ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Иван ОКУЛОВ,
Анастасия РЯЗАНОВА
Не торопитесь в первый вагон
У вашего «поезда» – свое расписание
О том, как подготовить к школе
проблемных первоклашек, нашему корреспонденту
рассказывает психолог Центра лечебной
педагогики Анастасия РЯЗАНОВА.
– Представьте себе мир в виде простой
луковицы, где в центре – ваш ребенок. Первая
оболочка – родители. Затем братья, сестры,
родственники, товарищи по играм, учителя,
школьники. Все эти социумы и есть «луковка
жизни». На каждом уровне ребенка должны принять
как сына, как ученика, как друга. Ваша задача –
помочь ему в этом продвижении в мир.
– То есть надо как бы проиграть ситуацию,
устроить своеобразный театр?
– Очень важно, чтобы ребенок еще до школы получил
опыт пребывания в разных сообществах, в разных
социальных средах. В Центре лечебной педагогики
мы стремимся создать широкий спектр
терапевтических сред и вместе с ребенком их
освоить. Занимаемся в основном с детьми, имеющими
множественные нарушения развития, из-за которых
они чаще всего не попадают в школу вообще.
Пытаемся «разбудить» и самих детей, и глухое к их
проблемам общество. Для приготовишек оборудован
небольшой уютный класс с партами и доской. То
есть воссоздана обычная школьная обстановка.
Но самое главное в подготовке – социальная
адаптация. Дети примеряют на себя роль ученика,
знакомятся с партнерами по социуму – другими
учениками, учителем. Узнают на практике правила
поведения: на уроке нельзя играть, нужно слушать
учителя. Пошалить можно, но на перемене.
Маленькому человеку, имеющему нарушения
развития, сложно концентрироваться, он быстро
устает. Поэтому уроки очень короткие и после
каждого следуют моменты, приносящие
расслабление и радость: игра, чаепитие с
различными вкусностями и так далее.
Еще очень важен подбор групп. Мы считаем, что они
должны быть интегративными, чтобы в одну группу
попадали дети с разными проблемами и разными
способностями. Для одних – это проблема
эмоционально-волевой сферы общения. При этом
интеллектуальные возможности могут быть выше,
чем у детей, у которых ведущими являются
интеллектуальные нарушения, а эмоциональная
сфера сохранена. Другие гораздо более развиты
эмоционально. Например, ребята с синдромом Дауна
чувствительны, но часто имеют определенные
поведенческие проблемы. При правильном обучении,
взаимной заинтересованности учителя и родителя
они могут быть сняты.
– А какие-то специальные навыки они в это
время приобретают?
– Разумеется. На индивидуальных занятиях
дети учатся читать, писать, считать, складывать
разрезные картинки. Конечно, не все могут этому
научиться, но мы стараемся максимально
реализовать возможности каждого ребенка. В
группе дети осваивают в основном социальную
сторону школьной жизни, связанную с системой
отношений, социальных ролей и правил. Умение
сидеть на уроке – тоже ведь специальный навык.
Большинство малышей приходят в школу, уже умея
читать и считать. И вдруг через месяц-другой
наступает регресс. Почему? Потому что помимо
собственно знаний ребенок начинает осваивать
новые правила жизни – писаные и неписаные.
Сильно изменяются отношения со сверстниками и
взрослыми, возникают и чисто учебные проблемы.
Ребенок может элементарно не успевать за темпом
изложения материала. Или, например, учитель
требует читать и писать не так, как он делал это в
привычной домашней обстановке.
Запаситесь терпением и начните подготовку
будущего первоклашки заранее. Познакомьте его с
учителем, покажите школу. Проведите по всему
зданию, расскажите про классы, учеников и
учителей, про уроки и перемены. Покинуть школу
после первого посещения лучше на какой-то
приятной ноте.
– Что делать, если ребенок не ходил ни в
детский сад, ни в центр, подобный вашему, а сидел
дома с любящей бабушкой?
– Отсутствие социального опыта, безусловно,
осложнит ему вхождение в школьную жизнь. Ребенку
с проблемами развития требуется гораздо больше
времени на освоение новой среды. Придется внести
в обычный режим и систему отношений в семье
существенные коррективы.
