СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Без стереотипов и баррикад
Центр нетрадиционного образования
“Ключ”
Школа – это не здание, а педагогический
состав. Если есть союз единомышленников, значит,
школа получится. И выросшим детям не будут
десятилетиями в кошмарных снах сниться
контрольные по тригонометрии или химии. И друзья
сохранятся на всю жизнь. И учителя останутся
друзьями. Так получилось и с “Ключом”. В конце
восьмидесятых встретились люди, для которых
школа осталась страшным воспоминанием. У всех
были уже свои дети. И никто не хотел, чтобы
собственные малыши прошли через то, через что
пришлось проходить родителям. Многие имели
педагогическое образование. У некоторых его не
было. Но вопросами педагогики интересовались
все. От руссоизма и толстовства до антропософии
– таков был пласт читаного-перечитаного и
осмысляемого. Образовательный центр “Ключ”
возник в 1990 году. Сначала в нем учились дети
младшего школьного возраста. Вместо классов –
разновозрастные группы, в которых все
преподавание шло по авторским программам, где
воспринимали процесс обучения только как
постоянный активный диалог между взрослыми и
детьми. Потом к первым ученикам прибавились
новые, многие из которых были старше. Им нужен был
несколько иной тип образования. Это потребовало
пересмотра не только программ, но и стиля
взаимоотношений. Вместо диалога: “учитель –
ученик”, “учитель – группа” – возникло нечто
более полифоническое: старшие ребята учили
младших, получая консультации у учителей.
Общеизвестно, что лучше всего усваиваются тобой
те элементы знания, которые ты сам кому-то
объясняешь. Именно на этом строилась в далеком XIX
веке ланкастерская школа взаимного обучения, а в
недалеком советском прошлом – занятия хороших
учеников с отстающими. Для успеха требуется
только одно: оба участника процесса должны
хотеть, чтобы все получилось. В сущности, на этом
и вообще основана любая школа: учитель хочет
учить, а ученик хочет учиться. Но существует –
увы! – стереотип восприятия, в котором учитель по
одну сторону баррикад, ученик по другую. Мы можем
быть какими угодно друзьями, но ребенок все равно
зависит от взрослого – этому его учит опыт. А
между старшими и младшими детьми такой фатальной
зависимости нет. Здесь процесс обучения более
равноправен. Постепенно разновозрастные группы
в “Ключе” разрастались: приходили все новые и
новые дети (родители где-то от кого-то как-то
услышали, что есть такая школа, где детям
комфортно, да к тому же там еще и неплохо учат).
Младшая и средняя школа по-прежнему остается в
основном разновозрастной, а ученики пятнадцати
– семнадцати лет занимаются уже в
соответствующих классах. По статусу “Ключ” –
учреждение дополнительного образования, и его
ученики все полагающиеся экзамены сдают в
экстернатах. Сдают, разумеется, успешно и в вузы
престижные тоже поступают. В этом нет ничего
удивительного. Скажите любому преподавателю
русского или математики, что класс из шести или
даже восьми человек сдал все экзамены на
“четыре” и “пять”, – знаете, какова будет
реакция? – Да если бы у меня в классе было шесть
человек, а не тридцать, я бы их тоже на отлично
подготовил! Это же практически индивидуальные
репетиторские занятия! Лучше, чем репетиторские!
При таких условиях возможны и индивидуальная
работа, и взаимообогащение учеников мнениями,
наблюдениями, методами работы, наконец. А анализ
работ каждого всеми (если ученик, разумеется, не
против) позволяет увидеть свою работу со стороны,
оценить сделанное и не сделанное. При такой
наполняемости класса преподаватель наизусть
знает слабые и сильные стороны любого из
учеников, помнит все его ошибки и может
проследить динамику их исправления. Кроме того,
условия учебного заведения дополнительного
образования дают возможность варьировать курс в
зависимости от особенностей той или иной группы.
Учителя могут без оглядки на государственные
программы создать ту систему межпредметных
связей, которая и позволяет свободно
пользоваться знаниями по одному предмету для
обогащения восприятия другого. Педагоги
“Ключа” не связаны сроками прохождения
материала. Там работают не предметники, а
единомышленники. И они всегда могут
скоординировать программы так, чтобы история
обогащала восприятие литературы, а литература
позволяла почувствовать воздух эпохи, услышать
живые ее голоса. Кроме того, здесь нет жесткой
сетки часов. Всегда можно сначала вплотную
заняться историей эпохи, а потом говорить о
литературе, живописи, музыке. Ну а кроме того,
важно не столько то, что преподавать, как то, как
преподавать. Важно не отбить навсегда охоту
узнавать что-то новое. Важно, чтобы человек знал,
что, если он чего-то не знает, это не катастрофа.
