СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Семейно-клубная школа
В прошлом году, если помните, мы очень
активно обсуждали статью Анатолия
Цирульникова ( № 2 от 12 января 2002 года) о
появлении в отечественном образовании структур
нового типа – самодеятельных, выросших изнутри
педагогического процесса объединений,
ассоциаций педагогов, работающих в одном ключе,
часто параллельно официальным структурам. У
таких объединений, реальных или пока
виртуальных, есть свой круг проблем, свои
достижения, свой особенный образ жизни и
педагогики. На глазок можно выделить сразу
несколько – вальдорфские и монтессори-школы,
школы развивающего обучения, семейные и клубные
школы, православные, школы с предметной
специализацией, военные школы, классические
гимназии, реабилитационные центры…
Их много, они все разные, все -явления на
педагогическом небосклоне. И мы решили посвятить
в этом году целую полосу обзору-исследованию
таких “сетевых школ”, чтобы понять, сколько на
самом деле разных образовательных систем
существует в нашей стране. Чтобы родители могли
выбирать школу для ребенка более осознанно,
учителя – ориентироваться в педагогических
реалиях нынешнего времени более отчетливо,
образовательные управленцы – воспринимать их
более серьезно, чем прежде.
И начнем мы со школ, часто более всего на школы не
похожих – семейного, клубного типа. Школ,
созданных родителями для своих детей,
располагающихся по большей части совсем не в
школьных помещениях, имеющих совершенно иные
базовые образовательные ценности. Главными
здесь признаются бережные отношения между всеми
участниками образовательного процесса, активное
общение, создание атмосферы, уклада школы,
приближенного к человеческому, семейному,
домашнему, по образу дружеского круга. На втором
месте – получение знаний через личный опыт и
активное действие, вовлечение в образовательный
процесс всех сторон человеческой личности, а не
только интеллекта, реальное, а не дидактическое
делание, проживание культуры, а не ее изучение.
Как правило, в таких школах не больше пятидесяти
(в редких случаях – ста) детей, ровно столько,
чтобы все знали друг друга в лицо и, постоянно
пересекаясь, сотрудничали по разным поводам. При
увеличении числа учеников часто семейно-клубный
характер утрачивается, что становится причиной
некоторой тревожности и потребности
пересмотреть образовательный процесс. Проблем у
таких школ не меньше, чем у других, только они
иного свойства. Педагогам требуется особая
внимательность и душевная выносливость, для того
чтобы постоянно поддерживать сложившиеся
отношения, существенной проблемой (особенно
перед выпуском) часто становится необходимость
вживания детей в условия совершенно иной
окружающей среды, чем та, к которой они привыкли в
своей маленькой школе. Но самая главная
педагогическая задача здесь – вырастить во
взрослых и детях внутренний голос совести,
управляющий словами и поступками, научающий
ответственности, потому что внешних стимулов к
исполнительности и послушанию в таких школах,
как правило, практически нет. Все держится на
общем желании счастливо и интересно жить. О том,
как это происходит, читайте, пожалуйста, в первом
выпуске нашей новой полосы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|