УЧЕБНИКИ N56
Школьные проблемы на конференции
«Крым-2002»: с трибуны и в кулуарах
Татьяна Жукова преподнесла ответный
подарок Музею книги школы № 1 г. Судака от Музея
учебника Министерства образования РФ
|
В крымско-татарской школе г. Старый Крым
гостей с радушием встречали концертом, пловом и
пахлавой
|
Даля Наужокайтис приглашает школы к
сотрудничеству в создании социально значимых
интернет-проектов. http://occdsb.on.ca/~
sel/
|
Работа секции «Дети, компьютеры и
Интернет: проблемы чтения и информационной
грамотности глазами школы и библиотеки»
закончилась экскурсией в Музее книги школы № 1 г.
Судака
|
В июне прошла IX Международная
библиотечная конференция «Крым-2002». С каждым
годом школьная тематика становится все заметнее
на этом грандиозном форуме. В этот раз на
конференцию приехало почти 1300 участников из 33
стран мира, а работа секций была организована в 8
городах полуострова. Семинар «Дети, компьютеры и
Интернет: проблемы чтения и информационной
грамотности глазами школы и библиотеки», на
котором традиционно обсуждаются проблемы
детских и школьных библиотек, в этом году получил
статус секции. Работала новая секция под
руководством заведующей отделом школьных
библиотек Министерства образования РФ Татьяны
Жуковой и исполнительного директора фонда
«Крымско-татарская инициатива» Айдера
Сеитосманова.
Гостей секции принимали две средние школы: по
сложившейся традиции – крымско-татарская школа
в г. Старый Крым, а также школа № 1 г. Судака,
впервые ставшая местом проведения секции. И та, и
другая школы весьма заметны в образовательном
пространстве Республики Крым. В
крымско-татарской школе (и это исключение для
крымских школ) уже несколько лет действует
компьютерный класс, а дети под руководством
учителя информатики Лии Аблязовой создают свои
проекты. Судакская школа пока только мечтает о
компьютерах, но не менее известна, прежде всего
работой своей библиотеки под руководством
заведующей Галины Беловой, а также уникальным
Музеем книги, живущим в стенах этой школы. По
замыслу его создателя – историка, члена союза
журналистов Украины Юрия Белова, – музей, где
собраны не только старинные книги, но и вещи,
археологические находки, может стать и,
собственно, фактически уже стал основой
краеведческого музея, богатого историей и
именитыми горожанами Судака. Однако обсуждение
проблем школьных библиотек не ограничилось
стенами этих двух знаменитых в Крыме школ,
школьные проблемы были затронуты на многих
других секциях в многочисленных аудиториях
проведения крымского форума.
Превращение школьной библиотеки в медиатеку –
одна из модных нынче тем. На конференции был
представлен удачный опыт такого преображения
школьной библиотеки. Заведующая медиатекой
гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга Людмила
Андрианова рассказала, как на базе такой
по-новому организованной библиотеки становится
возможной реализация пресловутого проектного
метода обучения. Результатом работы питерского
центра стали проекты в серии «Широка страна моя
родная» – своеобразные виртуальные путешествия,
которые проводят ученики под руководством
библиотекаря, а также с помощью учителей
информатики, географии, истории.
Кстати, на конференции была очевидно проявлена
разница между отечественными и аналогичными
западными проектами. Опыт проектной работы в
Интернете был представлен руководителем
программы по работе с одаренными детьми школы Св.
Элизабет г. Оттавы (Канада) Далей Наужокайтис. Для
наших канадских коллег оказывается важным не
только научить ребят в своей работе объединять
интеллектуальные, печатные и электронные
источники. Главное, по выражению Дали, «создавать
такие проекты, которые могли бы что-либо изменить
в обществе». Поэтому проектная деятельность, как
правило, подразумевает создание общедоступных
сайтов и ресурсов силами сразу нескольких школ
из нескольких стран. А помимо собственно
образовательных междисциплинарных предметных
ресурсов в серии «Открытие» канадскими
школьниками созданы и поддерживаются такие
сайты, как «Учащиеся против мин», «Будь
героем-потребителем!» (направленный против
американского типа потребления), «Галерея
неизвестных героев и героинь», «Помогать другим
людям повсюду», «Права ребенка», «Кто может
поймать ветер» (посвященный альтернативным
источникам энергии).
