Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N56

Татьяна ПУШКАРЕВА

Школьные проблемы на конференции «Крым-2002»: с трибуны и в кулуарах

Татьяна Жукова преподнесла ответный подарок Музею книги школы № 1 г. Судака от Музея учебника Министерства образования РФ
Татьяна Жукова преподнесла ответный подарок Музею книги школы № 1 г. Судака от Музея учебника Министерства образования РФ
В крымско-татарской школе г. Старый Крым гостей с радушием встречали концертом, пловом и пахлавой
В крымско-татарской школе г. Старый Крым гостей с радушием встречали концертом, пловом и пахлавой
Даля Наужокайтис приглашает школы к сотрудничеству в создании социально значимых интернет-проектов.
Даля Наужокайтис приглашает школы к сотрудничеству в создании социально значимых интернет-проектов. http://occdsb.on.ca/~ sel/
Работа секции «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки» закончилась экскурсией в Музее книги школы № 1 г. Судака
Работа секции «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки» закончилась экскурсией в Музее книги школы № 1 г. Судака

В июне прошла IX Международная библиотечная конференция «Крым-2002». С каждым годом школьная тематика становится все заметнее на этом грандиозном форуме. В этот раз на конференцию приехало почти 1300 участников из 33 стран мира, а работа секций была организована в 8 городах полуострова. Семинар «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки», на котором традиционно обсуждаются проблемы детских и школьных библиотек, в этом году получил статус секции. Работала новая секция под руководством заведующей отделом школьных библиотек Министерства образования РФ Татьяны Жуковой и исполнительного директора фонда «Крымско-татарская инициатива» Айдера Сеитосманова.
Гостей секции принимали две средние школы: по сложившейся традиции – крымско-татарская школа в г. Старый Крым, а также школа № 1 г. Судака, впервые ставшая местом проведения секции. И та, и другая школы весьма заметны в образовательном пространстве Республики Крым. В крымско-татарской школе (и это исключение для крымских школ) уже несколько лет действует компьютерный класс, а дети под руководством учителя информатики Лии Аблязовой создают свои проекты. Судакская школа пока только мечтает о компьютерах, но не менее известна, прежде всего работой своей библиотеки под руководством заведующей Галины Беловой, а также уникальным Музеем книги, живущим в стенах этой школы. По замыслу его создателя – историка, члена союза журналистов Украины Юрия Белова, – музей, где собраны не только старинные книги, но и вещи, археологические находки, может стать и, собственно, фактически уже стал основой краеведческого музея, богатого историей и именитыми горожанами Судака. Однако обсуждение проблем школьных библиотек не ограничилось стенами этих двух знаменитых в Крыме школ, школьные проблемы были затронуты на многих других секциях в многочисленных аудиториях проведения крымского форума.
Превращение школьной библиотеки в медиатеку – одна из модных нынче тем. На конференции был представлен удачный опыт такого преображения школьной библиотеки. Заведующая медиатекой гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга Людмила Андрианова рассказала, как на базе такой по-новому организованной библиотеки становится возможной реализация пресловутого проектного метода обучения. Результатом работы питерского центра стали проекты в серии «Широка страна моя родная» – своеобразные виртуальные путешествия, которые проводят ученики под руководством библиотекаря, а также с помощью учителей информатики, географии, истории.
Кстати, на конференции была очевидно проявлена разница между отечественными и аналогичными западными проектами. Опыт проектной работы в Интернете был представлен руководителем программы по работе с одаренными детьми школы Св. Элизабет г. Оттавы (Канада) Далей Наужокайтис. Для наших канадских коллег оказывается важным не только научить ребят в своей работе объединять интеллектуальные, печатные и электронные источники. Главное, по выражению Дали, «создавать такие проекты, которые могли бы что-либо изменить в обществе». Поэтому проектная деятельность, как правило, подразумевает создание общедоступных сайтов и ресурсов силами сразу нескольких школ из нескольких стран. А помимо собственно образовательных междисциплинарных предметных ресурсов в серии «Открытие» канадскими школьниками созданы и поддерживаются такие сайты, как «Учащиеся против мин», «Будь героем-потребителем!» (направленный против американского типа потребления), «Галерея неизвестных героев и героинь», «Помогать другим людям повсюду», «Права ребенка», «Кто может поймать ветер» (посвященный альтернативным источникам энергии).
