РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ
Цена золотой рыбки
...Так надо ли сознательно приучать
ребенка к трудностям? Или силы на их преодоление
дает родительская любовь?
Вы никогда не обращали внимания, какой
второй вопрос очень часто задают взрослые
ребенку 3–4 лет, знакомясь с ним? Ну, сначала,
естественно: «Как тебя зовут?» Моя дочь снимает
панамку и радостно на всю улицу кричит:
«Сашенька!» Потом крутит головой, чтобы ее
получше рассмотрели и опять напяливает свою
красную шапочку. Второй же предмет интереса
повергает ее в уныние: «А в садик ты ходишь?»
Сашка прячет глаза, отходит шага на два и молчит,
упрямо сжав губы. Пожалуй, это единственная тема
для разговора, которую не поддерживает моя дочь.
А вот мне есть что рассказать. Не при ней, чтобы не
травмировать еще раз. Чтобы не напоминать те
осенние дни, которые она вот уже год не может
забыть.
А случилось вот что. Сашке исполнилось три года,
ей явно не хватало общения с детьми, меня ждала
работа, и мы решили записаться в детский сад.
Заведующая поставила условие – ребенка берем, но
за «спонсорский взнос».
– Купите в сад аквариум.
– Хорошо. Только через две недели, когда Сашенька
привыкнет и будет ходить в сад на полный день.
Накануне я сказала и потом еще раз пятнадцать
повторила Сашке самые важные, как потом
оказалось, слова:
– Сашенька, из сада можно уходить только с мамой
и папой, больше ни с кем. Это первое правило. И
второе правило: все, что будет тебя беспокоить,
сразу рассказывай мне. Поняла?
Первый день в саду прошел гладко. Я пришла через
три часа, Сашка удивилась.
– Я останусь.
– Но у тебя тут нет пижамки, чтобы спать.
– Хорошо, тогда завтра.
На следующий день я обнаружила, что дочь гуляет в
незашнурованных ботинках и веревочка, которой
были связаны варежки, оказалась поверх куртки.
Сашка уже не собиралась оставаться, бросилась ко
мне со слезами на глазах и всю дорогу домой
рассказывала, как какой-то мальчик за завтраком
отобрал у нее кусок хлеба. На четвертый день с
утра она уже рыдала в своей кроватке: «Не пойду в
сад».
Я сделала ошибку. Уговорила ее ехать. Дальше все
происходило так быстро, что я перестала слушать
свой внутренний голос, положившись на
педагогический опыт преподавателей и умные
книжки. Это было предательство с моей стороны.
Боюсь, и через десять лет при воспоминании о том,
как я оставила плачущую дочь в саду, послушавшись
совета посторонних теток, пусть даже и
«профессиональных воспитателей», сердце так же
сожмется болью, как сейчас. Вот хроника событий
того дня.
Я привезла Сашку в сад, она начала опять плакать.
Заведующая посоветовала мне: уходите, она
быстрее успокоится. Я знаю, что говорю, не первая
она у меня такая. И я ушла. (Кстати, практически
каждый ребенок плачет, оставаясь в саду без мамы.
Некоторые – три дня, другие – долгие месяцы.
Обычная картина: дитя рыдает, держась за мамину
шею, а мускулистая воспитательница отдирает
ребенка от мамы и запихивает в игровую комнату. В
процесс привыкания к саду входят и бесконечные
болезни – в среднем по два раза в месяц. Все это в
педагогической науке считается нормой!)
Через час, уже из дому, я позвонила заведующей,
чтобы узнать, как там Сашка, и услышала: «Все в
порядке. Она сразу же успокоилась и пошла
играть». Это стандартный ответ. «Все в порядке,
ну, немножко похныкал. Да, все съел, чуть-чуть
оставил. Играл, рисовал». Я приходила все эти дни
за Сашкой днем и видела, что воспитатели
родителям врут! Дети, у которых «все в порядке»,
стояли в сторонке и рыдали, причитая: «Где моя
мама?», а воспитательница, на лице которой крупно
написано: «Вы мне осточертели», не обращала на
них никакого внимания.
Еще через час заведующая сняла трубку, и я
услышала фоном к ее «алло» рев моей Сашки. «Это
моя плачет?» Ответ: «Да, что-то захныкала,
приезжайте».
Сашка бросилась ко мне на шею. От нее пахло, как от
бомжа. Спрашиваю заведующую: «Ее стошнило?» Та
смотрит на меня ясными глазами и говорит: «Нет,
что вы, она же ничего не ела».
Сашка попросилась в туалет, и мы остались одни.
– Сашенька, что случилось? – Теперь уже вижу, что
она даже не переодета! Следы рвоты на свитере и
брюках.