Можно было заметить, что перед образовательными
библиотечными сообществами стран СНГ сегодня
встают проблемы примерно одного и того же
характера. В Азербайджане разрабатывается
программа информатизации школьных библиотек,
что уже довольно остро ставит проблему создания
электронных образовательных ресурсов и
формирования школьной медиатеки. Намерены в
Азербайджане вслед за Россией провести и
паспортизацию школьных библиотек, осуществлять
ежегодный мониторинг их фондов и технического
обеспечения.
Интересно, что сегодня электронные
образовательные ресурсы в Азербайджане
рассматривают как оперативный способ решения
весьма специфической социальной задачи –
перехода с кириллицы на латиницу. И если учебники
были перекодированы довольно быстро, то вот
огромный пласт мировой и национальной
литературы оказался для нынешних
азербайджанских школьников недоступен. Для
решения этой проблемы поначалу были
организованы мобильные библиотеки – грузовики,
развозившие по районам литературу для
внеклассного чтения. Сейчас силами Центра
информационных ресурсов и переподготовки
библиотекарей (поддерживаемого посольством США)
в сотрудничестве с республиканской библиотекой
создан мультимедийный продукт, включающий
азербайджанскую литературу, перекодированную на
латиницу. Этот диск будет распространяться по
библиотекам, в том числе школьным. По словам
специалиста центра Сергея Кондратьева,
выступившего на секции «Ресурсы Интернета в
сфере информации о правозащитной деятельности,
обучения по вопросам прав человека и
демократии», с помощью их электронного
образовательного продукта, таким образом, была
ликвидирована опасность разрыва поколений.
Наши украинские коллеги, как и мы, вдохновлены
созданием образовательных порталов. А в создании
и работе таврического образовательного портала
вместе с крупнейшими детскими библиотеками,
академическими институтами примут участие даже
две школы – гимназия № 2 и гимназия № 7 г.
Севастополя.
Невозможно было обойти на конференции и тему
безопасности пользования Интернетом. На
специальном семинаре «Экоэтика и безопасность
электронной информации» выяснилось, что уже
сегодня школьные и детские библиотекари просто
не представляют себе, каким образом регулировать
потоки интернет-информации. Можно ли
устанавливать на библиотечных, школьных
компьютерах фильтры, не позволяющие детям
пользоваться определенными сайтами (например,
пропагандирующими насилие и порнографию)? Этот
вопрос продолжает в нашем библиотечном
сообществе оставаться дискуссионным, в то время
как в Америке установка подобных фильтров
считается нарушением прав человека на доступ к
информации. Впрочем, за библиотекой остается
право сформулировать свои правила пользования
Интернетом и строго следить за их исполнением.
Все чаще речь идет не о запрете или ограничении
информации, а о формировании определенной этики
пользования учебным Интернетом. И формирование
этой интернет-этики тоже забота библиотекарей.
В общем, всем понятно, что сегодня уже нельзя
смотреть на школьную библиотеку «по-советски»,
как на склад учебников. Конференция показала, что
все чаще школьная библиотека благодаря
накопленным фондам, своей образовательной
деятельности становится настоящим центром
школьной жизни. Но и само расширение обычной
школьной библиотеки приводит к новым
сложностями. Школьные библиотекари Светлана
Бойко из гимназии № 2 г. Севастополя и Вера
Черномазова из гимназии № 7 г. Севастополя, решив
проблему комплектования (обе школы обладают
уникальным собранием литературы на иностранных
языках), столкнулись с новыми проблемами: работа
с накопленными фондами оказывается не под силу
одному библиотекарю.
И о трудностях, и о достижениях школьных
библиотек довольно трудно судить по прошедшей
конференции, ведь далеко не все представители
школьного образования имеют возможность
приехать на этот форум. О многих интересных
российских проектах участники узнавали, что
называется, через третьи руки. Но хочется
надеяться, что участие школьных библиотекарей в
Крымской конференции будет расширяться. А
создание ассоциации школьных библиотек, которое
ожидается в ближайшее время, также будет
способствовать этому.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|