Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N56

Зоя НЕФЕДОВА,
начальник Управления учебного книгоиздания, библиотек и медиатек
Министерства образования РФ

Учебное книгоиздание: итоги и перспективы

Дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития и состоянию бюджетной сферы оказывается решающим фактором, определяющим межрегиональные различия в обеспечении общеобразовательных учреждений учебной литературой.
Общая потребность школ в новых учебниках составляет 110 млн экземпляров, сводный заказ составил 76 млн экземпляров. На протяжении последних лет динамика финансирования закупок учебников из региональных бюджетов в среднем по России все же выросла почти в 2,5 раза.
Региональное финансирование составило в 2001 году 68,2%. На втором месте находятся родительские средства – 27,5%, а на долю местных (муниципальных) бюджетов приходится лишь 4,3%.
Однако средства из года в год выделяются не в полном объеме и с большими опозданиями. Так, к началу 2001/02 учебного года из региональных бюджетов поступило только 68,4% от запланированных средств, из местных бюджетов – 44,4%.
При общей тенденции роста регионального финансирования есть территории, где фактическое выделение средств из региональных бюджетов сократилось. Накануне 2001/02 учебного года в полном объеме получили средства на приобретение учебников от администраций регионов только 19,4%. В остальных регионах финансирование осуществлялось в ограниченных объемах и с большим опозданием после начала учебного года. Более того, проблема недофинансирования, как правило, не исчерпывается с началом учебного года, а осложняется и в дальнейшем.
В целом ряде районов финансовые средства выделялись только на закупки учебников для детей из малообеспеченных и многодетных семей или для начальных классов. Но даже в этих случаях средства выделяются в объемах, явно недостаточных для решения даже основных, показательных, задач.
Отсутствие или недостаток бюджетного финансирования в регионах компенсируется, как уже отмечалось выше, главным образом за счет использования родительских средств. Но учебники, закупленные на родительские средства, зачастую являются собственностью учащихся и не пополняют библиотечные фонды.
Около половины регионов (45,2%) получили заказанные учебники к новому учебному году почти в полном объеме, и порядка 42% – лишь частично. Существует необходимость в совершенствовании региональных механизмов обеспечения общеобразовательных учреждений учебниками Федерального перечня. Помимо того, что заказы общеобразовательных учреждений на учебники зачастую выполняются не полностью, были случаи, когда заказы накануне нового учебного года не собирались или вместо заказанных книг поступали другие, в том числе устаревшие.
И все же имеется в целом положительная динамика реализации заказа на бюджетные средства. Так, к 2001/02 учебному году сводный заказ был реализован за счет средств регионального и местных бюджетов на уровне 72,8%, тогда как к 2000/01 учебному году – на 57,8%. За счет этого увеличения происходит постепенное наращивание массы учебных изданий.
Отсутствие регулярных и достаточных поступлений новой учебной литературы негативно сказывается на состоянии учебных фондов школьных библиотек. Доля новых учебников в них не превышает 20%. При этом около 16% составляют морально устаревшие учебники, а 32% – физически изношенные книги. Средний возраст используемых в школах учебников составляет 5–6 лет, в некоторых регионах до 7–8 и более лет.
Помимо проблем с учебниками, особенно для старших классов, отмечена большая нехватка в школьных библиотеках программной художественной, детской, юношеской литературы, а также новых справочников, энциклопедий и словарей; отсутствие новой специальной коррекционной литературы; нехватка контурных карт и атласов; наблюдается лишь частичное обеспечение школ учебниками по национальному компоненту. Трудности с подпиской на периодические издания.
Особая проблема, которая начала прорабатываться еще год назад, – это проблема оптимизации Федерального перечня Министерства образования России.
Вслед за Федеральным перечнем в январе – феврале издан Перечень-Каталог в виде модуля, а на следующий год, к 2003/04 г., уже готовится большой структурированный каталог грифованной литературы.
Кроме того, если говорить в целом об информационном поле, то с головным информационным центром Министерства образования мы прорабатываем вопрос о создании информационного поля по учебному книгоизданию на основе гипертекстов. Используя данное поле, можно будет сделать серию каталогов по потребности. Сейчас вырабатываются критерии подготовки этой информации.
В последние годы ассортимент учебно-образовательной литературы для школ стал более насыщенным. Значительно расширился выбор программ, учебников, пособий. Этому во многом способствовал спрос на новые оригинальные издания, а также финансовая политика государства, проявившаяся в установлении налоговых льгот, предусмотренных Законом «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания» и существовавших в течение шести последних лет, а также в выделении субсидий, дотаций и грантов по Федеральной программе развития образования (для коррекционной школы, учебники для народов Севера, сельские библиотеки), по линии МБРР (это новые учебники по проектам НФПК), поддержка полиграфуслуг по новым учебно-образовательным изданиям через Федеральную программу Министерства печати, гранты российских фондов, закупка литературы Фондом Сороса и иные виды поддержки.
В выпуске учебников для всех образовательных учреждений, включая профобразование, по сведениям РКП, сегодня принимают участие более 150 издательств, из них для школ – 80 издательств. Из этого числа 22 издательства участвуют в Федеральном перечне, порядка 50 издательств, предполагается, будут участвовать в Каталоге (имеются в виду издательства, имеющие грифованную литературу).
К сожалению, не все выпускаемые издания получают рекомендации Министерства образования России и не все отвечают требованиям сегодняшнего дня. Поэтому одной из приоритетных задач управления в следующем году будет повышение качества учебной литературы, имеющей гриф Министерства образования России. Для этого по линии НФПК запланирована учеба издателей и авторов. После проведения оплачиваемой Всемирным банком серии семинаров скорее всего возникнет необходимость в организации постоянно действующего консультационного центра.