Главное, чтобы в предшкольный период ребенок
оказался в ситуации большей ответственности и
самостоятельности, освоил навыки
самообслуживания: сумел завязать шнурки,
расстегнуть-застегнуть крючки, молнии. Заранее
купите ему портфель. Пусть он научится
обращаться с ремешками, раскладывать карандаши,
ручки, счетные палочки, тетрадки. Если он уже
умеет убирать за собой игрушки, эта задача
значительно облегчится. Потому что собрать
портфель и ничего не забыть при этом не так-то
просто. Можно проводить занятия, развивающие
мелкую моторику. Начните с рисунка, аппликации,
лепки.
Поддержите его старания. Не забывайте постоянно
проговаривать с ребенком предстоящую новую
жизнь. Поиграйте с ним в школу. Вспомните
собственный опыт. Рассейте страхи шуткой,
поддержите примером.
– В какую школу лучше определить ребенка с
олигофренией или другим серьезным заболеванием?
– Ребенок с нарушениями развития должен быть
максимально интегрирован в обычное общество. Уже
на уровне подготовки к школе желательно не
собирать в группу детей с одним диагнозом. То же
самое относится и к школе. Лучше, когда в классе и
обычные дети, и дети с какими-либо нарушениями:
общения, в эмоциональной, интеллектуальной или
иной сферах.
Мы выбираем школу с учетом максимальной
перспективы развития ребенка. Год или даже два
готовим ребенка, а дальше он идет на
медико-психолого-педагогическую комиссию, и
родители стараются получить направление в ту
школу, в которой ребенок сможет реализовать свой
потенциал.
– Такая комиссия – серьезный экзамен и для
ребенка, и для родителей. Возможны проблемы?
– Да. Особенно для ребенка с проблемами в
эмоциональной сфере. Незнакомая ситуация,
ситуация экзамена легко может его травмировать,
не позволит проявить тот уровень возможностей,
который он демонстрирует в привычной обстановке.
Существуют и другие проблемы. Еще совсем недавно
ребенка с выраженными нарушениями развития
просто вычеркивали из жизни: мол, он необучаемый,
сдавайте его в собес, и дело с концом. И сегодня
могут посоветовать сдать ребенка в специнтернат.
Но официально подтвердить, то есть выдать
документ с формулировкой «необучаемый»,
комиссия уже не вправе. Она обязана предложить
варианты обучения. Каждый ребенок имеет право на
жизнь в семье и образование независимо от
состояния и диагноза.
Школьные проблемы гораздо чаще возникают не с
умственно отсталыми детьми, а с детьми с
сохранным интеллектом, но не обладающими
социальными навыками.
– Какой выбрать класс? Обычный или
коррекционный?
– Опыт начальных классов крайне важен для
дальнейшего обучения. У детей складываются
особые отношения с учителем. Родители тоже
должны постараться. От того, как сложатся их
собственные с учителем взаимоотношения, многое
зависит. Там, где по той или иной причине «не
приняли» родителя, могут «не принять» и ребенка.
Для того чтобы понять, будет ли вашему сыну
(дочери) комфортно в выбранной вами школе,
сходите туда сами, поговорите с родителями, дети
которых там уже учатся. Поговорите с будущим
учителем. Посмотрите внимательно, как чувствуют
себя ребята, как ведут себя на перемене.
Первое время ребенку, возможно, придется
посещать школу не одному. В идеале это мог бы быть
социальный работник или социальный педагог. К
сожалению, таких специалистов в школе, как
правило, нет. Поэтому роль сопровождающего может
выполнять мама или кто-то из близких. Хотя здесь
могут возникнуть определенные сложности: с одной
стороны, ребенок как ученик уже отделился от
семьи, с другой – он все еще нуждается в опеке.
Класс, в который вы устраиваете ребенка с
выраженными нарушениями развития, должен быть
небольшим – 10–15 учеников. Если речь идет о
ребенке с более легкими проблемами, подумайте,
что для него наиболее приемлемо: небольшая тихая
компания, когда он постоянно у учителя на виду,
или относительно большой класс, где шумнее, зато
легче спрятаться за спины других, остаться
незаметным и не отвечать на каждом уроке.