Есть книги, есть видеофильмы. Есть в конце концов
Интернет. Важнее всего научить ребят находить
ответы самостоятельно. И это возможно, если,
конечно, сначала научить их слышать вопрос или
самому его задавать. А для этого они должны
различать ЗНАНИЕ и МНЕНИЕ. Должны вырабатывать
мнение, опираясь на знание, а не наоборот. Нужно
научить их читать и понимать текст. Понимать, а не
воспринимать некритически. Как-то в одной из
государственных школ было проведено изложение
по тексту Астафьева о гелатском храме,
оскверненном во времена монголо-татарского
нашествия. В тексте автора есть фраза, что
монголо-татары, согласно своим варварским
обычаям, устраивали во всех православных храмах
конюшни и разводили костры. Вопросов текст не
вызвал. Тот же текст был дан в “Ключе”.
Немедленно возникли вопросы: “А как же уцелели
русские храмы?”, “Они же язычники, они и чужих
богов боялись! Почему же они так поступили?”,
“Может, в Гелати воины отстреливались из храма?“
Учитель спросил: “Что вызывает ваше недоверие?
История поругания храма?” “Нет, – ответил кто-то
из учеников, – слова автора, что поругание храмов
было в обычае у монголов”. По-моему, комментарии
излишни. Действительно, не было у монголов такого
обычая по отношению к любым храмам, но храм,
превращенный в сражающуюся крепость, они
уничтожали. Оставим на совести Астафьева его
случайную или намеренную ошибку. Важно, что
ученики “Ключа” продемонстрировали свое умение
думать, читая или слушая текст. Одним из методов
обучения в школе является “выездная школа”.
Учителя и ученики, покидая Москву, живут общей
жизнью, в которой образование органически
вплетено в ткань повседневности. Раньше ездили
на верхневолжские озера, где у школы был дом. К
сожалению, в 1998 году он сгорел. Теперь коллектив
осваивает все новые места: были в Красной Щели
под Геленджиком, на Тамани, в Звенигороде. К
середине 90-х годов педагогический коллектив
“Ключа” пришел к системе создания детьми
собственных проектов. Когда, например, изучали
Гомера, некоторые составляли компиляции из книг
разных авторов, решая вопрос, был ли Гомер или это
собирательно-мифологический персонаж. Другие по
Одиссее пытались, пользуясь астрономическим
глобусом и картой созвездий, прочертить путь
героя и проверить, соответствует ли он карте,
нарисованной в детском издании книги. Кто-то
сочинял историю класса в гекзаметрах и так далее.
Были и кинематографические проекты, и
театральные, и издательские. Использовался и
метод погружения, хорошо отработанный при
изучении иностранных языков. Театральные
постановки, литературные гостиные – все это тоже
живет своей жизнью в школе, делая процесс
познания радостным, творческим, трудоемким.
Разумеется, все это есть не только в” Ключе”,
подобные методы используются и в других хороших
школах. Учителя не гоняются за патентами на
авторство и предельно открыты для диалога со
всеми творческими педагогическими коллективами.
Но каждый год и каждый новый ребенок приносит с
собой новые проблемы. Одна из самых важных сейчас
– проблема встраивания выпускников в социум,
живущий подчас совсем не по тем правилам, к
которым ребята привыкли в школе. Не повредят ли
им комфортные условия маленькой школы, смогут ли
они находить общий язык с теми, кто на них не
похож, но и не поддаваться всему тому, что может
смять, изуродовать личность, чего так много в
Большом мире? Педагоги “Ключа” много думали над
этой проблемой. И пришли к выводу, что не нужно
воспитывать сопротивляемость специально, ставя
детей в жесткие условия, чтобы им потом было
легче. Лучше постараться заложить в человека
достаточное количество любви, веры в себя и
людей, воспитать в нем открытость и
независимость, столько, чтобы хватило для яркой,
интересной взрослой жизни. Тогда, если придется
сопротивляться среде, человек сумеет это
сделать. Да и кто сказал, что сопротивление – это
непременно драка, борьба, бой? В “Ключе” верят в
силу ненасильственного сопротивления,
убеждения, уважения, сотрудничества и пытаются
воспитывать свободную творческую личность,
отвечающую за свои поступки и открыто идущую
навстречу жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|