– Да, мама, меня напоили за завтраком (то есть в
девять утра!) каким-то противным, и у меня все
вылилось!
Иду опять к заведующей, чтобы выяснить, чем ее
напоили. И слышу ответ: «Что вы ее слушаете, она
вам все врет!» – «Но моя девочка никогда мне не
врет. Она, слава Богу, еще не знает, что это такое».
Первой «раскололась» нянечка. Рассказала, что
Сашку действительно насильно напоили кофе, и ее
вытошнило. Воспитательница все сухо подтвердила.
– Но почему вы ее не переодели?
– Было не во что.
– Но у вас же правило в саду – без запасной
одежды ребенка не принимать! У нее все лежало в
шкафчике.
– Ну извините.
Мы с Сашкой приехали домой. Первое, что она
сказала, войдя в дом: «Мама, помой меня».
Выкупалась, пообедала и заснула.
Я едва сдерживала слезы и ярость. Да, у
воспитательницы их много, в тот день было девять
человек в группе (хотя некоторые управляются и с
двадцатью). Да, маленькая зарплата не располагает
к работе. Но разве это повод для нормального
человека не помочь ребенку в трудной ситуации? Я
долго сидела у распахнутого окна, пытаясь
справиться с комом в горле. Пытаясь понять.
На следующий день забрала Сашкины документы из
сада, а свою трудовую книжку с работы. И думала,
что история на этом закончится. Но ошибалась.
– Мама, а понедельник еще не скоро? – Сашка
стояла около меня с виноватыми глазами и
переминалась с ноги на ногу. Я никогда не видела
ее такой.
– А почему ты спрашиваешь?
– Я не хочу в сад!
– Доченька, в сад ты больше никогда не пойдешь.
Меня потрясла ее реакция. Она молча повернулась и
ушла в свою комнату. И там долго было просто тихо.
Сашка начала просыпаться по ночам и кричать:
«Мама, почему ты ушла!» Во время прогулок не
подходила даже к своим друзьям, держалась за мою
руку. Ее рисунки стали черными.
Внешне мы сразу вернулись к тому образу жизни,
который вели до сада. Но этого оказалось мало. Я
постоянно была рядом (она стала отказываться
побыть даже с бабушкой или папой) и просто молила
Бога, чтобы не осталось в Сашкиной памяти
грязного следа.
Спустя месяц Сашка предложила мне пойти на
площадку, где играют дети: «А то скучно». Рисунки
обрели цвет, она начала отпускать меня в магазин
и по делам. И вдруг в альбоме опять появился
абсолютно черный рисунок.
– Сашенька, что ты нарисовала?
– Это сад. Это воспитательница, это заведующая.
Это папина машина, а это Сашенька.
Воспитательница уговаривает Сашеньку остаться в
саду, а Сашенька садится в машину и уезжает!
Последний всплеск.
Естественно, после этого случая я стала
расспрашивать своих родителей, как отдавали в
сад меня. Оказалось, что все было значительно
проще – повезло с первой воспитательницей.
Сложности начались последние полгода, когда
пришла новая воспитательница и стала издеваться
над детьми. Тогда родители меня забрали. Но вот в
чем фокус. Мне было около четырех лет. Помню дом,
свои игрушки, поездки в деревню и на юг, помню дом
до мелочей, но время, проведенное в саду, как
будто стерто ластиком. Неужели это феномен
казармы, где жизнь строго по расписанию идет
быстро и незаметно, без падений и взлетов? Если
так, то Сашке, привыкшей к новому каждый день, ко
сну и еде, когда захочется, было просто
невыносимо оставаться там, где ее «строят».
И все-таки думаю, она смогла бы приспособиться,
почувствовать плюсы общения с детьми и
отсутствия мамы. Но она не успела даже осознать
себя в новой ситуации. Ей сразу стало физически
плохо. Нынешняя детсадовская система, к
сожалению, не смогла защитить ее от элементарной
нерадивости воспитателей.
А заведующая до сих пор мечтает об аквариуме.
Какой малыш и какой ценой заплатит за золотых
рыбок в голубоватой воде?
Сейчас лето, и, пока мы гуляем с Сашкой во дворе,
мамы двухлетних детей делятся своими
переживаниями по поводу того, что не успели
записаться в сад, что заведующие просят слишком
много «спонсорских» денег. Причем отнюдь не все
мамы собираются на работу. На мой вопрос: «Зачем
же сад?» – отвечают: «Надо же приучать ребенка к
трудностям и самостоятельности!»
Как мне переубедить их? Как объяснить, что силы на
борьбу с трудностями дает родительская любовь,
родной дом, понимающие люди, друзья (а не
соперники и жертвы, коими дети часто становятся в
детсадовской обстановке). И если есть хоть
малейшая возможность оставить ребенка дома,
нужно ее использовать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|