УЧЕБНИКИ N56
Шансы Печорина
Долинина С.Я.
Литературный турнир: разработки уроков для 6–11
классов.
М.: Флинта: Наука, 2001. – 224с.
«Что наша жизнь?..» И дальше такое емкое,
сакраментальное, отчаянное: «Игра!!!» Эдак
басовито, по-шаляпински. Кто-то, может быть, не
согласится с таким ответом. А мы вовсе и не
собираемся затевать мировоззренческие прения.
Но непроизвольно – хотите того или нет – память
выдает этот музыкальный фрагмент – заставку к
знаменитой телевикторине. Я листаю
«Литературный турнир» С.Я.Долининой.
Методисты советских времен не особо баловали
школьников изысками. Эмансипация школы повлекла
за собой совершенно естественный «прорыв» в
области методического обеспечения. Работать по
старинке уважающий себя и учеников педагог не
может, не должен. Сейчас никому не нужно особо
объяснять эффективность «игрового начала» в
обучении. Рассматриваемое издание раскрывает
материалы программы по литературе (с 6 по 11 класс!)
через серию сценариев «литературных
турниров-уроков». С древнейших времен
человечество играет, соревнуется. Агональность
– рискнем сказать – лейтмотив античности, эпохи
заложившей основы европейской цивилизации,
нашей цивилизации. Интеллектуальные дуэли –
любимейшее времяпрепровождение тех же греков.
Вспомним, что каждая копия-издание
драматургических произведений обязательно
сопровождалась списком регалий, сведениями о
том, сколько раз и на каких Играх побеждал данный
текст.
Итак, турнир-урок. Нет, просто Турнир! Адреналин…
азарт… активизация глубинных пластов психики –
не больше и не меньше. И при этом главное
достоинство книги – ее утилитарность. Это
детально проработанные, реальные сценарии (или
планы-конспекты) урока. Тематический охват – от
древнегреческих мифов и баллад Жуковского до
«Мастера и Маргариты» Булгакова. Справится и
студент-практикант, а преподаватель с опытом – и
подавно. Но и, конечно, внесут что-то свое,
дополнят. Сам автор призывает относиться к своим
разработкам как к «конструктору», неким исходным
моделям.
Автор проводит принципиальную черту между
предложенной «турнирной системой» и различного
рода викторинами. Отличие же вот каково: для
викторины не суть важна, глубина постижения
материала; хорошая, быстрая память,
репродуктивный уровень – и все. Но кроссворды
можно и дома, на досуге, решать… Турнирные же
конкурсы «строятся не на выборочном, а на
системном анализе произведения».
«Художественный текст рассматривается в его
ключевых аспектах, таких, как тематика
произведения, проблематика, идея, изображенный
мир, художественная речь, композиция» (с. 7). И
ребята работают. Мыслят, анализируют, а не просто
припоминают все два часа, что длится турнир-урок.
Теперь об организации турнира. Класс делится на
две играющие команды и болельщиков (что весьма
условно: ведь болельщики также активны). Далее –
конкурсы… Нет смысла раскрывать их содержание
(исчерпывающее описание – в книге), скажем
только, что они достаточно типичны и знакомы по
игровым передачам. Разминка, конкурс капитанов,
конкурс болельщиков…
Особенно интересен конкурс артефактов – «Мир
литературных вещей». Учащиеся знакомятся с
«фактурой» литературного бытия, пытаясь угадать
литературные связи и значение реального
исторического предмета. Приносят детям череп и
просят откомментировать «вещдок». Один берет в
руки и с ходу: «…Бедный Йорик… Я знал его,
Горацио...» А другой: «Ничего подобного! Из этого
черепа пил Воланд… на балу у Гоголя. Близь
Диканьки... А потом – Вещий Олег наступил…
случайно…» Судя по опыту автора пособия (а он
немалый – семь лет турнирной «обкатки»), такие
курьезы нередки. А может быть, кто-то совсем
«продвинутый», готовый Андроников, скажет:
«Ибикус! Помните, у Алексея Толстого…
“Похождения Невзорова”». Для игроков «этот
конкурс один из самых интересных и
привлекательных». Хотя с наличием реальных
исторических предметов могут возникнуть вполне
объяснимые сложности (хорошо бы иметь под рукой
знакомых антикваров, а можно просто проводить
занятия в музее).
Вообще с игроками не стоит особо церемониться.
С.Я.Долинина предлагает нарочно «путать»,
подстраивать каверзы и ловушки. Скажем, по
«Капитанской дочке»: яицких казаков назвать
донскими, а следственную комиссию по
пугачевскому бунту перевести из Казани в Рязань
(с. 43). Это – ради проверки знания на общую
топографию произведения. На взгляд разработчика,
допустимо смешивать даже несколько исторических
эпох и произведений.
Ну и внутри произведения всегда найдется
материал для каверз. В романе «Отцы и дети»
Кирсанов собирается за границу, «чтобы хотя
немного рассеяться… но настал ...-й год»...
Внимание, вопрос! Что это был за год и почему
Кирсанов не смог-таки уехать за границу, как
собирался? Ответ: 1848 год. Очередная революция во
Франции, распространения которой за пределы
Западной Европы боялись в России. Выезд за
границу был запрещен… (с. 43). Молодцы наши дети,
коль справляются с такими заданиями. Есть все
шансы на филфак, да и куда угодно!
Проникшись идеей, мы тут же решили прикинуть
шансы Печорина. В порядке экспериментальной
апробации, так сказать. Память, правда, уже не та…
поэтому лермонтовский текст-шпаргалку – перед
глазами. Ну, начать с того, что пистолет Печорина
был не заряжен… А секундант Печорина – доктор
Вернер – совсем не так надежен и решителен, как
драгунский капитан, секундант Грушницкого.
Вернер: «Я не умею зарядить пистолета…
подстрелят вас, как птицу…» А кому выпал жребий
стрелять первому? Грушницкому. А кто не спал всю
ночь, читая «Пуритан» и размышляя о бренном? Кто
легкомысленно не выспался перед важным и
ответственным мероприятием? Печорин… А стреляли
господа военные, «кавказцы», верно, одинаково
метко… С шести шагов и промазать… Господин
Грушницкий!.. Ай-ай-ай.
Но с другой стороны, мотивация у Печорина
сильнее, и автор на его стороне… Удачи вам,
господа дуэлянты-конкурсанты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|