Выбирайте сами, что вам кажется более правильным.
– Ребенок стал отставать, может быть, стоит
на время забрать его из школы?
– Сначала разберитесь, почему это
случилось: действительно ли ребенок не может
справиться с программой или за этим лежат другие
проблемы? Конфликтные отношения с учителем,
одноклассниками или проблемы в семье. В
некоторых случаях лучше прервать обучение или
перевести ребенка в другой класс, в другую школу.
Иногда хватает лишь дополнительных занятий.
Возможно, необходимо подобрать другие формы
обучения. Согласиться на игротерапию или
семейную терапию, хотя, казалось бы, учебные и
семейные проблемы между собой не связаны. А
может, стоит просто снизить нагрузку. Какие-то
уроки, вызывающие отторжение, посещать меньше.
Остановиться на тех предметах, которые ребенку
нравятся, – чтении, музыке, физкультуре.
Учить его дома тоже никто не мешает. Это сложно,
но возможно. Нетрудно оформить и экстернат.
Главное – найти общий язык с учителем и
директором. Однако всегда помните, что школа –
это не только место обучения, но и среда
социализации ребенка и одна из ступеней его
интеграции в общество.
– А если все же постигла неудача и из школы
пришлось уйти?
– Не надо торопиться попасть в первый вагон.
Иногда ребенка отдают в школу, а он к ней
абсолютно не готов. В отдельных случаях
действительно обучение лучше прервать и начать
заново через год. В конце концов, и студенты берут
академку.
Для детей с нарушениями в развитии возраст, когда
они готовы к обучению, наступает позднее. Ваш
ребенок может пойти в школу и в восемь лет, и в
девять, и в десять. У него свой путь. Не надо
забывать и того, что дети с выраженными
проблемами часто одарены в какой-то одной
области. Вот у нас был мальчик музыкально
одаренный, но с очень серьезными отклонениями в
поведении. Агрессивный, мог ни с того ни с сего
немотивированно ударить соседа, из-за чего в
обычную школу он не попал. А в музыкальную взяли.
Здесь он в своей среде, здесь ему интересно,
поэтому многие проблемы сглаживаются.
В любом ребенке надо нащупать особое
пристрастие, развив которое можно достичь
успеха. А затем перенести этот успех и на другие
сферы.
– Дети бывают так жестоки. Особенно к «белым
воронам» и к «гадким утятам». Как избежать
конфликта?
– Я бы так не сказала. Детское сообщество
сильно ориентировано на того взрослого, мнение
которого для него важно. Присмотритесь: если дети
видят, что какой-то ребенок особенный, и ощущают
негативное отношение к нему его отца или матери
(бывают, к сожалению, и такие родители), то они
просто развивают это отношение. Более того, дети
чувствуют то, что взрослые часто не произносят
вслух. И демонстрируют это буквально, доводя
ситуацию до жестокости.
В классе учитель может и должен создать такую
атмосферу, при которой помочь слабенькому Васе
или Пете будет почетно. Тогда особенный ребенок
окажется нужным классу. Ведь, говоря об
интеграции, нельзя забывать, что она важна и для
обычных, здоровых учеников. Если не научишься
помогать другим – нормальным человеком не
вырастешь.
– На что еще нужно обратить внимание в
первом классе?
– На опыт успешности. Но не спешите теребить
первоклашку сразу. Первые несколько месяцев –
период адаптации, освоения новой социальной
ситуации, своей роли в ней. Итоги будете
подводить через год.
– Ну а самый первый день? Как провести этот
праздник?
– Программу первого дня узнать заранее.
Подготовить малыша к тому, что будет. Не ставить
ребенка с эмоциональными проблемами в первые
ряды. Посмотреть, чтобы рядом с ним не рвались
хлопушки, не происходило каких-то особенно ярких
событий, громкого шума. Иначе он может
отреагировать неадекватно.
Важно, чтобы первая бурная, эмоциональная
реакция не привела к отказу ходить в школу. Может
быть, стоит постоять рядом с ребенком.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|