Можно было заметить, что перед образовательными библиотечными сообществами стран СНГ сегодня встают проблемы примерно одного и того же характера. В Азербайджане разрабатывается программа информатизации школьных библиотек, что уже довольно остро ставит проблему создания электронных образовательных ресурсов и формирования школьной медиатеки. Намерены в Азербайджане вслед за Россией провести и паспортизацию школьных библиотек, осуществлять ежегодный мониторинг их фондов и технического обеспечения.
Интересно, что сегодня электронные образовательные ресурсы в Азербайджане рассматривают как оперативный способ решения весьма специфической социальной задачи – перехода с кириллицы на латиницу. И если учебники были перекодированы довольно быстро, то вот огромный пласт мировой и национальной литературы оказался для нынешних азербайджанских школьников недоступен. Для решения этой проблемы поначалу были организованы мобильные библиотеки – грузовики, развозившие по районам литературу для внеклассного чтения. Сейчас силами Центра информационных ресурсов и переподготовки библиотекарей (поддерживаемого посольством США) в сотрудничестве с республиканской библиотекой создан мультимедийный продукт, включающий азербайджанскую литературу, перекодированную на латиницу. Этот диск будет распространяться по библиотекам, в том числе школьным. По словам специалиста центра Сергея Кондратьева, выступившего на секции «Ресурсы Интернета в сфере информации о правозащитной деятельности, обучения по вопросам прав человека и демократии», с помощью их электронного образовательного продукта, таким образом, была ликвидирована опасность разрыва поколений.
Наши украинские коллеги, как и мы, вдохновлены созданием образовательных порталов. А в создании и работе таврического образовательного портала вместе с крупнейшими детскими библиотеками, академическими институтами примут участие даже две школы – гимназия № 2 и гимназия № 7 г. Севастополя.
Невозможно было обойти на конференции и тему безопасности пользования Интернетом. На специальном семинаре «Экоэтика и безопасность электронной информации» выяснилось, что уже сегодня школьные и детские библиотекари просто не представляют себе, каким образом регулировать потоки интернет-информации. Можно ли устанавливать на библиотечных, школьных компьютерах фильтры, не позволяющие детям пользоваться определенными сайтами (например, пропагандирующими насилие и порнографию)? Этот вопрос продолжает в нашем библиотечном сообществе оставаться дискуссионным, в то время как в Америке установка подобных фильтров считается нарушением прав человека на доступ к информации. Впрочем, за библиотекой остается право сформулировать свои правила пользования Интернетом и строго следить за их исполнением. Все чаще речь идет не о запрете или ограничении информации, а о формировании определенной этики пользования учебным Интернетом. И формирование этой интернет-этики тоже забота библиотекарей.
В общем, всем понятно, что сегодня уже нельзя смотреть на школьную библиотеку «по-советски», как на склад учебников. Конференция показала, что все чаще школьная библиотека благодаря накопленным фондам, своей образовательной деятельности становится настоящим центром школьной жизни. Но и само расширение обычной школьной библиотеки приводит к новым сложностями. Школьные библиотекари Светлана Бойко из гимназии № 2 г. Севастополя и Вера Черномазова из гимназии № 7 г. Севастополя, решив проблему комплектования (обе школы обладают уникальным собранием литературы на иностранных языках), столкнулись с новыми проблемами: работа с накопленными фондами оказывается не под силу одному библиотекарю.
И о трудностях, и о достижениях школьных библиотек довольно трудно судить по прошедшей конференции, ведь далеко не все представители школьного образования имеют возможность приехать на этот форум. О многих интересных российских проектах участники узнавали, что называется, через третьи руки. Но хочется надеяться, что участие школьных библиотекарей в Крымской конференции будет расширяться. А создание ассоциации школьных библиотек, которое ожидается в ближайшее время, также будет способствовать этому.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru