УЧЕБНИКИ N56
«Цицероном может стать каждый»
Воробьева К.В., Сергеева Е.В.
Практикум по русскому языку. Культура речи:
Учебное пособие для старшеклассников и
абитуриентов.
СПб.: Союз, 2001
Нет, авторы пособия «Практикум по
русскому языку. Культура речи» не делают таких
сенсационных заявлений. К.В.Воробьева и
Е.В.Сергеева целью своей работы называют
выработку навыков «правильно произносить слова,
образовывать словосочетания и предложения,
употреблять нужные слова в том значении, какое
они имеют в современном русском языке».
Надо сказать, что данное пособие вовсе не
является уникальным. В последнее время издается
большое количество различной учебной литературы
аналогичного содержания: справочники, словари,
практикумы, шпаргалки, тренинги, самоучители.
Авторы этих изданий (преимущественно брошюр)
обещают быстро, грамотно и, главное, без
финансовых затрат на занятия с репетитором,
сделать речь вашего ребенка красивой и
правильной и, в результате, помочь ему успешно
сдать школьные и вступительные экзамены по
русскому языку.
Учебное пособие К.В.Воробьевой и Е.В.Сергеевой
состоит из трех частей. Это упражнения по
культуре речи, комментарии к ним и приложение. В
задания, предложенные авторами книги, включены
вопросы по орфоэпии, морфологии, синтаксису,
лексике и стилистике русского языка.
Проштудировав это пособие, подросток сможет
грамотно просклонять сложное числительное,
запомнит, что выражение «играть значение» в
русском языке не существует, и, возможно,
удивится, узнав, что детская болезнь коклюш
произносится с ударением на второй слог. Кстати,
в постановке ударений авторы особенно
категоричны, ни одного случая «двойного»
ударения здесь не указано. Тем более обидно, что
издание грешит рядом опечаток, среди которых
есть и принципиальные. Так, из этого пособия
любопытный отрок не узнает, как же правильно надо
произносить слово «обеспечение». В качестве
ответа на задание ударение поставлено на
четвертый слог «че», а в кратком словаре ударений
– на третий «пе».
Некоторые упражнения по синтаксису и стилистике
даны в форме предложений с ошибками, поскольку
обычно именно в таком виде задания по культуре
речи предложены в государственных
экзаменационных тестах. А где больше всего
ошибок? Конечно, в школьных сочинениях. Так что
новые выпускники вполне могут поблагодарить
своих неграмотных предшественников за щедро
предоставленный учебный материал.
В комментариях к упражнениям К.В.Воробьева и
Е.В.Сергеева указывают на ошибки и даже объясняют
причины их появления, но вот правильный ответ,
более уместное в конкретном случае слово, авторы
подсказывают далеко не всегда. Дескать, чем
заменить все эти «драпать», «лопать», «наводить
шорох» (и это в нейтральном контексте школьного
сочинения!), думайте сами. Видимо, даже у опытных
педагогов опускаются руки от того, что «Ленский
начал хорохориться».
Повторю, что особое внимание авторы уделяют
именно «школьным» ошибкам, неправильному
употреблению лексики, наиболее актуальной для
старшеклассников и абитуриентов: «образ»,
«герой», «роль», «действие», «тема». Подробно
анализируются и случаи неверного использования
фразеологических оборотов, например: «Чаша его
терпения наконец лопнула».
Подобные опусы, а также словосочетания вроде
«любимая мозоль» или «антонимическая» пара
«паркет – линолеум», возможно, вызовут улыбку
даже у находящегося в состоянии постоянного
стресса подростка-абитуриента.
Выгодным отличием этого пособия от аналогичных
является обширное приложение, кстати, оно
составляет более половины от объема всего
издания. В приложение входят восемь словарей.
Это краткие словари синонимов, антонимов,
паронимов, ударений, современных заимствований,
устаревших слов, наиболее часто встречающихся в
произведениях школьной программы, и
орфографический словарь. Создатели пособия
рассчитывают, что с помощью этих словариков
школьник сможет закрепить полученные знания и
расширить свой лексикон.
Однако не стоит забывать, что для подготовки к
любой форме экзамена по русскому языку одного
учебного пособия явно не достаточно. И
выпускнику все же придется обратиться к более
фундаментальным трудам, в том числе и по культуре
речи.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|