Качеству учебных изданий была также посвящена конференция на летней книжной ярмарке «Белые ночи» в Санкт-Петербурге.
За последние годы остро обозначилась проблема нетрадиционных форм книгоиздания и информационного обеспечения (книги на электронных носителях, интернет-магазины и т.д.). От эффективности использования информационных и коммуникационных технологий во многом будет зависеть успех всего издательского дела и книгораспространения, в том числе обеспечения потребности в учебных пособиях.
Вводятся в школьную терминологию понятия «электронный учебник», «электронное учебное пособие». Следовательно, предстоит четко сформулировать концепцию и структуру нового инструмента образования, определить технологию экспертизы каждого вида электронного издания, прописать механизм обеспечения ими школ. Это тоже для управления и смежных структур одна из задач на 2002/03 учебный год и на перспективу.
Для системы профессионального образования предполагается наряду с анализом обеспеченности ПТУ, колледжей, техникумов и вузов попытаться, исходя из целей модернизации, выстроить преемственные, законченные линии по изданию учебников для наиболее приоритетных с точки зрения потребности экономики и промышленности специальностей. Запланировано по этой теме проведение НИРа по созданию вертикально интегрированных учебных коллективов.
Еще одно приоритетное направление – создание и государственная поддержка эффективной информационной и товаропроводящей инфраструктуры для учебного книгоиздания с целью уменьшения прямых и косвенных издательских затрат, связанных с продвижением, хранением и сбытом учебной литературы.
Несколько слов о национальном книгоиздании. Сегодня это широкий спектр задач – от издания литературы на языках титульных народов до сохранения литературной, письменной культуры малочисленных народов России. В контексте этих проблем решаются вопросы культуры и образования, а следовательно, и вопросы издания национальных учебников и учебной литературы. И этому процессу мы будем оказывать всяческую поддержку.
Еще одно интересное направление: растет уровень деловой активности российских производителей в мировом книжном бизнесе. Устанавливают деловые контакты на двухсторонней и многосторонней основе и в области учебного книгоиздания. Об этом свидетельствуют такие международные ярмарки, как Московская международная книжная выставка-ярмарка, Франкфуртская, Шанхайская, Иерусалимская, ярмарка в Болонье и др. И мы будем поддерживать любые инициативы и предпринимать комплексные меры по расширению интеграции в мировое книгоиздание.
И в завершение еще об одной из острых проблем – проблеме школьных библиотек.
Модернизация образования происходит на фоне становления книжного рынка, рынка образовательных и информационно-библиотечных услуг. Поэтому функции библиотек образовательных учреждений (в первую очередь школьных) резко расширяются и усложняются. В контексте модернизации содержания образования меняется миссия библиотеки.
В современных условиях библиотеки образовательных учреждений выступают в новом качестве – их функции совмещаются с новыми функциями, поскольку появляются медиацентры (медиатеки). Наряду с традиционным книжным фондом в такой библиотеке теперь действуют новые рабочие зоны: видеотеки, фонотеки, диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников (CD-ROM) необходимостью в библиотеке становится наличие компьютера с доступом в Интернет, электронного каталога, а также копировальной техники.
В то же время существенно устарело нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек России.
Сегодня школьному библиотекарю недостаточно иметь только лишь «Положение о библиотеке» и «Должностные инструкции». Нужен полный пакет документов, определяющий роль и место библиотеки в учебно-воспитательном процессе. Попытаемся изжить практику копирования документов Министерства культуры – нужны свои, отраслевые документы, учитывающие и отражающие специфику работы библиотеки в школе: например, документ «О статусе российской школьной библиотеки», «Сборник Государственных стандартов (ГОСТов) для школьной библиотеки», новое «Штатное расписание школьной библиотеки с вводом новых должностей (например, библиограф, медиаспециалист); качественно новые «Должностные инструкции сотрудников школьной библиотеки»
Сегодня нет типичной картины состояния дел в вопросах формирования (состояния) книжных фондов даже в пределах одного региона России. Поэтому первоочередная задача – выявить реальное состояние фондов школьных библиотек.
Помимо недооснащения фондов наблюдается технологическое отставание деятельности школьных библиотек от библиотек других систем и ведомств. Тенденция увеличения информационно-книжного потока усложняет работу современного учителя. Специалисты школьных библиотек постепенно становятся посредниками между постоянно возрастающими информационными ресурсами образования и усложняющимися запросами учителей-предметников. Чтобы быть сегодня профессиональными специалистами по информации, школьные библиотекари должны быть обеспечены новыми информационными технологиями.
Поэтому для внедрения информационных технологий нужна широкомасштабная профессиональная переподготовка школьных библиотекарей. Сегодня стоит задача – объединив все существующие ресурсы, в том числе системы ИПК, – сформировать новую инфраструктуру непрерывного образования библиотекарей образованных учреждений, включая ПТУ и техникумы.
В регионах генерируются уникальный опыт и новые направления библиотечной деятельности. Поэтому предлагается на базе нескольких регионов провести исследование по теме «Библиотеки образовательных учреждений в контексте модернизации образования».
Основные проблемы необходимо предварительно обсудить на региональных (зональных) совещаниях специалистов школьных библиотек и медиатек. По результатам этих обсуждений можно будет провести Всероссийское совещание специалистов библиотек и медиатек образовательных учреждений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru