КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ
Ангелы-хранительницы очага и
палитры
Выставка на Неглинной “Портрет жены
художника” работала значительно дольше, чем
было объявлено...
Ю.Анненков. Портрет Елены Анненковой
Успех? Бесспорный. И две, как
кажется, причины: высокий уровень живописи и
многоплановость темы. В самом деле, простое
человеческое любопытство ведет на Неглинную тех,
кому интересно, как выглядели жены знаменитых
русских художников. Других привлекает то, что в
этой экспозиции портреты запечатлевают эволюцию
живописи от начала ХIХ века до середины ХХ. Смену
стилей, направлений, подходов. Третьи хотели бы
увидеть особое отношение художника к своей
модели, отсутствующее в других его
произведениях. Социальный, эстетический,
психологический аспекты. Возможны и другие.
О женах художников чего только не написано. Особо
часто о том, как простые натурщицы становились
супругами именитых маэстро. О богемной жизни,
«свободных нравах» художнических коммун. Нравы,
они, конечно, были посвободнее к концу ХIХ века,
чем в сообществе гимназических учителей,
университетских профессоров или столпов
отечественного бизнеса. Впрочем, судя по
литературе, купцы наши вполне могли дать фору
художникам по части разного рода безобразий. Но
жены... Нет, жен своих они держали в строгости.
А жены художников? Кто они? Смотря в какие
времена, скажете вы. И будете правы. Потому что
самое сильное человеческое и эстетическое
впечатление оставляют как раз три ранних
портрета, не случайно выделенных в особое
пространство. Анна Тропинина и Марфа Венецианова
– это 20-е годы ХIХ века. Настасья Левицкая – конец
ХVIII. Творчество мужей-художников хорошо
известно. Но показалось, что каждый из этих
портретов открывает что-то новое в их живописи.
Даже портрет Левицкого. «Даже» – это потому, что
он очень похож на его парадные портреты. Говорят,
что свои парадные портреты государыни
императрицы Екатерины Второй художник начинал
писать со своей Настасьи. Здесь она выглядит
покруче государыни. Властная, волевая, жесткая,
решительная. Хозяйкой в доме, по всей
вероятности, была именно она.
В.Тропинин. Портрет Анны Тропининой
И резким контрастом смотрятся «тихие
портреты» Анны Тропининой и Марфы Венециановой.
Спокойное, непоказное достоинство Тропининой,
низко повязанный платок, взгляд вовнутрь, в себя.
На портрете она чулок вяжет. Но вглядитесь в эти
руки с коротко обстриженными ногтями – сколько
же домашней работы им пришлось переделать, как
редко удавалось им отдохнуть вот как сейчас,
когда муж взялся писать ее портрет!.. А бесконечно
усталое, отрешенное лицо Марфы Венециановой,
которую гложет тяжкая болезнь, но эта женщина
думает не о себе, а о тех, кого оставляет… Право
же, ни Тропинин, ни Венецианов подобной
психологической силы и достоверности в других
своих портретах не достигали. Спутницы и опора
всей жизни. Тихие ангелы-хранители очага.
Терпеливицы…
Естественно, что образы спутниц художников ХХ
века существенно иные: меняются условия жизни, ее
ритмы, меняется положение женщины в обществе.
Подруги, натурщицы, модели, которых берут в жены,
теперь нередко становятся коллегами. Но для
мужей вряд ли их художественные умения всегда
были главными. Именно тот случай – у
бубнововалетца Ильи Машкова. «Дама с
контрабасом» (1915 г.). Не художницу
Е.Федорову-Машкову писал он, а красивое,
чувственное тело в соразмерном окружении
больших музыкальных инструментов (рояль,
контрабас) и спелых тыкв. В отличие от Е.Федоровой
Н.Удальцова владела не роскошным телом, но
крупным талантом. И ее напряженная внутренняя
жизнь, запрятанная в хрупком облике, отлично
читается на портрете А.Древина.
К.Маковский. Портрет Юлии Маковской
Множество признаний в любви прочли
зрители на этой выставке. У А.Лентулова –
сдержанно-восхищенное любование его Марией
Петровной, ее правильными чертами, усталыми
глазами, изящным изгибом породистой шеи. У
Д.Штеренберга, А.Шевченко, А.Осьмеркина, в
особенности же у Ю.Анненкова, преобладает, как
кажется, гордость обладания своими красавицами.
Увидели боль, предчувствие беды и восхищение
хрупкой красотой в портретах кисти М.Врубеля и
Б.Анисфельда. И оценили серьезность и нежность
Р.Фалька, окружившего свою модель многослойным
облаком валансьенских кружев.
Характеры, судьбы, отношения… И конечно же
изменения художественного языка. Здесь тоже
много любопытного – от полной зашифрованности
объекта в полотне кубофутуриста И.Пуни до отказа
в пользу объекта от присущего А.Лентулову
красочного озорства. А вот И.Бродский становится
как бы Борисовым-Мусатовым, изобразив свою
женщину в атмосфере старинной усадьбы.
Изменения живописного языка, изменения
социальных идеалов и типа женственности. Об этом
дает четкое представление холст А.Дейнеки (1935 г.),
выразившего в облике Серафимы Лычевой идеал
«женщины эпохи социализма» – волевой,
спортивной, целеустремленной.
И этот образ полностью совпадает с типажами и
духом его больших композиционных картин тех лет.
Что было первичным – большой вопрос.
Выставки в Московском центре искусств на
Неглинной хороши своей серьезностью, отказом от
всеохватности, умением обозначить внутреннюю
тему и выразить ее тщательным подбором очень
качественной живописи. Ведь помимо упомянутых в
нашем кратком обзоре последняя выставка на
Неглинной включает произведения Крамского,
Репина, Петрова-Водкина, Кустодиева, Григорьева и
других первоклассных мастеров из фондов
Русского музея и частных коллекций. Культура
экспозиции очень высока, ибо имеет внутреннюю
логику и не отличается многословием. Живописи
там просторно и спокойно. Ряд выставок
прошедшего сезона заставляет подозревать, что у
Центра искусств есть хорошо продуманная
долгосрочная программа. «Портрет жены
художника» – лишь одно ее звено, которое потянет
за собой остальные. Не менее интересные, надеюсь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|