ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Стратегия инициативы
Как рождается опыт взаимодействия
между школой и государством
Не компромисс, а сотрудничество
За последние три года в очень сложных и
даже драматических обстоятельствах рождается,
по-видимому, довольно эффективный механизм
взаимодействия частных, общественных,
профессиональных, научных, самых разных
инициатив с государством.
Например, “Эврика” – это частная инициатива. И
один из основных принципов эвриканского
движения как раз и состоит в том, что развитие
образования происходит на основе школьных,
учительских, директорских инициатив.
События последних лет еще раз нас в этом
убеждают.
Конечно, гладко написанные и защищенные
вывесками высоких научных инстанций концепции и
доктрины читаются легко и выглядят системными.
Но на деле оказывается, что в условиях школы ни
один системный проект не приживается, если он не
отвечает внутренним особенностям развития и
школы, и самих учителей, и директоров.
При этом важно понять, что поддерживать
необходимо именно инициативу, а не
гарантированный результат. Не передовой опыт
распространять – его достаточно лицензировать,
дальше на информационном поле рынка
образовательных услуг этот опыт найдет себе
потребителя. А вот вкладывать средства в
научно-методическую, административную или даже
материальную поддержку заявивших о себе
инициатив – это и есть, на наш взгляд, основная
стратегия модернизации, реформы и вообще любых
изменений в образовании. Но если все-таки
говорить о модернизации ведомства (не
образования – образование модернизации не
поддается, в отличие от его организационных
форм), то, с нашей точки зрения, ее задачей
является придание системе образования
инновационного характера. То есть нацеленность
на изменения, настроенность на инициативу и
разработка управленческих, финансовых и
правовых условий для проведения перемен.
В этом смысле механизм взаимодействия инициатив,
не лежащих в русле основной, официальной
стратегии Министерства образования, с нашей
точки зрения, очень важная часть школьных
перемен.
К счастью, в последнее время это хорошо понимают
и часть чиновников из высшего руководства
Министерства образования.
Ключевые заместители министра образования по
школьным направлениям: Г.Балыхин, В.Болотов и
Е.Чепурных – внимательно отнеслись в этом году к
контракту с “Эврикой” по поводу сети
федеральных экспериментальных площадок. Были
проведены две независимые экспертизы: со стороны
Экспертно-аналитического центра при НФПК и со
стороны Академии повышения квалификации
работников образования. Несколько раз
проводились совещания по результатам контракта
2001 года, и хотя не обошлось без обычных
проволочек со стороны среднего звена чиновников
и даже волокиты в отдельных случаях, но это уже
издержки многолетней практики.
Но стратегически «генералитет» Министерства
образования определился: поддержка
культурно-образовательных инициатив лежит в
русле генеральной линии.
Неизвестно, надолго ли, но главное, что эта
позиция не является результатом унизительных
компромиссов, например поддержка инициатив в
обмен на полную лояльность “Эврики”
министерству. Мы искренне надеемся, что времена,
когда в образовании торжествовал принцип «Кто
платит, тот и заказывает музыку», прошли.
Государственная мудрость в том и заключается, с
нашей точки зрения, чтобы, сохранив
принципиальные позиции, научиться сотрудничать
друг с другом.
Таким образом, контракт между Министерством
образования и Институтом образовательной
политики «Эврика» на развитие сети федеральных
экспериментальных площадок по направлению
«Федеральные авторские экспериментальные
школы» – это своего рода экспериментальная
площадка по отработке механизмов
государственно-общественного управления
образованием.
И этим летом механизм прошел необычную, но очень
серьезную проверку на прочность.
Дело в том, что, когда контракт был уже подписан,
выяснилось: деньги школам в полном объеме давать
нельзя, есть особое распоряжение правительства,
правда, оно ориентировано больше на строительные
компании и другие бизнес-проекты, но тем не
менее... Суть распоряжения в том, что надо выдать
10% от всей суммы исполнителю, он найдет остальные
деньги, сделает продукт, а затем государство
купит этот продукт, выплатив свой долг. Таким
образом расходы исполнителя компенсируются. Но
директор Института образовательной политики
“Эврика” Алла Антонова подписывать контракт в
его новой версии отказалась.
– У школ нет «оборотных средств», чтобы
разрабатывать методики, закупать оборудование
для проведения экспериментов и семинаров,
платить зарплату учителям, издавать учебные
пособия, ездить в командировки, поддерживать
свои сайты и делать многое другое, согласно
техническому заданию. А эксплуатировать
учительский энтузиазм мы не хотим.
И надо сказать, что руководство Федеральной
программы развития образования, прежде всего
заместитель министра Елена Чепурных, с
пониманием отнеслось к позиции «Эврики». Дело
затянулось чуть ли не на все лето, но в конце
концов, путем долгой работы юристов, экономистов
и многочасовыми согласованиями между
Министерством экономики и Министерством
образования, выход был найден, и с 23 июля школы
стали получать средства Федеральной программы
развития образования на проведение
экспериментальных работ по контракту 2002 года.
Всего в рамках ФПРО на развитие эвриканской сети
ФЭП выделено 40 миллионов рублей. Из них 29
миллионов – грантовый фонд, а остальные средства
– на научно-методическую поддержку, проведение
конкурса культурно-образовательных инициатив,
экспертизу проектов и отчетов, частичную оплату
региональных учебно-аналитических сессий,
поддержание сетевого взаимодействия, проведение
двух крупных конференций – весенней, проектный
запуск сети, и осенней – традиционной
конференции «Авторская школа», которая
состоится 1–5 ноября.
Что дальше?
«Эврика» начинала в середине 80-х как
клуб, затем в начале 90-х продолжила как Свободный
университет, конец 90-х и начало нового века – как
сеть. Теперь все складывается так, что «Эврика»
превращается в образовательную корпорацию. При
сохранении традиций клубного общения, сетевых
форм взаимодействия, при существующей
финансовой основе развития и набирающем обороты
государственно-общественном взаимодействии
может возникнуть особый тип образовательной
организации – корпорация. Об этом сейчас думают
Ассоциация экспертов «Эврики» и лидеры
эвриканских площадок – директора школ. Об этом
будут наши дискуссии на традиционных
эвриканских сессиях и в Москве, и в регионах.
«Эврика» продолжается.
Но память у нас хорошая, и слишком живо
воспоминание о том, как на самом взлете
общественно-педагогического движения в 1988 году
все стремительно закончилось полным разгромом и
закрытием и уничтожением и пришлось все
восстанавливать заново.
Так что, строя планы и проекты развития, надо быть
готовыми и к тому, что кто-то решит иначе и в один
миг все переменится к худшему.
Нам не привыкать, что будет, то и будет, а нам дело
делать должно.
Жизнь продолжается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|