендации.
На с. 106 дается совет: «…устно сообщить тему и
мотивировать ее значение, помочь учащимся
записать в тетрадях тему, план и литературу».
Непонятно, почему тему нельзя написать на доске,
ведь в противном случае мои семиклашки двадцать
раз переспросят, а потом все равно запишут
неправильно. Но ведь уже оговорено, что нужно
помочь им записать тему. Так и пройдет урок, если
им вдобавок начать диктовать литературу и план
занятия (зачем им этот план?).
На с. 107 среди профессиональных советов
встречается такой: «…своевременно применять
средства наглядности, чувствовать и понимать
реакцию класса». Чувствовать и понимать – это,
конечно, хорошо, но вот как этого добиться – все
двадцать с лишним авторов таинственно
умалчивают. Сразу вспоминается история актера
Александра Белявского, который жаловался
Станиславу Говорухину на сценарий будущего
фильма «Место встречи изменить нельзя». Он
недоумевал по поводу того, как ему изобразить в
кадре рекомендацию «матерый бандит Фокс
звериным чутьем чувствует засаду». Но Белявский
– профессиональный актер, он нашел выход. А вдруг
я не так талантлив?
Или вот еще задачка для актерской копилки. Одна
из педагогических технологий называется «Атака
мыслей». На первом этапе «атакующего» урока
«сообщается тема, цель и пробуждается интерес».
Опять встает вопрос: как пробудить интерес?
Сообщением темы тут не отделаешься, у ребят за
пределами школы своих увлекательных тем
предостаточно.
При этом следует не путать «Атаку мыслей» с
«Мозговым штурмом»! Он тоже здесь присутствует
на с. 145. Есть даже зверский допрос учеников на
уроке, название которого звучит как
бухенвальдский набат – «Огонь по стоящим» (с. 146).
Я уж не говорю о «технике аквариума» (умолкаю как
рыба на с. 148).
Инсценировка исторического суда обставляется
трогательными рекомендациями (все через
запятую): «Оформление класса: как минимум –
расстановка парт, присяжные, свидетели и зрители,
судья, обвиняемые, прокурор»
(с. 159). Надеюсь, что расставлять парты и
обвиняемых придется не у стенки.
А вот что касается оскорблений, нанесенных
народам Руси в XII–XIV вв., так они все уже
подсчитаны (с. 191). В совокупности – 160 вторжений.
Россия в таблице выглядит как шайба между двумя
рядами клюшек: шведы – 26 раз, литовцы – 14 раз,
норвежцы (?) и шведы вместе – 5 раз, монголо-татары
– 15 раз. Счет не в пользу России – 160:0. Очень
актуально в свете наших олимпийских успехов.
Шведы хоть и наведывались больше двадцати раз, а
не смогли так развернуться, как орды Батыя.
Молодцы, степняки. Главное ведь не количество, а
качество. Кстати, откуда взялись эти количества и
что считать единицей набега – непонятно. Зато
теперь мы можем предъявлять претензии шведам,
требовать компенсации за разорения: вон, мол,
татары какие были дикие, а и то меньше нас
тревожили, чем вы, европейцы.
Есть в книге и мимоходом улучшенное учение
Л.С.Выготского: «Реализуются эти принципы через
массу приемов, среди которых на первый план
обычно выдвигают знаменитые шаталовские опорные
сигналы. Иногда их называют опорными
конспектами, но между ними и конспектами (стиль
автора. – А.К.) принципиальная разница. Ее одним
из первых «уловил» учитель С.О.Корягин:
«В.Ф.Шаталов совершил дерзкую (и удавшуюся)
попытку графически, с помощью символов, сигналов,
выразить то, что для выдающегося психолога
Л.С.Выготского казалось невозможным, –
внутреннюю речь» (с. 169).
Вот так и получается: академик Л.С.Выготский – не
смог, В.Ф.Шаталов смог, но не понял, а учитель
С.О.Корягин все «уловил». Так-то вот, Лев
Семенович, лучше надо было работать над своими
трудами.
Уроки, как выясняется, содержат разные задачи.
Так, по классификации А.А.Вагина, в 8–10 классах
можно проводить урок выработки умений и навыков
или урок применения знаний. Интересно, как
ученики должны применить свои знания об
опричнине или гулаговских зверствах? И ни в коем
случае нельзя вырабатывать навыки на уроке
разбора!
Хочется иногда спросить авторов всех этих
методик: видели ли вы когда-нибудь живого
школьника, интересовались ли, о чем он думает? А
школьного учителя, который должен за сорок минут
успеть все? А среднюю, самую среднюю российскую
школу вы когда последний раз посещали?
Сорок минут, около тридцати человек в классе,
большинству из которых нужно разъяснять
элементарные слова, – вот сегодняшняя
реальность.
«Поморы – это издевательства над людьми,
бумажная волокита – оригами, предпосылка –
когда перед посылкой приносят что-то еще». Так
ученики понимают слова, встречающиеся в тексте
массового учебника истории. А ведь считается, что
они читают и понимают эту книгу! Согласен, что
объяснения во многом зависят от учителя. В этом
ему и надо помочь. Как подоходчивее объяснить
детям такое, казалось бы, простое слово, как
«реформа»? А ведь с теми же семиклассниками
приходится говорить о реформации.
Тем временем методисты всерьез рассуждают о том,
как нужно определять понятие «урок»: «урок
истории – это занятия, которые учитель ведет с
классом в школе» (с. 83).
Нет, не научусь я у этой книги многому. И, как
обычно, с вопросами и проблемами своими пойду к
старшему коллеге, школьной учительнице истории.
Она-то учеников видела, поделится своими
навыками. Пусть они ремесленные, а не
теоретические, но с ними себя чувствуешь
увереннее. Наверное, не дорос я еще до
методического уровня. Быть может, я еще в чем-то
ребенок…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|