ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
Отец Александр
Артистическая апология подлости.
Эротизм теософии. Парадный лед символизма.
Что еще? Все, что хотите.
Котелок и маска. Эластичный треск синема. Кокаин.
Флюсы цеппелинов. Царские дочери, обритые
незадолго до расстрела. Поэзия и живопись
изысканнейшие.
Серебряный век совсем короток: от мистического
дендизма в два десятилетия дошли до
цареубийства. Этот серебряный маскарад –
величайшее искушение, до сих пор непреодоленное.
Из рожденных после середины ХIХ столетия мало кто
отказал себе в удовольствии прогулок среди
меняющих личины “цветов зла” и мало кто оберег
себя от внутренних переломов и опустошений.
И поэтому каждый человек, сохранивший свои свет и
радость вопреки воле времени, достоин особого
места в нашей памяти – в оправдание прошлого
века и в утешение настоящего.
Про отца Александра Ельчанинова (1881–1934) знавшие
его говорят, что тайна его жизни – в
последовательном раскрытии легкого
педагогического дара.
Уже в юности он искренне, весело входил в заботы и
увлечения тех, кто был намного моложе. Профессор
Гарвардского университета И.Карпович вспоминает
о гимназической дружбе с Ельчаниновым: “Наша
привязанность к нему была безгранична, но
влиянием своим он пользовался с исключительной
осторожностью... Все мы были очень разные, и,
внимательно присматриваясь к естественным нашим
наклонностям, Саша старался только помочь нам
найти правильный путь в ту сторону, куда каждого
из нас влекло”.
После университета дипломированный историк был
отправлен по воинской повинности на Кавказ.
Отбыв ее, работал учителем, а потом и директором
частной гимназии в Тифлисе. Сохранилось
свидетельство одной из учениц гимназии, которая
говорит о его преподавании как о школе
восхищения, чуткости, свободы. Оно не
укладывалось ни в какую систему, перерастало
программу. В эти же годы Ельчанинов читал лекции
по истории религий на женских курсах, в
разрушенной, озлобленной, голодной стране искал,
организовывал ремесленные и спортивные занятия
для детей.
А с 1921 года начинается эпоха беженства.
Ельчанинов с семьей – на юге Франции, занимается
сельским хозяйством, дает уроки русского языка в
лицее. Но его призвание к тому времени уже
переросло рамки светской педагогики. В
стесненных, трагических условиях эмигрантского
существования это тем более заметно для
окружающих и спасительно для них. И здесь дар
учительства получает возможность раскрыться во
всей своей глубине. С 1926 года о.Александр –
священник, занимающий скромное место при Ниццком
соборе.
Монахиня Мария (Скобцова) пишет: “В нем с
необычайной отчетливостью воплотился талант к
“хождению по душам”. В собеседнике его
интересовали не его мысли, а самый основной
субстрат его души, его подлинная духовная
природа, реакция этой духовной природы на
радость и на горе, на сомнения, на утверждения
веры, на любовь, на дружбу... Он был духовником
твердым, уверенным, сильным – он действительно
вел”.
Записи отца Александра собраны его родными, сам
автор не готовил их к печати. Это дневниковые
заметки для себя, планы проповедей, черновики
будущих бесед во время исповеди. Эти наброски
часто не закончены, потому что, как считал
Ельчанинов, главные слова посылаются только в
живой беседе, когда хотя бы на миг душа
собеседника раскрывается в своей незащищенности
и замирает между серебром века, тьмой своей жизни
и Богом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|